Республиканская форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особенностей республиканской формы правления.
Соответственно данной цели были поставлены задачи:
1. Рассмотреть понятие формы правления как элемента формы государства;
2. Проанализировать понятие, признаки республиканской формы правления;
3. Охарактеризовать виды республик;
4. Дать характеристику формы правления в России.

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Теория государства является неотъемлемой частью науки теории государства  и права.

Одним из разделов, изучаемых теорией  государства, является изучение форм государственного устройства. Одним из элементов формы государства является форма государственного правления, характеризующая организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением.

Формы правления различаются в  зависимости от того, принадлежит  ли верховная власть в государстве  одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

В данной работе будет рассмотрена  республиканская форма правления.

Республика (от лат. res publica – общественное дело) - это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок.

Республика или республиканская  форма правления является весьма древней формой государственной  организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

Актуальность темы очевидна, так как научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства.

Республиканская форма правления  исследовалась в работах М.Н.Марченко, А.В.Малько, А.Д.Васильева и других.

Объектом исследования является республика как форма государственного правления.

Предметом рассмотрения данной курсовой работы являются признаки, виды республик.

Целью данной работы является анализ особенностей республиканской  формы правления.

Соответственно данной цели были поставлены задачи:

  1. Рассмотреть понятие формы правления как элемента формы государства;
  2. Проанализировать понятие, признаки республиканской формы правления;
  3. Охарактеризовать виды республик;
  4. Дать характеристику формы правления в России.

Задачей данной работы является исследование республиканской формы  правления.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В работе использовались такие  методы исследования как  сравнительно – правовой метод, метод системного анализа.

 

 

 

 

Глава 1. Понятие формы  государственного правления

1.1 Форма правления как  элемент формы государства

 

Внешним выражением содержания государства выступает его форма.

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга  по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства». Форма государства  является непосредственным выразителем  и носителем его сущности и  содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных  институтов. Форма государства выступает  как строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические  условия, национально-исторические и  религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Формы государства, так же, как и его сущность, и содержание никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. 1

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет  дать определение каждому элементу формы государства.2

Основными элементами формы государства  являются форма правления, форма  государственного устройства и государственно-правовой режим.

Чтобы получить исчерпывающую  характеристику конкретного государства  как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди  них важнейшие. К числу последних  можно отнести признаки, характеризующие  порядок формирования и организацию  высших органов государственной  власти или, иначе говоря, форму правления.

Эту сторону формы государства  определяют структура и полномочия высших органов государственной  власти страны, порядок их образования  и взаимоотношений между собой  и степень участия населения  в формировании этих органов и  влияния на принимаемые ими решения. Форма правления исторически  складывается в процессе борьбы и  взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

Термин «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран  мира ( Бразилии 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. и др.). Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.

Форму правления нельзя отождествлять  с управлением государством. Последнее  – гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными  полномочиями и отнюдь не управляет  государством.

 

1.2 Основные компоненты формы правления

 

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними3.

Понятие форма государственного правления отвечает на вопрос, кто  правит в государстве, то есть, кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

При характеристике формы  правления необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);
  • характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;
  • порядок образования;
  • степень участия населения в формировании.

Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений  главы государства, высших органов  законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически  складывается в процессе борьбы и  взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

Под формой правления подразумевают  организацию высшей государственной власти в стране, порядок создания, структуру и компетенцию ее органов, взаимодействие их между собой и населением, степень и процедуры участия последнего в их формировании.4 Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

В зависимости от особенностей формы правления все государства  подразделяются на монархии и республики.

Следует отметить, что форма  правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Это  не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет  или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться  в смысле той или иной системы  органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства, словом, как устроено разделение властей.5 И сегодня при анализе формы правления конкретного государства, прежде всего главным является не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент  организации государственной власти, поскольку отношения населения  к власти, ее роли и месту в  жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно  развитых европейских странах, как  Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д.

Как показывает исторический опыт, форме правления наряду с  известным консерватизмом присуща  и подвижность. Однако при всех изменениях форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:

  • Способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);
  • Структура органов верховной власти (законодательные органы – парламент; исполнительные органы – президент, премьер, правительство; судебные органы; глава государства – монарх, президент);
  • Распределение компетенции между высшими органами государственной власти;
  • Принципы взаимоотношения органов верховной власти;
  • Взаимоотношения государственных органов с населением.

По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на:

  • монархические (абсолютные, конституционные, парламентарные, дуалистические);
  • республиканские (президентские, парламентские, смешанные).

Таким образом, форма государства  – это способ организации политической власти, совокупность внешних признаков  государства. Форма государства  имеет три грани своего выражения: определенный порядок образования  и организации высших органов  государственной власти и управления; определенный способ территориального устройства, взаимоотношений центральной, региональной, местной властей; совокупность определенных приемов и методов  осуществления государственной (политической) власти.

Форма правления, являясь  одним из элементов формы государства, характеризует порядок образования, структуру высших органов государственной  власти, распределение полномочий между  ними, принципы и организацию взаимодействия этих органов друг с другом и с  населением. Формы правления различаются  в зависимости от того, как осуществляется верховная власть. В зависимости  от особенностей формы правления  все государства подразделяются на монархии и республики.

 

 

 

 

Глава 2. Понятие  и признаки республики

 

Одновременно с монархией  развивалась и альтернативная ей форма правления - республика. Несмотря на то что термин "республика" происходит от лат. respublicum, что означает общественное дело, республиканская форма правления зародилась в городах-государствах Древней Месопотамии в IV - III тысячелетиях до н. э. В них власть осуществлялась выборными органами власти - собранием и советом (возглавляемым правителем). В собрании, которое избирало правителя, участвовали все полноправные граждане города-государства.

В дальнейшем республика приобретает  различные конкретно-исторические формы существования. В античности она достигла своего расцвета в Афинской демократической республике (V - IV вв. до и. э.) и Римской аристократической  республике (V - II вв. до н. э.), а в средневековье сохранилась в форме городов-республик в условиях господства монархического правления.

Широкое распространение  республиканская форма правления  получила после буржуазно-демократических  революций в XVII - XVIII вв. в государствах-нациях. Эти революции были направлены против абсолютной монархии и стремились установить республику как форму правления, основанную на иных, чем монархия, принципах: народном суверенитете, выборности, гарантированности  естественных прав, разделении властей  и т.д.

Информация о работе Республиканская форма правления