Республиканская форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особенностей республиканской формы правления.
Соответственно данной цели были поставлены задачи:
1. Рассмотреть понятие формы правления как элемента формы государства;
2. Проанализировать понятие, признаки республиканской формы правления;
3. Охарактеризовать виды республик;
4. Дать характеристику формы правления в России.

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

Республика – такая форма правления, при которой глава государтсва является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от народа (избирателей) или представительного органа (парламента)6.

Республика — форма  правления, при которой главой государства  является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.).

В настоящее время республика является преобладающей формой правления  в современных государствах. Современные  республики существенно отличаются друг от друга не только названием  своих высших органов власти, принципами их взаимодействия, но и социальной эффективностью: одни из них политически  стабильны и экономически развиты, а другие переживают кризисы, потрясения, конфликты.

Общими признаками республиканской  формы правления являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной  власти7.

Существование  единоличного главы государства выражается в наличии поста президента, а коллегиальность проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При данной системе организации власти реализуется система сдержек и противовесов, которая является основой правового государства.

Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной  власти на определённый срок выражается в том, что данные органы выбираются прямым всенародным голосованием и  осуществляют свои полномочия в течение  определённого срока, установленного Конституцией.

Сейчас многие правоведы  поднимают вопрос о том, что, в  частности, в России наблюдается  перекос этого принципа со стороны  судебной ветви власти, выражающегося  в том, что судьи практически  никому не подконтрольны. В Государственной  думе уже не раз поднимался вопрос о пересмотре статуса судей. Возможно, целесообразно ввести в Конституцию  России институт выборности судей и  ограничить срок исполнения их полномочий.

Осуществление государственной  власти не по своему велению, а по поручению  народа выражается в верховенстве закона, подчинения всех органов государственной  власти закону, принципе функционирования государственной власти не ради интересов  самой государственной власти, а  в интересах народа.

Юридическая ответственность  главы государства в случаях, предусмотренных законом выражается в том, что в случае наличия признаков преступления в деяниях главы государства он должен  быть привлечён к ответственности, но перед этим он отрешается от должности. Для реализации этого положения в конституциях присутствует институт импичмента.

Обязательность решений  верховной государственной власти выражается в том, что эта власть действует в соответствии с законом  и подчиняется закону. Так в  Конституции России закреплено, что  Федеральные законы, указы президента, постановления правительства действуют  на всей территории России и подлежат обязательному исполнению.

Республиканская форма правления  в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все  больше наполнялась демократическим  содержанием.

Есть и иные, искаженные формы республики, когда президент  не избирается гражданами, а провозглашается  таковым военным или революционным  советом после государственного переворота, когда президент провозглашается  пожизненным президентом и др.

Принято делить республики на президентские (например, США) и парламентарные (например, Индия), смешанные (поулпрезидентские, полупарламентские, президентско-парламентские) республики (например, Российская Федерация). Особое распространение получила первая из этих форм.

Классификация республик  связана с тем, каким именно образом  осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством  полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам: 
как избирается парламент, как формируется правительство, какой объём правомочий принадлежит президенту.

 

 

Глава 3. Виды республиканской  формы правления

3.1 Президентская  республика

 

Президентская республика - это одна из разновидностей современной формы  государственного правления, которая  наряду с парламентаризмом соединяет  в руках президента полномочия главы  государства и главы правительства (США, Франция, Бразилия и др.)8.

Президентская республика впервые  была создана в США Конституцией 1787 г. и  стала ее классическим вариантом.

Президентская республика характеризуется  значительной ролью президента в  системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы  правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной  — в руках парламента.

Высшим должностным лицом  в президентской республике является президент, обладающий полномочиями главы  государства и главы правительства.

Признаками президентской  республики, отличающими ее от иных видов республиканского правления, являются следующие:

  • глава государства - президент одновременно является главой исполнительной власти;
  • избрание главы государства внепарламентским способом – всеобщим голосованием населения;
  • жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • наличие механизма сдержек и противовесов, когда ветви верховной власти сдерживают друг друга;
  • правительство формируется президентом с согласия парламента и ответственно перед президентом;
  • равная легитимность законодательной (парламент) и исполнительной (президент) власти, сформированных на основе всеобщих выборов.

Отличительные черты такой  формы правления: внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией  выборщиков — США), внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально  и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует  как, например, в США), или он назначает  главу правительства. Правительство  несёт ответственность только перед  президентом, а не перед парламентом, так как только президент может  отправить его в отставку. В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

К числу развитых демократических  государств с президентской формой правления относятся США, Аргентина, Мексика. Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики основаны на принципе жесткого разделения властей  с четким разграничением предметной компетенции между органами государственной  власти и действенной системой сдержек  и противовесов (средствами взаимного воздействия властей друг на друга). Это делает практически невозможным неограниченное сосредоточение государственной власти в каком-либо одном государственном органе. При этой системе действует также институт несовместимости депутатского мандата с министерским портфелем.

В странах Латинской Америки  встречается такая разновидность  формы государственного правления, как суперпрезидентская республика. Характерной чертой ее являются чрезвычайно широкие полномочия главы государства, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.

Суперпрезидентская республика — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Эта форма правления — практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью9.

Зачастую президент в  суперпрезидентской республике возглавляет одновременно и правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д.

Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.

 

3.2 Парламентская  республика

 

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть(ведущая роль) в организации государственной жизни принадлежит парламенту10.

Парламентская республика обладает следующими признаками:

  • отсутствует принцип жесткого разделения властей, существует режим сотрудничества законодательной и исполнительной властей;
  • правительство формируется победившей на выборах партией или коалицией партий, которая располагает большинством мест в парламенте;
  • правительство ответственно перед парламентом;
  • глава государства - президент - избирается парламентом и формально обладает правом назначать премьер-министра;
  • президент по конституции наделен широкими полномочиями, однако на практике он осуществляет их по предложению премьер-министра;
  • особое положение премьер-министра в системе верховной власти, обладающего значительными фактическими полномочиями в сфере исполнительной власти.

В такой республике правительство  формируется парламентским путём  из числа депутатов, принадлежащих тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остаётся у власти до тех пор, пока в парламенте партия обладает большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов11. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

 Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Помимо традиционного права - принимать законы, парламент наделяется еще одним важным правомочием - контролем за деятельностью правительства. Парламентский контроль может осуществляться в форме резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, касающемуся деятельности правительства, а также в форме парламентских расследований. Парламент вправе выразить правительству вотум недоверия; правительство, которому вынесен вотум недоверия, вынуждено уйти в отставку.

Информация о работе Республиканская форма правления