Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:55, курсовая работа
Целью данной работы является анализ особенностей республиканской формы правления.
Соответственно данной цели были поставлены задачи:
1. Рассмотреть понятие формы правления как элемента формы государства;
2. Проанализировать понятие, признаки республиканской формы правления;
3. Охарактеризовать виды республик;
4. Дать характеристику формы правления в России.
Республика – такая форма правления, при которой глава государтсва является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от народа (избирателей) или представительного органа (парламента)6.
Республика — форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.).
В настоящее время республика является преобладающей формой правления в современных государствах. Современные республики существенно отличаются друг от друга не только названием своих высших органов власти, принципами их взаимодействия, но и социальной эффективностью: одни из них политически стабильны и экономически развиты, а другие переживают кризисы, потрясения, конфликты.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
Существование единоличного главы государства выражается в наличии поста президента, а коллегиальность проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При данной системе организации власти реализуется система сдержек и противовесов, которая является основой правового государства.
Выборность на определённый
срок главы государства и других
верховных органов
Сейчас многие правоведы поднимают вопрос о том, что, в частности, в России наблюдается перекос этого принципа со стороны судебной ветви власти, выражающегося в том, что судьи практически никому не подконтрольны. В Государственной думе уже не раз поднимался вопрос о пересмотре статуса судей. Возможно, целесообразно ввести в Конституцию России институт выборности судей и ограничить срок исполнения их полномочий.
Осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа выражается в верховенстве закона, подчинения всех органов государственной власти закону, принципе функционирования государственной власти не ради интересов самой государственной власти, а в интересах народа.
Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом выражается в том, что в случае наличия признаков преступления в деяниях главы государства он должен быть привлечён к ответственности, но перед этим он отрешается от должности. Для реализации этого положения в конституциях присутствует институт импичмента.
Обязательность решений
верховной государственной
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Есть и иные, искаженные
формы республики, когда президент
не избирается гражданами, а провозглашается
таковым военным или
Принято делить республики на президентские (например, США) и парламентарные (например, Индия), смешанные (поулпрезидентские, полупарламентские, президентско-парламентские) республики (например, Российская Федерация). Особое распространение получила первая из этих форм.
Классификация республик
связана с тем, каким именно образом
осуществляется государственная власть,
и кто из субъектов государственно-
как избирается парламент, как формируется
правительство, какой объём правомочий
принадлежит президенту.
Глава 3. Виды республиканской формы правления
3.1 Президентская республика
Президентская республика - это одна
из разновидностей современной формы
государственного правления, которая
наряду с парламентаризмом соединяет
в руках президента полномочия главы
государства и главы
Президентская республика впервые была создана в США Конституцией 1787 г. и стала ее классическим вариантом.
Президентская республика характеризуется
значительной ролью президента в
системе государственных
Высшим должностным лицом
в президентской республике является
президент, обладающий полномочиями главы
государства и главы
Признаками президентской республики, отличающими ее от иных видов республиканского правления, являются следующие:
Отличительные черты такой формы правления: внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США), внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку. В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
К числу развитых демократических государств с президентской формой правления относятся США, Аргентина, Мексика. Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентские республики основаны на принципе жесткого разделения властей с четким разграничением предметной компетенции между органами государственной власти и действенной системой сдержек и противовесов (средствами взаимного воздействия властей друг на друга). Это делает практически невозможным неограниченное сосредоточение государственной власти в каком-либо одном государственном органе. При этой системе действует также институт несовместимости депутатского мандата с министерским портфелем.
В странах Латинской Америки
встречается такая
Суперпрезидентская республика — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Эта форма правления — практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью9.
Зачастую президент в
суперпрезидентской республике возглавляет
одновременно и правительство, будучи
при этом лидером правящей партии (которая
при этом может быть единственной или
пользоваться значительными внеконституционными
преимуществами перед другими партиями).
При этом в суперпрезидентской республике
предусматриваемый национальной конституцией
«диапазон возможного использования президентом
его чрезвычайных полномочий более обширен,
чем в обычной президентской республике»:
конституционные полномочия президента
предусматривают издание указов, имеющих
силу закона, возможность распускать парламент
своим решением, смещать министров и руководителей
административно-
Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.
3.2 Парламентская республика
Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть(ведущая роль) в организации государственной жизни принадлежит парламенту10.
Парламентская республика обладает следующими признаками:
В такой республике правительство
формируется парламентским
Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Помимо традиционного права - принимать законы, парламент наделяется еще одним важным правомочием - контролем за деятельностью правительства. Парламентский контроль может осуществляться в форме резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, касающемуся деятельности правительства, а также в форме парламентских расследований. Парламент вправе выразить правительству вотум недоверия; правительство, которому вынесен вотум недоверия, вынуждено уйти в отставку.