Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:55, курсовая работа
Целью данной работы является анализ особенностей республиканской формы правления.
Соответственно данной цели были поставлены задачи:
1. Рассмотреть понятие формы правления как элемента формы государства;
2. Проанализировать понятие, признаки республиканской формы правления;
3. Охарактеризовать виды республик;
4. Дать характеристику формы правления в России.
Кроме того, парламент обладает
важными финансовыми
Глава государства в таких
республиках, как правило, избирается
парламентом или специально образуемой
более широкой коллегией, включающей
наряду с членами парламента представителей
субъектов федерации или
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.
Президент, являясь главой
государства, не является здесь главой
исполнительной власти, то есть правительства.
Премьер-министр формально
Парламентарная форма
республиканского правления представляет
собой такую структуру высших
органов государственной
3.3 Смешанная республика
Смешанная республика— форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики.
Различают президентско-парламентские республики, например, Кыргызстан, Литва, Россия, а также парламентско-президентские, например, Йемен, Польша, Португалия, Румыния, Украина13.
Характерной чертой смешанных
республик является двойная ответственность
правительства – и перед
С одной стороны, парламент
смешанной республики имеет право
вынести вотум недоверия
Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в результате интеграционных и дезинтеграционных процессов.
Глава 4. Форма правления в Российской Федерации
4.1 Форма правления в России в советский период
Нельзя не сказать о такой форме правления, которая существовала в России, как Советская республика. Советская республика (в социалистических странах) - особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы народных депутатов. Такая разновидность республиканской формы правления характеризуется полновластием Советов — представительных органов государственной власти. Характерные черты советской республики общепринятые демократические институты: избирательная система права и свободы и др. Единственную систему органов государственной власти составляли особые представительные органы — Советы разных уровней, объединенные строгой иерархией и соподчиненностью. Советам принадлежала вся полнота власти, они представляли политическую основу Советского государства, все иные органы были подотчетны и подконтрольны Советам.
По этой причине для данного типа правления характерны были следующие черты:
В Советы избирались и беспартийные, иногда их было больше, чем партийных. По мнению критиков советской системы, Советы являлись ширмой, прикрытием партийной диктатуры, которой принадлежала вся полнота власти. Хотя однопартийная система и по сей день есть в некоторых парламентских республиках, однако и для них, и для советских республик она вовсе не обязательна. Более того, до середины 1920-х годов в Советах избирались не только большевики, но и меньшевики, эсеры и анархисты.
Таким образом, в социалистических республиках формой политической организации общества стали Советы, народные (национальные) собрания. Эти органы сосредоточивали в своих руках и законодательную власть, и контроль за исполнением законов, управлением государством. Им принадлежала вся полнота государственной власти и в центре, и на местах. Исполнительно-распорядительные органы были полностью подотчетны советам. Для этой разновидности республики характерны выборность органов государственной власти, подконтрольность исполнительных органов советам, обязательность решений вышестоящих органов государственной власти для нижестоящих. Республику этого типа отличает доминирующая роль политической партии (коммунистической, рабочей) в деятельности государственного механизма.
4.2 Характеристика республиканской формы правления в России на современном этапе
Конституцией Российской Федерации 1993 г. установлена парламентско-президентская республика. Согласно статье 1 Конституции Российской федерации «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», согласно статье 80 главой государства является Президент Российской Федерации. Президент РФ самостоятельно формирует Правительство РФ, и только он решает вопрос об отставке Правительства. Причем Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, иначе она будет распущена, а Президент назначит Председателя Правительства без согласия Думы (ст.111 Конституции). Государственная Дума вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии, но в этом случае Президент вправе распустить Думу и назначить новые выборы. Конституция Российской Федерации 1993 не обязывает Правительство к парламентской ответственности.
Вновь избранная Дума в течение года после ее избрания не может быть распущена по основаниям ст.117, но может быть распущена по основаниям ст.111 Конституции, кроме того, Дума не может быть распущена ни по каким основаниям в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ст.109 Конституции). Если вновь избранная Дума пойдет на конфликт с Президентом и добьется отставки Правительства, то Президент вправе тут же предложить Думе кандидатуру формально отставленного Председателя Правительства, и если Дума ее отклонит, она будет распущена по основаниям ст.111 Конституции, а Правительство будет восстановлено. Так может произойти несколько раз, и лишь в свои последние шесть месяцев Президент не сможет распустить Думу по основаниям ст.111 Конституции; если и в этом случае Дума отклонит предлагаемую ей кандидатуру Председателя Правительства, Президент вправе просто назначить угодного ему Председателя Правительства, не распуская Думу. Следовательно, Российская Федерация - смешанная республика.
При подготовке новой Конституции России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.
Форма правления, то есть порядок
организации и взаимоотношения
высших органов государства, зависит
от многих факторов: соотношения социально-
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.
Во-первых, наряду с признаками
президентской республики (это, в
частности, контроль Президента за деятельностью
Правительства) данная форма имеет
(правда, незначительные) элементы парламентарной
республики, состоящие в том, что
парламент может выразить недоверие
Правительству, но это не влечет правовых
последствий: решение об отставке правительства
принимает Президент. Он вправе не согласиться
с парламентом. В России нижняя палата
парламента неоднократно оценивала
работу Правительства как
Во-вторых, налицо дисбаланс
между законодательной и