Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:04, реферат
Настоящей работой проводится анализ роли права в жизни общества.
В это входит решение следующих задач:
1. Проанализировать социальные истоки права.
2. Охарактеризовать значение социального института права в современный период.
3. Раскрыть социальные функции права.
Введение с.4
1. Социальные истоки права с.6
2. Значение социального института права в современный
период с.12
3. Социальные функции права с.18
3.1. Правопорядок как власть закона. с.23
3.2. Право как средство поддержания справедливого с.25
общественного порядка.
Заключение с.28
Список литературы с.30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Институт права и предпринимательства
Магистерская программа:
Юрист в сфере экономического правосудия |
Кафедра Философии и социологии
Реферат
по учебной дисциплине:
Философии права |
на тему:
Роль права в жизни общества |
Проверил преподаватель- |
Выполнил студент-магистрант: |
курс __, группа _______
ФИО: Щур Михаил Михайлович
|
Екатеринбург, 2013
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Уральская государственная юридическая академия»
Институт юстиции
Рецензия
на контрольную работу студента – магистранта
(направление подготовки: 030900.68 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "магистр").
заполняет магистрант
Контрольная работа магистранта (указать ФИО): |
Щур Михаил Михайлович |
Магистерская программа |
Юрист в сфере экономического правосудия |
Группа |
|
Дисциплина: |
Философия права
|
Тема контрольной работы: |
Роль права в жизни общества |
Преподаватель – рецензент: |
|
заполняют в деканате и на кафедре
Дата сдачи контрольной работы в деканат магистрантом: |
«__»___201__ г. |
Дата передачи контрольной работы на кафедру: |
«__»___201__ г. |
Дата получения контрольной работы преподавателем: |
«__»___201__ г. |
Дата возвращения контрольной работы преподавателем на кафедру: |
«__»___201__ г. |
Дата возвращения контрольной работы с кафедры в деканат: |
«__»___201__ г. |
Дата возвращения |
«__»___201__ г. |
заполняет преподаватель - рецензент
1. Краткий анализ положительных сторон в работе: ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
2. Краткий анализ недостатков и ошибок работы ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
Оценка («зачтено» / «не зачтено»): |
______________ оценка |
_____________ подпись |
«___»____201__ г. дата |
Оглавление
Введение с.4
1. Социальные истоки права
2. Значение социального
период с.12
Заключение с.28
Список литературы с.30
Введение
Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.
Право является одним из самых сложных общественных явлений. При этом оно вызывает к себе необычайно широкий интерес, поскольку так или иначе затрагивает интересы каждого человека, различных социальных групп населения. Поэтому оно является предметом изучения многих общественных наук, прежде всего философии, общей теории государства и права и рассматривается ими как важнейшая научная категория. Но, будучи наполненным реальным, конкретным содержанием, право выполняет инструментальную, регулятивную роль в государственно-организованном обществе и в силу этого является также предметом изучения отраслевых юридических наук.
Право – относительно самостоятельное
явление общественной жизни. Эта
самостоятельность позволяет ем
Настоящей работой проводится анализ роли права в жизни общества.
В это входит решение следующих задач:
Социальная ценность права постигается изучением права в связи с местом человека среди других людей и их объединений, с особенностями всего комплекса социальных отношений, а именно отношений между индивидами и социальными группами, классами и сословиями, обществом и государством.
Почти все исследователи отмечают, что право существует лишь там, где общество неоднородно, состоит из разных групп, классов, сословий, народностей и других социальных образований, не только с различными, но и с противостоящими, сталкивающимися групповыми и частными интересами. В признании этого единодушны теоретики почти всех, даже и идеологически противостоящих мировоззрений: «Спор, – говорит Гумплович, – есть основной элемент всего юридического», – писал Пашуканис. – ...Именно спор, столкновение интересов вызывают к жизни форму права, юридическую надстройку».1
О спорах и различных интересах как причины права надо отметить следующее. Во-первых, различные и даже противоречивые интересы не обязательно порождают конфликты. Конфликты вызываются только сталкивающимися интересами: «Я хочу того же, чего хочет мой царственный друг Карл, – заявлял средневековый монарх. – Я хочу Милан». Во-вторых, столкновения интересов и споры не обязательно порождают право – они могут порождать конфликты, войны, уничтожение или порабощение одной из спорящих сторон.
Споры, индивидуальные и социальные конфликты и противоречия в изобилии появляются в конце первобытной эпохи в связи с разделением труда, социальной дифференциацией членов общества, смешением племен, народов, конфессиональных общностей, непрерывным увеличением войн-грабежей, перерастающих в войны-завоевания. Эти противоречия разрывают общество; его существование невозможно без установления порядка, стабильного способа решения конфликтов.
Право возникло не одномоментно, процесс его становления длился веками, и начальный пункт бытия права обнаружить невозможно. Попытки считать первопричиной права необходимость организации нормального производственного процесса, регулирования распределения и перераспределения в ранних государствах2 или упорядочения кровнородственных отношений в первобытных племенах3 – эта проблема была и остается спорной.
Однако то, что само существование общества невозможно без «снятия» общественных противоречий, создания порядка, который М.М. Ковалевский удачно обозначил термином «замиренная среда»4, бесспорно.
Названный автор и ряд других социологов считали, что социальный порядок (или «замиренная среда») базируется на солидарности членов общества, их объединений, профессий, а солидарность основывается на разделении труда, системе общих потребностей и целей, на осознании взаимной зависимости и проистекающих отсюда уступках, соглашениях, компромиссах. В таком виде идея солидарности получила широкое распространение в буржуазной литературе конца XIX – начала XX в. и была обстоятельно изложена в трудах Э. Дюркгейма, Л. Дюги и других теоретиков5, выступавших против идеи классовой борьбы.
Идея классовой солидарности не раз критиковалась сторонниками марксизма, утверждавшими, что классовые противоречия непримиримы и потому общество, разделенное на противоположные классы, всегда основывается на политическом господстве экономически господствующего класса, на подавлении, угнетении, эксплуатации трудящихся масс. Так, подчеркивая необходимость государства в связи с расколом общества на непримиримые противоположности, Ф. Энгельс писал: «А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах порядка».6
В классическом марксизме всегда соединялись два начала. Идеи классовой борьбы и классовой диктатуры, воспринятые Марксом у буржуазных ученых и революционных коммунистов первой половины XIX века, сопрягались в его произведениях с идеями Сен-Симона и Сенсимонистов об упорядочении процесса производства, об организации общественного труда: «Урегулированность и порядок, – писал Маркс, – являются именно формой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от просто случая и просто произвола».7
Различия между сторонниками теории солидарности и приверженцами идей классовой борьбы не исключают того, что те и другие считают обязательным условием существования общества упорядоченность социальных отношений, прекращение и подавление борьбы классов и групп с противоположными интересами.
Свойственное марксизму