Салическая правда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 12:50, реферат

Краткое описание

Три части, из которых состояло государство франков: Германская Австразия и романские Нейстрия и Бургундия, имели обыкновенно разных королей, но если их даже соединял один король, то их управление все-таки разделялось. После Хлотара и его сына, Дагоберта (629-639 гг.) — «Соломона франкского», как его прозвали придворные льстецы, нет более выдающихся Меровингов; династия держится по традиции. Королевская власть начинает ослабевать вследствие раздачи долей королевского имущества и предоставления иммунитета, как церкви, так и частным лицам. Король должен был опираться на людей, которые шли к нему в личную службу, и вознаграждал их за это из своих земель

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. История создания Салической правды…………………………………………5
2. Социальная структура франков по СП…………………………………………6
3. Право собственности по СП. Общинная собственность. Аллод……………...8
4. Система преступлений и система наказаний по СП………………………….10
5. Судопроизводство по СП. Система доказательств. Ордалии………………..13
Заключение………………………………………………………………………….15
Список использованных источников……………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.86 Кб (Скачать файл)

Костанайский Государственный Университет им.А.Байтурсынова

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

Мазенов Канат Ербулатович

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Салическая правда».

 

 

 

 

Проверила: Данекенова А. Б.

Ст.преподаватель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанай, 2013.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1.  История создания  Салической правды…………………………………………5

2.  Социальная структура  франков по СП…………………………………………6

3.  Право собственности  по СП. Общинная собственность. Аллод……………...8

4.  Система преступлений  и система наказаний по СП………………………….10

5.  Судопроизводство по  СП. Система доказательств. Ордалии………………..13

Заключение………………………………………………………………………….15

Список использованных источников……………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Три части, из которых состояло государство франков: Германская Австразия и романские Нейстрия и Бургундия, имели обыкновенно разных королей, но если их даже соединял один король, то их управление все-таки разделялось. После Хлотара и его сына, Дагоберта (629-639 гг.) — «Соломона франкского», как его прозвали придворные льстецы, нет более выдающихся Меровингов; династия держится по традиции. Королевская власть начинает ослабевать вследствие раздачи долей королевского имущества и предоставления иммунитета, как церкви, так и частным лицам. Король должен был опираться на людей, которые шли к нему в личную службу, и вознаграждал их за это из своих земель. Главное значение в королевском управлении, поэтому получил тот сановник, который заведовал раздачей земель, майордом, что значит «дворецкий». В каждом из трех частей королевства был сначала свой майордом. Постепенно майордомы, которые стали водить в поле королевских слуг и воинов, сделались сильнее королей из старой династии Меровингов. В 681 г. майордом Австразии Пиппин, современник султана Абдельмелика, устранил дворецких Бургундии и Нейстрии, захватил управление всем государством и стал утверждать королей в их сане.

Австразийские майордомы сами образовали династию, которая заменила ослабевших Меровингов; она называется по имени крупнейшего ее представителя, Карла Великого (768-814 гг.), Каролингами. Сын Пиппина, Карл, прозванный Мартелом (молотом), не назначал короля вовсе.

Судебник «Салическая правда» важнейший источник сведений о жизни и нравах франков. Он был составлен, по-видимому, при Хлодвиге.

В «Салической правде» подробно рассматриваются различные ситуации и перечисляются наказания за нарушения закона, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Свои своды законов - «Правды» имелись также у франков рипуарских бургундов, англосаксов и других германских племен.

«Салическая правда» отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни.

Время записи и редактирования этого «обычного» (от слова «обычай» народного права — VI-IX вв.

Данная работа посвящена изучению возникновения и рассмотрения законодательных актов одной из варварских правд – Салическая правда, которая является крупнейшим памятником франкских народов. Статьи Салической правды дошли до нас в большом количестве и практически не утратили своего первоначального значения. При рассмотрении Салической правды, необходимо остановиться на таких главах самой Салической правды, как право собственности по Салической правде. Общинная собственность. Аллод.  Судопроизводство по Салической правде. Система доказательств. Ордалии. Система преступлений и система наказаний по Салической правде. Кроме этого необходимо рассмотреть вопрос о возникновении Салической правды. Социальной структуре франков по Салической правде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История создания Салической правды

 

“Варварскими правдами” называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов – записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию – “Салический закон” – Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V столетия – момент расселения франков на завоеванных землях бывшей Римской провинции Галии и принятия христианства. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни.

Русская наука именует их не “законами” (Lex), а правдами по аналоги с памятником раннефеодального права – Русской правдой.

Судебник “Салическая правда” – важнейший источник сведений о жизни и нравах франков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальная структура франков по СП.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

В V—VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношение эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в. проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков Других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц — полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит, представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы, могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков свидетельствует и о начавшемся имущественном расслоении франкского общества. В Салической правде говорится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастер), обслуживающих господское хозяйство. Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля,  луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Право собственности по СП. Общинная собственность. Аллод.

В этот период у франков существует вполне развитая частная, свободно отчуждаемая собственность на движимое имущество. Но такой собственности на землю, за исключением приусадебных участков, «Салическая правда» еще не знает. Основной земельный фонд каждой деревни принадлежал коллективу ее жителей — свободных мелких земледельцев, составлявших общину. По данным древнейшего текста «Салической правды», франкские общины представляли собой очень разные по размеру поселения, состоявшие из родственных семей. В большинстве случаев это были большие (патриархальные) семьи, включавшие близких родственников обычно трех поколений — отца и взрослых сыновей с их семьями, ведущих хозяйство совместно. Но появлялись уже и малые, индивидуальные семьи. Дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности отдельных больших или малых семей, а пахотные и иногда луговые наделы — в их наследственном пользовании. Однако право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только всему коллективу общины. Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI в. только зарождалась. Об этом свидетельствует IX глава «Салической правды» — «Об аллодах», Община «Салической правды» представляла собой в V—VI вв. переходный этап от большесемейной «земледельческой» общины (где сохранялась коллективная собственность рода на всю землю, включая и пахотные наделы больших семей). К соседской общине-марке, в которой уже господствует индивидуальная собственность малых семей на надельную пахотную землю при сохранении общинной собственности на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ и пр.

В конце VI в. под воздействием имущественного расслоения и ослабления родовых связей наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную, отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей — аллод. Ранее, в «Салической правде», этим термином обозначалось всякое наследство: применительно к движимости аллод в ту пору понимался как собственность, но применительно к земле — только как наследственный надел. Но в эдикте короля Хильперика (561—584) во изменение главы «Салической правды» «Об аллодах» было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но «не соседи», т. е. община. Земля становится объектом завещаний, дарений, а затем и купли-продажи, другими словами, превращается в собственность общинника. Это изменение носило принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению. По словам Ф. Энгельса, «аллодом создана была не только возможность, но и необходимость превращения первоначального равенства земельных владений в его противоположность». Община сохраняется, но ее права теперь распространяются лишь на не поделенные угодья (леса, пустоши, болота, общественные выпасы, дороги и т.п.), которые продолжают оставаться в коллективном пользовании всех ее членов. К концу VI в. луговые и лесные участки нередко также переходят в аллодиальную собственность отдельных общинников. В ходе становления аллода большая семья все больше уступает место малой индивидуальной семье, состоящей из родителей и детей. Меняет свой' характер и община. Из коллектива больших семей она к концу: VI в. превращается в объединение индивидуальных семей, владеющих аллодами, — соседскую общину или общину-марку. Она представляет собой последнюю форму общинного землевладения, в рамках которой завершается разложение первобытнообщинного строя и зарождаются классовые феодальные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Система преступлений и система наказаний по СП

Большая часть статей в Салической правде посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом – преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причинённый личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

Главная цель композиции, штрафа, у германцев – предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между кланами, дворами, родами и пр., возникающей вследствие «нарушения чести».

В Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном смысле слова, уже упоминаются наказания в виде государственной кары за содеянное, например, за должностные преступления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие». Характерно и наказание за эти преступления – смертная казнь, если он не смог «выкупить себя за столько, сколько следует». Содержатся в салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом «дезертир» (XXX, 6) влекло за собой штраф.

Говоря о наказаниях в Салической правде, следует отметить чётко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя. Штраф должен был предотвратить самосуд, затяжные распри. Некоторые статьи Салической правды прямо пресекали самосуд, например, наказывалась попытка самовольно увести чужой скот, причинивший потраву полю (IX, 5), отобрать своё животное у владельца без суда при «преследовании по следу» вора (XXVII, 1) и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона (V, 2). Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему.

Смертная казнь через повешение, колесование применялась в качестве наказания в Салической правде в основном к рабам. Она прямо предписывалась в редких случаях за преступления, совершённые свободными, например при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин (XVI, 1 приб. 1), При вышеуказанных преступлениях графа и др. Коллективная ответственность рода сохранялась наряду с коллективной ответственностью общины.

При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещение убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3 сол., если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение.

Информация о работе Салическая правда