Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:44, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия и выявления признаков правовых систем и правовых семей, а предметом исследования - анализ и сравнение правовых систем (семей) современности. Методом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности.
Введение…………………………………………………………........... 3
1. Понятие и классификация правовых систем………………………. 4
1.1. Понятие правовой системы. Правовая семья……………………. 4
1.2. Классификация правовых систем…………………………………. 5
2. Основные характеристики семьи религиозного права…….. ………7
2.1. Признаки религиозной правовой семьи…………………………… 9
2.2. Мусульманская правовая система………………………………….. 9
2.3. Индусское право……………………………………………………. 16
2.4. Право Дальнего Востока на примере Китая………………………..20
Заключение……………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы…………………………………
© 2010 — 2013 myUnivercity.ru — рефераты, курсовые и дипломные работы.
Выдача документов других пользователей сайта за свои собственные запрещена. Главная Новые поступления Тех. Поддержка
myUnivercity.ru
Войти Поиск Новые поступления Тех. поддержка На сайте 125822 реферата
КатегорииТеория государства и права
Семья религиозного права
Дата добавления: 21 Декабря 2010 в 22:57
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать в ZIP архиве (32.17 Кб)
Вложенные файлы: 1 файл
Скачать файл Просмотреть документ Курсовая Денис.doc — 119.50 Кб
НОУ ВПО
«Московский психолого-социальный институт»
Курсовая работа
По дисциплине:
«Теория государства и права»
На тему:
«Семья религиозного права»
Выполнил: студент 2 курса
Факультет: юриспруденция
Группа: 29ЮЗ
Раковский Денис Викторович
2010г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и классификация правовых систем………………………. 4
1.1. Понятие правовой системы. Правовая семья……………………. 4
1.2. Классификация правовых систем…………………………………. 5
2. Основные характеристики семьи религиозного права…….. ………7
2.1. Признаки религиозной правовой семьи…………………………… 9
2.2. Мусульманская правовая система………………………………….. 9
2.3. Индусское право………………………………………
2.4. Право Дальнего Востока на примере Китая………………………..20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………. 28
Правовая
картина мира складывается из
множества существующих и
Разная
степень их взаимосвязи и
Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие правовые системы обладают превалирующими схожими чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или очень близкими между собой типами общества, общими или сходными историческими условиями развития общества, общей или схожей религией, а также другими аналогичными им обстоятельствами.
Наличие
общих признаков и черт у
разных правовых систем
Целью настоящей
работы является – не только
раскрыть сущность, дать характеристику
и обозначит признаки
1. Понятие и классификация правовых систем.
1.1. Понятие правовой системы. Правовая семья.
В юридическом сравнительном правоведении правовую систему рассматривают в узком и широком смысле: под узким понимают национальное право, а под правовой системой в широком смысле – определенную совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных правовых понятий или категорий, методов и способов развития. Для обозначения правовых систем в широком смысле используются разные термины, так Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К. Цвайгерт, К.Г. Эберт – «правовые круги», А.Х. Саидов – «правовая система» . Термин «правовая семья» наиболее распространен в литературе по сравнительному правоведению.
Каждая национальная правовая система игнорирует всю правовую действительность конкретного государства: доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопонимание, правовую культуру и т.д. Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития, а также интеграции основных правовых систем современности.
В свете cказанного правовую систему можно определить как научную категорию, дающую многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях. Такое наиболее широкое понимание правовой системы является сегодня преобладающим в юридической литературе.
1.2. Классификация правовых систем
Многоаспектность правовой системы, а также различия в методологии ее исследования обуславливают разнообразие классификации правовой системы. Наиболее обстоятельным здесь представляется подход А.Х. Саидова, который предполагает глобальную типологию правовых систем, основанную на социально-экономических критериях, и внутритиповую их классификацию, построенную на юридических критериях. В философском плане правовая типология рассматривается им как единство общего (исторический тип права), особенного (правовые семьи) и единичного (конкретные национальные правовые системы). По мнению А.Х. Саидова, правовая карта мира включает семьи общего права, романо-германского права, скандинавского права, латиноамериканского права, социалистического права, а также права развивающихся стран.
В зарубежной
литературе по данной проблеме
преобладают две основных
Отечественные авторы чаще всего следуют классификации французского ученого Р.Давида. В ее основе лежат два взаимосвязанных критерия – «идеологический», включающий фактор религии, философии, социально-экономического строя и юридико-технический. Исходя из них, Р. Давид выделяет семьи романо-германского, англо-саксонского права, а также «другие виды общественного строя и права», включающие право афро-азиатских развивающихся стран и стран Дальнего Востока. Думается, указанная классификация, а также ее толкование отечественными авторами нуждаются в некотором уточнении. Так, если в момент выхода в русском переводе работы Р. Давида социалистическое право действовало в значительной части мира, то с распадом СССР и «социалистического содружества» оно практически перестало существовать. Поэтому вряд ли правомерно сегодня рассматривать социалистическое право как одну из основных правовых систем современности.
Нельзя также ставить обычное, индусское и мусульманское право в один ряд с правом современных развитых стран, т.е. рассматривать их как типологически однородные явления . Во-первых, потому что это право иной исторической эпохи. А, во-вторых, по той причине, что нигде в современном мире обычное, индусское либо мусульманское право не является правом национальным. В тех регионах, где сохранилось их действие, они выступают лишь как подсистемы национального права. А основанием национальных правовых систем здесь является право европейского типа. Разнотипная структура указанных правовых систем позволяет проводить их классификацию на основе критериев как европейского, так и традиционного права.
Что касается глобальной типологии правовых систем, то, как представляется, она включает правовые системы европейского типа, правовые системы традиционного типа, а также правовые системы афро-азиатских развивающихся стран, сочетающие черты первых двух типов правовых систем . В каждой из этих правовых систем имеется немало подвидов. Кроме того, следует иметь в виду, что существуют и иные правовые системы, которые с высокой мерой условности в юридической литературе объединяют в семью религиозного права.
С учетом всего выше изложенного остановимся на характеристике религиозной правовой семьи.
2. Основные характеристики семьи религиозного права
2.1. Признаки религиозной правовой семьи
Правовая
семья представляет собой
Религиозная правовая семья — это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник.
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии.
Среди признаков этой правовой семьи можно выделить следующие:
- главный создатель права
Бог, а не общество, государство,
поэтому юридические
- источниками права
являются религиозно-
- весьма тесное переплптение юридических положений с религиозными, религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины),конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;
- отсутствует деление права на частное и публичное;
-нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
-судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;
- во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях).
2.2. Мусульманская правовая система
Происхождение
мусульманской правовой
В VIII—Х вв. существенное
влияние на развитие
К концу Х в. мусульманское право канонизировалось, и «ворота исканий» для его исследователей и реформаторов закрылись. Наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственных «квартирам», получило территориальную «прописку». Подобно романс-германскому праву периода кодификации оно стало правом национальным.