Систематизация законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть характерные черты и формы систематизации законодательства в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи:
1.Дать определение систематизации законодательства;
2.Выявить характерные черты для систематизации;
3.Рассмотреть формы систематизации законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие, значение и виды систематизации…………………………….5
2 Формы систематизации………………………………………………….9
2.1 Инкорпорация…………………………………………………...9
2.2 Кодификация…………………………………………………...13
2.3 Консолидация………………………………………………….16
2.4 Учет как вид систематизации………………………………….18
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных источников и литературы……………………22

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП(курсовик).docx

— 45.91 Кб (Скачать файл)

3) В зависимости от  объема охватываемого нормативного  материала выделяют генеральную(полную) и частичную(отраслевую) инкорпорацию.

В генеральную инкорпорацию включаются или все законодательство страны или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта Российской Федерации.

В частичной инкорпорации составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства, правовому институту и другим признакам.

4) По методу обработки  нормативных актов.

Простой. Из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек и подписи уполномоченных должностных лиц.

Сложный. Наряду с указанными действиями из сборников исключаются формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Кодификация

Кодификация- это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создание на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.7

Особенности кодификации:

-кодификация осуществляется  периодически в зависимости от  накопленного нормативного материала  и объективной необходимости  его всесторонней переработки;

-кодификация по существу является видом правотворчества, т.к. объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;

-кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

-кодификация всегда вносит  элемент новизны в правовое  регулирование

Кодификация представляет собой особый вид правотворчества. В процессе кодификации нормативный материал подвергается коренной переработке, как по форме, так и по содержанию. Виды кодифицированных актов могут быть различны- Основы законодательства, Кодекс, Устав, Положение.

Кодифицированный акт отличается сложной структурой, внутренней согласованностью, большим объемом, стабильностью действия и высоким уровнем нормативных обобщений.

Кодификация имеет ряд ограничений:

-время существования  отрасли, института, которые стали  объектами кодификации (только старые  отрасли, накопившие значительный  нормативный массив могут быть  кодифицированы);

-результаты кодификации  всегда имеют официальный характер. Только законодательный орган может дать «жизнь» кодексу и принять его в качестве закона;

-кодифицированный акт  является обязательным для всех  его адресатов.

В теории права различают три вида кодификации: всеобщую, отраслевую и специальную.

Всеобщая кодификация представляет собой принятие целой серии кодифицированных актов по всем основным отраслям законодательства.

Отраслевая кодификация предполагает переработку норм определенной отрасли законодательства.

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов.

Существует три основных вида кодифицированных актов:

1. Основы законодательства- это нормативно-правовой акт, который устанавливает важнейшие положения определенной отрасли права или сферы государственного управления.

2. Кодекс- наиболее распространенный вид кодифицированных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности. Кодекс- это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различные наименования- кодексы, уставы, положения и просто законы.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс- это как бы самостоятельное, развитое юридическое хозяйство, в котором должно быть все, что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, которые возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. В этих кодексах сводят воедино содержание той или иной законодательной отрасли, а все другие законы и иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. Например, в части первой Гражданского кодекса РФ сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему кодексу» (п.2 ст.3 Гражданский кодекс РФ часть первая).

3. Устав и положение- это кодифицированные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами.

Керимов Д.А. считает, что «кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрепненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи- совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодифицированные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности.»8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Консолидация

Консолидация- это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Особенностью консолидации является то, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Она не вносит никаких изменений по существу в регулирование общественных отношений, этот факт сближает ее с инкорпорацией, а то, что она объединяет несколько нормативно-правовых актов в один, роднит ее с кодификацией.

По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация больше примыкает к систематической инкорпорации.

Особенности консолидации:

-консолидации могут подлежать  не только нормативные акты, но  и акты толкования и правоприменительные акты;

-консолидация имеет официальный  характер;

-при консолидации в  одном акте могут быть объединены  акты не только одного уровня, но и относящиеся к разным источникам права;

-консолидация проводится  только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых  ими актов;

-при консолидации объединенные  акты утрачивают силу, а вместо  них действует вновь созданный  нормативный акт, который имеет  собственные официальные реквизиты.

В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта.

Осуществляется определенная редакционная правка. Только внешняя обработка предписаний, чтобы все они излагались единым стилем, чтобы использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, исправляется устаревшая терминология, нормы близкие по содержанию объединяются в одну статью.

Целью консолидации является устранение множественности нормативных актов и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Учет как вид систематизации

Учет представляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии законодательства и иных нормативных актов.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для обеспечения правовой информацией иных субъектов.

В Российской Федерации обычно подлежат учету федеральные законы, указы Президента и Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ, акты Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центрального банка РФ.

Основными принципами организации учета законодательства являются:

1. полнота информационного  массива, обеспечивающая фиксацию  и выдачу всего объема справочной  информации, отсутствие пробелов  и упущений в информационном массиве;

2. достоверность информации, основанная на использовании  официальных источников опубликования  нормативных актов;

3. удобство пользования, необходимое для оперативного  и качественного поиска нужных  сведений о праве.

Существует несколько видов учета:

1. Журнальный учет. Это  самый простой вид учета, при  котором реквизиты нормативных  актов фиксируются в специальных  журналах. Такой учет может вестись  по трем принципам:

-хронологический принцип. Все подлежащие учету нормативные  регистрируются в журнале по  датам принятия.

-алфавитно-предметный принцип. Акты фиксируются по предметным  рубрикам, которые расположены по  алфавиту.

-тематико-предметный принцип. Рубрики разделов журнала определяются  в зависимости от деления всего  массива законодательства на  определенные отрасли, подотрасли и юридические институты.

2. Карточный учет. Создание  разного ряда карточек, т.е. системы  карточек, которые расположены по  определенной системе. Такой учет  применятся в центральных органах  законодательной, исполнительной и  судебной власти, в крупных учреждениях  и организациях, которые по роду  своей деятельности имеют дело  с широким, многоотраслевым кругом  нормативных актов и нуждаются  в большой по объему правовой  информации.

На карточках могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, источник официального опубликования), либо полный текст акта.

Преимущество карточного учета в том, что он обеспечивает возможность быстро вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточке акт.

Карточки в картотеки могут располагаться в хронологическом, алфавитно-предметном или предметно-отраслевом порядке.

3.Автоматизированный учет. На сегодняшний день такая  форма учета используется наиболее  активно.

Автоматизированная форма учета имеет ряд преимуществ:

-в компьютерные системы  можно занести практически безграничный  объем правовой информации;

-компьютер создает возможность  получить юридическую справку  максимально быстро и сразу  же ее напечатать в том количестве, какое необходимо.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель и задачи поставленные в данной курсовой работе успешно выполнены. Определение систематизации законодательства дано, характерные черты выявлены, формы систематизации подробно рассмотрены. Проведенные исследования позволяют сделать такие выводы:

1.Систематизация законодательства- это неотъемлемая часть современного цивилизованного государства. Она представляет собой деятельность, направленную на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям.

2. Существует три основные  формы систематизации законодательства: инкорпорация, консолидация и кодификация, но в настоящее время выделяют  еще такую форму систематизации, как учет.

Инкорпорация- это вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.

Консолидация- это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Кодификация- это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создание на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Учет- это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии законодательства и иных нормативных актов.

Таким образом, систематизация законодательства необходима для дальнейшего развития законодательства. Во-первых, она нужна как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, во-вторых, она обеспечивает возможность хорошо ориентироваться в законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Систематизация законодательства