Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 01:53, курсовая работа
Систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Систематизация права: исторический и теоретический аспект………………………………………………………...….............................4
§ 1. Понятие и значение систематизации………………………....……4-7
§ 2. История систематизации права в России…………………………8-12
Глава 2. Виды систематизации права……………………………………..…....13
§ 1. Учет правоустановительных актов……………………………....13-16
§ 2. Понятие и виды инкорпорации, как формы систематизации…………………………….…………………………….…...17-21
§ 3. Консолидация законодательства……………………………...…22-23
§ 4. Кодификация. Виды кодификационных актов………………….24-26
Заключение…………………………………………………..………...……..27-28
Список литературы…………………………………………………………..29-30
Наиболее распространенными разновидностями
учета считаются:
а) журнальный учет по хронологическому
и алфавитно-предметному принципу;
б) картотечный учет с созданием системы
карточек, на которых фиксируются основные
реквизиты нормативных правовых актов;
в) поддержание текстов нормативных актов
в контрольном состоянии подразумевает
внесение изменений и дополнений и иных
пометок непосредственно в тексты соответствующих
нормативных правовых актов;
г) автоматизированный учет законодательства
с помощью компьютера (автоматизированные
информационно-поисковые системы «Гарант»,
«Кодекс», «Консультант-плюс»).
Журнальный учет, который является наиболее простым видом учета законодательства, - это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах. Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету нормативные акты регистрируются в журнале по датам их принятия. Очевидно, что акты различной юридической силы, как правило, подлежат отдельной регистрации. При алфавитно-предметной регистрации, как более совершенном виде учета нормативных актов, такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту. Оптимальная форма журнального учета – тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего нормативного массива на определенные отрасли, подотрасли и юридически институты. Как видно, возможности журнального учета довольно скромны, и он используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой.
Картотечный учет, который является более совершенной формой учета законодательства. Это создание разного рода картотек, т.е. системы карточек, расположенных по определенной системе. На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, источник официального опубликования), либо полный текст такого акта, что представляется более предпочтительным. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в автоматизированном режиме. Преимущества карточного учета проявляются также и в том, что он обеспечивает возможность оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточке акт. Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам. Наиболее удобен последний принцип, когда учет осуществляется путем расположения всех карточек в соответствующие разделы, подразделы, отделы, пункты и другие подразделения заранее разработанного и утвержденного классификатора, основанного на делении всего массива законодательства на отрасли, подотрасли, институты и т.д.
Ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или их отдельных частей с указанием тех катов, на основании которых производятся эти отметки.
Представляется достаточно очевидным, что в современных правовых условиях указанные выше формы учета не могут сравниться по своей эффективности и удобству с автоматизированным учетом законодательства, который в настоящее время все более активно используется на базе применения современной компьютерной техники. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по нормативному материалу имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими видами учета. Так, например, в компьютерные системы возможно заложить практически безграничный объем правовой информации. Справки о законодательстве и практике его применения можно получить при автоматизированном учете по любому вопросу и в самое кратчайшее время. Эффективность компьютерных систем учета нормативного материала была многократно подтверждена при использовании разработанных справочных правовых систем.
В практической деятельности могут сочетаться различные формы учета законодательства, взаимно дополняющие друг друга. Возможны, например, ведение журнального учета по хронологическому принципу вместе с созданием предметно-отраслевой картотеки либо картотечный учет и одновременное ведение контрольных текстов актов действующего законодательства. Такие сочетание разных форм учета способствует повышению эффективности справочно-информационной службы в области законодательства.
Учет в значительной степени направлен
на обеспечение комплексности и единства
правовых норм, включенных в официальные
документы, облегчает выполнение информационной
функции права, делая информацию о действующих
нормах права доступной для широкого круга
лиц.
Кроме того, учет
официальных документов, содержащих нормы
права, целесообразно рассматривать как
одну из форм систематизации также и с
методологической точки зрения, если рассматривать
учет и с точки зрения процедуры систематизационной
деятельности: в этом случае учет представляет
собой первый этап систематизации, благодаря
которому происходит уяснение и упорядочение
нормативного материала, позволяющее
впоследствии проводить более глубокие
систематизационные работы.
§ 2. Понятие и виды инкорпорации, как формы систематизации
Инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.
Инкорпорация предполагает объединение
законов в сборники и собрания по предметному
и хронологическому критерию. При этой
форме систематизации нормативно-правовые
акты, обработанные лишь внешне без изменения
их содержания, объединяются в разного
рода сборники или собрания.
В отличие от учета,
осуществляемого государственными органами
и юридическими лицами для собственных
потребностей, инкорпорация проводится
с целью обеспечения самого широкого круга
субъектов текстами законов и иных нормативно-правовых
актов.
Инкорпорация
подразделяется по субъекту на официальную
(Собрание законодательства Российской
Федерации), полуофициальную и неофициальную
(сборники нормативных материалов по отраслям
права, издаваемые в учебных целях, для
просвещения населения и т.п.).
Официальная инкорпорация
— это утверждение собраний и сборников
инкорпорированных актов органами, издавшими
эти акты.
Полуофициальная,
или официозная, представляет собой утверждение
сборников специально уполномоченными
на то государственными органами.
Неофициальная
инкорпорация, в свою очередь, означает
создание и издание сборников организациями
и отдельными лицами по своей инициативе
и без санкции компетентных государственных
органов. На неофициальные инкорпоративные
материалы нельзя ссылаться в процессе
рассмотрения юридических дел, например
в суде.
По способу упорядочения
инкорпорация может быть предметной и
хронологической.
Предметная инкорпорация
— это расположение нормативно-правовых
актов по предмету регулирования.
Хронологическая
инкорпорация предусматривает расположение
нормативно-правовых актов по времени
издания.
В результате инкорпорации
издаются сборники законов, собрания законодательства
и свод законов. Последний представляет
собой собрание всего действующего законодательства
без какого-либо исключения и является
источником официального опубликования.
Инкорпорация
представляет собой, в принципе, постоянную
деятельность государственных и иных
органов с целью поддерживать законодательство
в действующем (контрольном) состоянии,
обеспечивать его доступность и обозримость,
снабжать самый широкий круг субъектов
достоверной информацией о законах и иных
нормативных актах в их действующей редакции.
Особенность инкорпорации
состоит в том, что какие-либо изменения
в содержание помещаемых в сборники актов
обычно не вносятся и содержание правового
регулирования по существу не меняется.
Именно это свойство инкорпорации - сохранение
неизменным содержания нормативного регулирования
- отличает ее от кодификации и консолидации.
Вместе с тем форма
изложения содержания нормативных актов
иногда претерпевает определенные, иногда
довольно существенные изменения, поскольку
инкорпорация не сводится к простому воспроизведению
актов в их первоначальной редакции. Обычно
в сборниках действующих нормативных
актов их тексты помещаются с учетом последующих
изменений и дополнений. Кроме того, в
процессе инкорпорации из текста помещаемых
в сборник актов удаляются главы статьи
(пункты), отдельные абзацы и иные отделимые
части, признанные утратившими силу или
фактически такую силу потерявшие. Кроме
того, в такой сборник включаются все последующие
изменения и дополнения с указанием официальных
реквизитов тех актов, которыми внесены
такие коррективы. Из текста нормативных
актов исключаются также различного рода
оперативные поручения и иные ненормативные
предписания, временные нормы, срок действия
которых истек, сведения о лицах, подписавших
соответствующий акт.
Инкорпорация
представляет собой объединения в сборнике
или собрание действующих нормативно
– правовых актов в определённом порядке
(алфавитном, хронологическом, предметном
и т.д.) без изменения содержания.
Внешняя форма
нормативного акта в процессе инкорпорации
меняться может и даже должна. Нельзя,
например, поместить в собрание действующих
актов текст нормы без внесения в него
изменений, последовавших после ее издания.
Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие
временные действия или потерявшие силу
вследствие иных причин, и т.д.
В результате инкорпорации
производится внешняя обработка действующего
законодательства:
1. При внешней обработке нормативно –
правовые акты располагаются в определенном
порядке: алфавитном, хронологическом
или предметном, то есть достигается их
внешняя упорядоченность.
2. Содержание нормативно – правовых актов,
включаемых в инкорпоративные сборники
или собрания законодательства, по существу
не изменяются.
Деление инкорпорации
на отдельные виды можно производить по
различным основаниям. В зависимости от
юридической силы издаваемых сборников
и собраний законодательства инкорпорация
делится на официальную, официозную (полуофициальную)
и неофициальную.
Официальная инкорпорация
- утверждение собраний нормативных актов
органами их издавшими (например, собрание
законов, издаваемые парламентами). Официальные
инкорпорации – это упорядочение правовых
норм путём издания компетентными органами
сборников действующих нормативно - правовых
актов. По своей юридической природе акт
официальной инкорпорации является формой
опубликования действующих нормативно
– правовых актов в обработанном и упорядоченном
виде. Официальная инкорпорация осуществляется
от имени и по поручению либо с санкции
правотворческого органа (органов), который
утверждает либо иным способом официально
одобряет подготовленное Собрание (Свод).
Такое Собрание (Свод) носит официальный
характер, т. е. оно приравнивается к официальным
источникам опубликования помещенных
в Собрании нормативных актов и на его
материалы можно ссылаться в процессе
правотворческой и правоприменительной
деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях
граждан, направляемых в правоохранительные
или иные государственные органы. Официальное
Собрание законодательства имеет приоритет
перед ранее изданными публикациями нормативных
актов, поскольку оно включает в себя акты
в их действующей редакции. Примером официальной
инкорпорации может служить, например,
изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР.
Подготовка официальных
Собраний (Сводов) обычно сопровождается
большой подготовительной работой. В процессе
его составления выявляются и признаются
утратившими силу устаревшие, фактически
не действующие, противоречащие позднейшему
законодательству нормативные акты либо
их отдельные части, в другие акты, частично
противоречащие позднейшему законодательству,
вносятся необходимые изменения. Принимается
ряд новых законов и иных нормативных
актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве
пробелы. Возможно также устранение множественности
нормативных актов по одному вопросу путем
принятия укрупненных, консолидированных
актов.
Официозная инкорпорация
- это издание собраний и сборников законодательства
по поручению правотворческого органа
(органов) специально уполномоченными
на то органами (например, Министерством
юстиции), причем правотворческий орган
официально не утверждает и не одобряет
такое собрание (сборник) и потому тексты
помещенных в нем актов не приобретают
официальный характер. Таковым было, например,
Систематическое собрание действующего
законодательства РСФСР, изданное в Российской
Федерации в 60-х гг., “Бюллетень нормативных
актов” министерств и ведомств Российской
Федерации, издаваемый Министерством
юстиции Российской Федерации.
Неофициальная
инкорпорация - производимая любыми лицами
или организациями без специальных полномочий
(например, издание нормативных актов
университетами в учебных целях) , то есть
неофициальная инкорпорация – это внешняя
обработка законодательства, которая
проводится организациями или отдельными
гражданами без специальных на то полномочий
правотворческих органов. Собрание законодательства,
предоставляемых правотворческим органом,
и осуществляют эту деятельность по собственной
инициативе. Неофициальные сборники законодательства
не являются источником права, на них нельзя
ссылаться в процессе правотворчества
и применения права. Большинство ныне
издаваемых в нашей стране сборников законодательства
- это неофициальная инкорпорация.
По характеру расположения
материала все собрания законодательства
можно разделить на хронологические и
систематические.
Хронологическая
инкорпорация – это такая форма систематизации,
при которой упорядочение нормативно
– правовых актов производится по времени
их опубликования и вступления в законную
силу.
Систематическая
инкорпорация представляет собой упорядочение
действующих нормативно – правовых актов
по предметному признаку, то есть по отраслям
права, их институтам, сферам государственной
деятельности. В систематических собраниях
в начале каждого раздела и других подразделений
помещаются акты более высокой юридической
силы и содержащие основные, самые принципиальные
нормы по соответствующему вопросу, а
затем акты, развивающие, конкретизирующие
и детализирующие основные нормы.
При подготовке
и издании собраний законодательства
могут сочетаться хронологический и предметный
методы, когда разделы собрания подразделяются
тематически, по предметному принципу,
а внутри каждого раздела акты располагаются
в хронологическом порядке.
Очевидно, что
систематические собрания более удачны
для эффективной выдачи информации для
правотворческой и правоприменительной
деятельности, для обучения студентов
и научных исследований, поскольку в них
в одном месте сосредоточены все интересующие
исполнителя, тесно связанные между собой
нормативные предписания. В систематических
собраниях акты находятся в систематизированном,
логически увязанном виде. Этого лишены
хронологические собрания. Однако очень
часто систематизация законодательства
начинается именно с подготовки хронологических
собраний, как предварительного этапа
систематизации, после чего значительно
легче располагать нормативные акты в
систематических собраниях по тематическому
принципу.
Наконец, инкорпорация
законодательства может классифицироваться
в зависимости от объема охватываемого
нормативного материала. По этому признаку
следует различать генеральную (полную)
инкорпорацию, когда в собрание включается
или все законодательство страны, или
все федеральное законодательство, все
нормативные акты того или иного субъекта
РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда
составляются собрания и сборники нормативных
актов по определенным вопросам, сфере
государственной деятельности, определенной
отрасли законодательства или правовому
институту и другим признакам.
Инкорпорация
– достаточно поверхностная, внешняя
систематизация. При ней нормативные акты
просто собираются в сборники, содержание
актов не меняется, исключаются явные
противоречия и вносятся уже принятые
изменения. Инкорпорация преследует, прежде
всего, цель обеспечить пользование законодательством.
§ 3. Консолидация законодательства
Консолидация -
форма систематизации путем объединения
нормативных актов без изменения их содержания
в единый акт, где каждый из актов теряет
свое самостоятельное юридическое значение.
Здесь нормативные
акты объединяются по признаку их относимости
к одному виду деятельности (охрана природы,
образование и т.п.). Особенность консолидации
состоит в том, что она является "компромиссной"
систематизацией, сочетающей в себе черты
инкорпорации и кодификации. Консолидация
используется зачастую как промежуточный
этап, когда отсутствует возможность кодификации.
В процессе консолидации
несколько нормативных актов объединяются
в один. При этом нормы права, включенные
в прежние акты, излагаются в логической
последовательности, устраняются повторы
и противоречия.
Возможна даже
новая редакция некоторых статей. Однако
консолидация не вносит существенных
изменений в правовое регулирование общественных
отношений, что сближает ее с инкорпорацией,
хотя в то же время для консолидации характерны
некоторые черты, присущие кодификации.
В качестве примера ссылаются обычно на
Указ Президиума Верховного Совета СССР
от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных
днях».
С течением времени
в любой развитой правовой системе образуется
значительное число (иногда десятки и
сотни) нормативных актов, имеющих один
и тот же предмет регулирования. Предписания
таких актов зачастую повторяются, а иногда
содержат явные несогласованности и противоречия.
В связи с этим возникает потребность
ликвидации множественности нормативных
актов, их укрупнения, создания своеобразных
"блоков" законодательства. Один
из путей преодоления такой множественности
- это консолидация законодательства.
Это такая форма систематизации, в процессе
которой десятки, а порой и сотни нормативных
актов по одному и тому же вопросу объединяются
в один укрупненный акт.
Такой акт утверждается
правотворческим органом в качестве нового,
самостоятельного источника права, а прежние
разрозненные акты признаются утратившими
силу. Очевидно, что подлежат объединению
предписания одинаковой юридической силы.
По форме систематизации
нормативно – правовых актов консолидация
в большей мере примыкает к систематической
инкорпорации. Она используется там, где
отсутствует необходимость или возможность
кодификации. В этих случаях консолидация
выступает, как эффективное средство для
объединения однородного нормативного
материала, сокращение числа актов и улучшения
формы правового регулирования.
В процессе подготовки
консолидированного акта все нормы прежних
актов располагаются в определенной логической
последовательности, разрабатывается
общая структура будущего акта.
Осуществляется
определенная редакционная правка, чисто
внешняя обработка предписаний с тем расчетом,
чтобы все они излагались единым стилем,
чтобы использовалась унифицированная
терминология. Устраняются противоречия,
повторения, неоправданные длинноты, исправляется
устаревшая терминология, нормы близкого
содержания объединяются в одну статью
(пункт).
Работу по созданию
качественно новой правовой системы России,
существенному обновлению всех основных
сфер регулирования следует проводить
таким образом, чтобы в будущем не возникла
проблема ликвидации множественности
нормативных актов по одному вопросу.
Задача объединения, укрупнения нормативных
актов, обеспечивающая компактность правового
регулирования, устранение пробелов, противоречий
и неувязок между действующими нормами,
была актуальна и ранее. Практика подготовки
и принятия укрупненных, консолидированных
актов осуществлялась в прежние годы в
сфере регулирования вопросов сельского
хозяйства, заготовок сельскохозяйственной
продукции, налогообложения, административной
ответственности и т. д. Весьма актуальна
такая задача и ныне. В общем массиве действующих
нормативных актов России еще много так
называемых "лоскутных" актов, от
которых действующими остались лишь некоторые
нормы и иные неотделимые их части.
Ревизия всего
массива действующих актов должна выражаться
как в отмене устаревших актов и их частей,
внесении в них соответствующих изменений,
так и в объединении действующих норм
из разных актов, от которых остались лишь
отдельные фрагменты, издании укрупненных
актов по определенным вопросам.
Поэтому задача
консолидации действующих актов, укрупнения
законодательных блоков, вбирающих в себя
несколько (иногда десятки) действующих
актов по одному вопросу, ныне становится
одним из приоритетных направлений упорядочения
законодательства.
§ 4. Кодификация. Виды кодификационных актов
Кодификация -
форма систематизации путем объединения
нормативных актов в единый, логически
цельный акт с изменением их содержания.
В процессе кодификации
устраняются устаревший правовой материал,
противоречия в нормах, создаются новые
правила поведения, обеспечивается их
согласованность, логичность (примером
подобного может служить принятие первой
и второй частей Налогового кодекса РФ).
Поэтому кодификация - способ правотворчества,
наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.
Кодификация законодательства
может быть всеобщей (когда переработке
подвергается значительная часть законодательства),
отраслевой (когда перерабатываются нормы
определенной сферы законодательства),
специальной (когда перерабатываются
нормы какого-либо правового института).
Кодификация предполагает переработку
норм права по содержанию в их систематизированное,
научно обоснованное изложение в новом
законе (кодексе, своде законов и т.д.).
1. Первый вид -
это всеобщая кодификация, под которой
понимается принятие целой серии кодификационных
актов по всем основным отраслям законодательства
и, как следующий этап, создание объединенной,
внутренне согласованной системы таких
актов типа "кодекса кодексов" (например,
свод законов того или иного государства).
2. Отраслевая кодификация,
охватывающая законодательство той или
иной отрасли (например, уголовный или
гражданский кодексы).
3. Специальная
(комплексная) кодификация – это издание
актов, регулирующих тот или иной правовой
институт (например, таможенный кодекс,
кодекс торгового мореплавания, кодекс
об административных правонарушениях,
и т.д.).
Признаки кодификации:
во-первых, ею имеют право заниматься только
специальные органы; во-вторых, в итоге
появляется новый нормативный акт - кодекс;
в-третьих, кодифицированный акт выступает
основным среди всех иных актов, действующих
в данной сфере.
В настоящее время
наиболее распространенной "продукцией"
кодификации являются:
основы законодательства
- кодифицированные нормативные правовые
акты федерального уровня, содержащие
наиболее важные общие нормы по предмету
совместного ведения Федерации и ее субъектов;
кодексы - систематизированные
комплексные законодательные акты, объединяющие
в определенном порядке переработанные
нормы права, регулирующие однородную
сферу общественных отношений (например,
ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.);
уставы - кодифицированные
нормативные правовые акты, объединяющие
нормы, регулирующие деятельность министерств,
ведомств, служб в определенной сфере
управления (например, уставы железных
дорог, центрального банка, общевойсковые
уставы, дисциплинарные уставы и т.п.);
положения - кодифицированные
нормативные правовые акты, определяющие
юридический статус и порядок деятельности
каких-либо субъектов права, регламентирующие
полномочия определенных органов, их структуру,
функции (например, положения о министерствах,
ведомствах, государственных комитетах,
о филиалах учреждений и т.д.);
правила - кодифицированные
нормативные правовые акты, устанавливающие
порядок какого-либо вида деятельности
(например, правила дорожного движения).
Кодификация законодательства
- это форма коренной переработки действующих
нормативных актов в определенной сфере
отношений, способ качественного упорядочения
законодательства, обеспечения его согласованности
и компактности, а также расчистки нормативного
массива, освобождения от устаревших,
не оправдавших себя норм. В процессе кодификации
составитель стремится объединить и систематизировать
оправдавшие себя действующие нормы, а
также переработать их содержание, изложить
нормативные предписания стройно и внутренне
согласованно, обеспечить максимальную
полноту регулирования соответствующей
сферы отношений. Кодификация направлена
на то, чтобы критически переосмыслить
действующие нормы, устранить противоречия
и несогласованности между ними.
Кодификация -
это форма правотворчества. Будучи обобщением
действующего регулирования, она в то
же время направлена на установление новых
норм, отражающих назревшие потребности
общественной практики, восполняющих
пробелы правового регулирования, на замену
неудачных, устаревших правовых предписаний
новыми. Кодификация - это форма совершенствования
законодательства по существу и ее результатом
является новый сводный законодательный
акт стабильного содержания (кодекс, положение,
устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие
нормативные акты по данному вопросу.
Сочетание упорядочения и обновления
законодательства как свойства кодификации
позволяет рассматривать ее как наиболее
совершенную, высшую форму правотворчества.
Кодификация –
это деятельность правотворческих органов
государства по созданию нового, сводного,
систематизированного нормативно – правового
акта, которая осуществляется путём глубокой
и всесторонней переработки действующего
законодательства и внесения в него новых
существенных изменений.
Кодификация сопровождается
нормативных актов обработкой с целью
придать нормативным материалам стройность,
последовательность, непротиворечивость,
полноту и т.п.
Кодификация обладает
рядом характерных черт:
1) в кодификационном акте обычно формулируются
нормы, регулирующие наиболее важные,
принципиальные вопросы общественной
жизни, определяющие нормативные основы
той или иной отрасли (института) законодательства;
2) такой акт регулирует значительную и
достаточно обширную сферу отношений
(имущественные, трудовые, брачно-семейные
отношения, борьба с преступностью и т.
д.);
3) будучи итогом совершенствования законодательства,
кодификационный акт представляет собой
сводный акт, упорядоченную совокупность
взаимозависимых предписаний. Он является
единым, внутренне связанным документом,
включающим в себя как проверенные жизнью,
общественной практикой действующие нормы,
так и новые правила, обусловленные динамикой
социальной жизни, назревшими потребностями
развития общества;
4) кодификация рассчитана на создание
более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных
на длительный срок их действия. Эффективность
кодификационного акта во многом зависит
от того, сможет ли законодатель учесть
объективные тенденции развития отношений,
являющихся предметом регулирования такого
акта, их динамику;
5) предмет кодификации обычно определяется
в зависимости от деления системы законодательства
на отрасли и институты. Кодификация укрепляет
системность нормативных актов, их юридическое
единство и согласованность. Кодификационный
акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных
нормативных актов, образующих определенную
отрасль, подотрасль или отдельный институт
законодательства;
6) акт кодификации всегда значителен по
объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный
укрупненный блок законодательства, обеспечивающий
более четкое построение системы нормативных
предписаний, а также удобства их использования.
Кодификация –
это наиболее сложная и совершенная форма
систематизации законодательства, имеющая
правотворческий характер.
Кодификация способствует
усилению стабильности законодательства,
созданию четкой, базирующейся на научном
фундаменте системы нормативных актов,
обеспечивает оптимальную скоординированность
между действующими нормами, является
основой для создания в законодательстве
укрупненных нормативных блоков. Она позволяет
решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать
и содержание, и форму законодательства.
Кодификация означает
содержательную систематизацию. При кодификации
акты подвергаются существенным изменениям,
они сводятся в единый блок, в котором
устраняются противоречия и несогласованность.
При необходимости восполняются пробелы
в регулировании, устаревшие акты заменяются
новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации,
всегда осуществляется государственными
органами. Кодификация всегда представляет
собой существенный шаг вперед в развитии
законодательства.