Деление системы права на
отрасли, подотрасли, правовые
институты не является единственным.
Так в системе права выделяют два больших
блока: материальное и процессуальное
право. Соответственно нормы материального
права определяют права и обязанности
участников общественных отношений,
а нормы процессуального права
– сам порядок реализации прав
и обязанностей.
3 Предмет и метод правового регулирования
как основания деления системы
права на отрасли и институты.
Для того, чтобы разделить
нормы права на отрасли необходимо
определить предмет и метод правового
регулирования. Предмет отвечает
на вопрос, что регулирует
право, то метод – как регулирует.
Метод является формальным критерием,
а предмет – материальным.6
Предмет правового регулирования
– это определённая совокупность
общественных отношений, на которых
распространяется воздействие содержащихся
в отрасли права правовых предписаний.
Общественные отношения
выступают в качестве главного объективного
критерия деления права на отрасли
и институты. Например, гражданское
право регулирует имущественные
и личные неимущественные отношения,
трудовое – отношение между работником
и работодателем. Сами общественные
отношения имеют сложную структуру,
в которую включаются: субъекты общественных
отношений; предметы материального
мира; социальны взаимосвязи;
общественные события, обстоятельства,
выступающие причинами возникновения
или прекращения общественных отношений.
Однако некоторые разновидности
общественных отношений могут
регулироваться двумя, а иногда
и более отраслями права. Так, имущественные
отношения регулируются гражданским
и финансовым правом, а некоторых
их разновидности еще и административным
правом. Уголовное право может
вторгаться в сферу имущественных
отношений, когда виновному
лицу назначается наказание в виде
штрафа, и он исполняется принудительно.
Становится очевидно, что одного
критерия для деления права на отрасли
недостаточно. Поэтому в науке
существует и второй критерий
– метод правового регулирования.
Метод правового регулирования
– это совокупность приемов,
способов юридического воздействия
на поведение субъектов общественных
отношений.7
Выделяют два основных метода:
императивный и диспозитивный.8
Императивный метод правового
регулирования характеризуется
неравноправием сторон, отношениями
власти и подчинения, когда один
субъект должен строго следовать
предписаниям, указанных в правовых
нормах и подчинятся требованиям,
исходящих от другого субъекта
правоотношений. Императивный
метод не предоставляет субъектам
возможности самим договориться
о взаимных правах и обязанностях.
Для императивного метода правового
регулирования свойственно установление
запретов на совершение тех или
иных действий, или обязанностей
совершить определенное в диспозиции
правовой нормы действие. Правоотношения,
основанные на императивном метод,
возникают помимо воли одной
из сторон, вне зависимости
от ее желания. К примеру, уголовно-процессуальное
правоотношение возникает по
факту обнаружения преступления
и не зависит от волеизъявления
преступника.
Диспозитивный метод
отличается от императивного
метода своим координационным
характером. В рамках данною метода
правового регулирования государство
выступает координатором действий
равных субъектов урегулированного
правом отношения. Как правило,
этот метод связан с такой формой
юридического факта, как договор,
в котором находят отражение
согласованные сторонами их
взаимные нрава, обязанности и
ответственность. Право в данном
случае лишь регулирует порядок
оформления договорных отношений,
а также предусматривает решение вопросов
правового характера на тот случай,
если стороны не договорились
о них самостоятельно. Естественно,
что такой метод правового регулирования
характерен для частно-правовых отраслей,
и в том числе права гражданского.
Нельзя отрицать, что элементы
диспозитивности содержат
и административное право, и
другие публичные отрасли российской
системы права, так же как нельзя не замечать
и обратного: гражданское право
зачастую прибегает к императивному
методу правового регулирования,
например, законодательно закрепляя
недопустимость ограничения
прав потребителя, несмотря на договорное
согласование соответствующих
положений.9
Помимо вышеназванных
методов, различают дополнительные
методы правового регулирования.
Например, метод поощрения и
рекомендательный метод.
Метод поощрения правового
регулирования основан на предоставлении
субъектам дополнительных благ и
действует при помощи особой
разновидности правовых норм
– поощрительных, в структуре которых
содержится санкция – поощрение,
а диспозиция этих норм в мягкой
форме предписывает желаемый для общества
вариант поведения. Его можно
охарактеризовать как метод вознаграждения
за определенное заслуженное поведение.
Метод поощрения применяется
и в уголовном праве – применение
условно-досрочного освобождения,
и в трудовом – премирование,
или методы убеждения и рекомендации,
встречающиеся в различных отраслях
права.
Рекомендательный метод
– это метод совета поступать так,
как желательно для общества и государства,
данный метод схож с диспозитивным
методом, так как предлагает субъекту
самостоятельно определить желательный
вариант поведения с учетом различных
условий и возможностей.
Важно отметить, что грань,
отделяющая методы правового
регулирования друг от друга, подвижна,
гибка и в любой момент может быть
передвинута в ту или иную сторону
в связи с изменением регулируемых
общественных отношений, целей
и задач, стоящих перед государством.10
Необходимо отметить,
что предмет является главным, материальным
критерием разграничения норм
права по отраслям, поскольку он
имеет объективное содержание,
предопределен самим характером
общественных отношений и не зависит
в принципе от воли законодателя.
Метод же служит дополнительным,
юридическим критерием, так как
произведен от предмета. Самостоятельного
значения он не имеет, однако в
сочетании с предметом способствует
более строгой и точной градации
права на отрасли и институты.
Именно предмет, прежде всего, диктует
необходимость выделения той
или иной отрасли, а когда отрасль
выделяется, появляется и соответствующий
метод регулирования, который
в значительной мере зависит от
воли законодателя. Последний,
находясь в рамках необходимости
и учитывая характер регулируемых
отношений, может избирать тот
или иной способ правового
воздействия на них.
4 Общая
характеристика отраслей российского
права.
Дать общую характеристику отраслей
права – означает рассмотреть конкретный
предмет и доминирующий метод
правового регулирования, а
также указать вид юридической
ответственности, существующей в
той или иной отрасли.
Конституционное право — ведущая
отрасль национальной правовой
системы, представляющая совокупность
правовых норм, определяющих основы
конституционного строя, правовое
положение человека и гражданина
и закрепляющих государственное
устройство, систему государственной
власти и местного самоуправления.
Конституционное право характеризуется
особым предметом и методом
регулирования. Предметом конституционного
права являются общественные отношения,
возникающие в процессе реализации
суверенитета российского народа
во всех его формах, обеспечения
функционирования институтов
представительной и непосредственной
демократии. Как отрасль публичного
права конституционное право
пользуется методом правового
воздействия, присущим всем отраслям
публичного права. Вместе с тем конституционное
право имеет особый способ конституционного
воздействия, установление, существенно
отличающийся от иных способов
правового регулирования. Вид
юридической ответственности
– конституционная.
Административное право. Регулирует
сферу управленческой, исполнительно-распорядительной
деятельности государственных органов,
общественных организаций и должностных
лиц (правительства, министерств,
ведомств, президентских структур,
предприятий, учреждений, местных
администраций). Для осуществления
своих оперативных функций все
субъекты указанной деятельности
наделяются необходимыми полномочиями,
компетенцией. Объектами управления
выступают экономика, наука, культура,
образование, здравоохранение,
оборона, правопорядок, охрана
прав граждан и т.д. Основной метод
– власть и подчинение, императивные
приказы, указания, иерархия и
субординация по службе, ответственность
за порученный участок. Вид юридической
ответственности – административная.
Гражданское право – ведущая, базовая
отрасль права, предметом регулирования
которой являются имущественные
и связанные с ними неимущественные
отношения, основанные на равенстве,
автономии воли и имущественной
самостоятельности их участников.
Однако не все имущественные отношения
регулируются гражданским правом,
а только такие, в которых стороны
юридически равны (истец – ответчик;
должник – кредитор; заказчик
– подрядчик) и которые не строятся
по принципу власти и подчинения.
В силу своей обширности и
комплексности гражданское право
как отрасль имеет многочисленные
подотрасли: наследственное право,
изобретательское, авторское,
патентное, жилищное, транспортное
и т.д. главный метод правового
регулирования – диспозитивный.
Гражданско–правовая юридическая
ответственность.11
Семейное право примыкает и тесно
связано с гражданским правом. Тем
не менее это самостоятельная отрасль,
регулирующая порядок заключения
и расторжения брака, отношения
между супругами, родителями и
детьми, вопросы патронирования,
усыновления, опеки и попечительства,
имущественного положения членов
семьи, их взаимных прав и обязанностей.
Основной нормативный акт – Семейный
кодекс. Ведущие метод - диспозитивный.
Семейное право лишено самостоятельного
вида ответственности.
Трудовое право. Предмет данной
отрасли – сфера трудовых отношений
(формы рациональной организации
труда, его оценка и оплата, определение
тарифных ставок, разрядов, окладов,
норм выработки;рабочее время, отпуска;
прием на работу и увольнение;
порядок заключения трудовых соглашений).
Субъектами трудовых отношений
выступают рабочие и служащие, государственные,
общественные и кооперативные
организации, профсоюзы.в трудовом
праве разумно сочетаются диспозитивный,
императивный и поощрительный
методы правового регулирования.
В трудовом праве существует два вида
юридической ответственности
– дисциплинарная и материальная.
Уголовное право устанавливает,
какие общественно опасные деяния
являются преступлениями и какие
меры наказания за них предусматриваются,
определяет понятие преступления
и цели наказания, основания
и условия привлечения к уголовной
ответственности и освобождения
от нее. С помощью уголовно-правовых
норм государство охраняет от
посягательств наиболее важные общественные
отношения.
Система норм уголовного права
образуется из двух частей - общей
и особенной. Единственным источником
уголовного права является Уголовный
кодекс РФ. Метод правового регулирования
– императивный. Юридическая ответственность
– уголовная.
Уголовно-исполнительное
право. Включает в себя нормы, регламентирующие
порядок отбывания наказания
лицами, осужденными судом к лишению
свободы, а также деятельность соответствующих
государственных органов и учреждений
по перевоспитанию правонарушителей
в местах заключения.12 Уголовно-исполнительное
право является как бы продолжением
уголовного права, что даст основание
некоторым ученым считать УИП подотраслью
уголовного права. Основной
нормативный акт – Уголовно-исполнительный
кодекс. Основной метод уголовно-исполнительного
права – императивный, который
в процессе исполнения наказания
сочетается с поощрительным методом
правового регулирования. Вид
ответственности – дисциплинарнаяответсвенность
осужденных.