Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:49, курсовая работа
Цель работы:
- изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования:
Изучить понятие «системы права», ее сущность как правового явления и структурную организацию.
Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..………..…… 3
СИСТЕМА ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ПРАВА
Понятие и элементы системы права ………………………….……. 5
Отрасли права, как основные элементы структуры системы
права …………………………………………………………..……. 10
СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Понятие и элементы системы законодательства ………………… 18
Соотношение системы права и системы законодательства …..… 22
Развитие системы права и системы законодательства ……..…… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .…………………….…… 29
В соответствии с требованиями Совета Европы Россия должна отменить смертную казнь, пересмотреть пенитенциарную систему в сторону се либерализации, соблюдать права человека, принципы демократии, гуманизма, свободы личности, строить открытое общество.
Только в этом случае и при соблюдении ряда других условий наша страна может претендовать на равноправное участие во всех международных сообществах, на доверие и уважительное отношение к себе15.
ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1.Понятие и элементы системы законодательства
В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативно-правовых актов различной юридической силы, которые, исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач, обладают согласованностью действий и внутренним единством16.
Понятие «законодательство» в словарях трактуются по-разному:
В конституциях
различных стран имеются
Из этого следует, что система законодательства – это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единственную, целостную, согласованную систему. Совокупность законов и подзаконных актов - внешняя форма объективного права, законодательство в «широком смысле» слова. По уровню юридической силы, законодательство делится на законы, нормативные указы государства и другие. По сферам регулирования общественных отношений подразделяется на гражданское, трудовое, семейное и др. В «узком понимании» - понятие законодательства сужается до нормативно-правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации, т.е. до законов.20
Система законодательства (в узком смысле) складывается из нормативно-правовых актов и их структурных подразделений (разделов, глав, статей, параграфов, абзацев и т.д.).
То есть, система законодательства складывается объективно в силу появления и отбора нормативных актов (или их составных частей) и путем субъективного объединения их по определенным признакам (критериям) в соответствующие группы, классы, прежде всего, массивы, отрасли.
Нормативно-правовые акты (их составные части) – это элементы системы. Признаки отбора, группирования – это связи, которые объединяют эти элементы в нечто целостное, устойчивое, в систему. К этим признакам, относятся функции, цели и структура социального управления, даже такой фактор, как сложившаяся (существующая) система органов управления, власти.
С 1996 года в России существует несколько вариантов к рассмотрению ФЗ «О нормативных правовых актах РФ», который можно назвать «закон о законах». В одном из них отлично рассмотрена структура законодательства. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе этого критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты21.
В России закреплена
следующая система нормативно-
I. Федеральный уровень. 1. Законы Российской Федерации. а) Конституция; б) Федеральные Конституционные Законы; в) Федеральные Законы.
2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации. а) Указы Президента; б) нормативно-правовые акты Правительства; в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
II. Уровень субъектов Российской Федерации. 1. Законы субъектов РФ. а) Конституционные акты субъектов РФ; б) иные законы субъектов РФ.
2. Подзаконные
акты субъектов РФ. а) нормативно-правовые
акты глав исполнительной
III. Акты органов местного самоуправления и локальные акты (акты организаций), которые должны соответствовать законам и подзаконным актам государственных органов.
Таким образом, в силу федеративного устройства России, система законодательства России имеет «двойную» структуру и включает систему нормативных правовых актов Российской Федерации и систему нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития. Отрасль законодательства, является основным элементом системы законодательства – это системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.
Особенности формирования законодательства России заключается в том, что оно создается на базе ранее принятых концепций22, отражающих роль и место РФ в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере.
С учетом системной взаимозависимости, нормы законодательства отражают разные уровни внутрисистемных связей. Нормативный правовой акт лежит в основе системы законодательства и оформляет решения полномочного уровня государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен – закона или какого-либо подзаконного акта.
Система актов – это иерархическая система, в ее основе лежит Конституция государства. Система законодательства постоянно развивается, при этом оно должно оставаться внутренне согласованным и логичным. Это достигается с помощью систематизации. Существует три основные формы систематизации законодательства:
- Кодификация – это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;
- Инкорпорация – объединение нормативно-правовых актов определенного уровня без внесения изменений в их содержание в сборник, где каждый акт сохраняет свое самостоятельное юридическое значение;
- Консолидация – объединение нормативно-правовых актов в единый акт без изменения их содержания, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
Система законодательства Российской Федерации на данном этапе имеет и ряд слабых сторон. К таким сторонам ученые правоведы относят: бессистемность, внутреннюю противоречивость, излишнюю множественность нормативных правовых актов23.
2.2.Соотношение
системы права и системы
Вопрос о связи двух систем является актуальным, поскольку «правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления».
В теории права соотношение категорий «система права» и «система законодательства» понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности таких категорий как «право» и «законодательство». Специфика права выражается в том, что это особое, обладающее объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.
Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты.
Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право носит более естественный характер, т.к. основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов.
Наука теории государства
и права рассматривает
1. Первичным
элементом системы права
2. Система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву. Например, это – различные программные положения, указание на цели и мотивы издания актов и т д.
3. В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя различные отношения, в связи, с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.
4. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней системой законодательства.
5. Система права носит объективный характер, а система законодательства более субъективна, поскольку во многом зависит от воли законодателя. Но эта субъективность относительна, поскольку каждый вновь принимаемый нормативно-правовой акт не может противоречить системе действующих актов.
6. Система законодательства кроме ориентации на систему права ориентирована и на форму государственного управления. В России такой формой является федерация. Это обуславливает существование в каждой отрасли актов как федерального (Федеральный Закон РФ «О нормативных правовых актах РФ»), так и уровня субъектов федерации (Закон Забайкальского края "Об административных правонарушениях").
К особенностям соотношения двух систем правоведы относят:
- В системе права более конкретно и глубже, чем в системе законодательства, воплощается волевое начало права. Только в системе права его нормы обретают свой действительный смысл.
- Объективно существующая система права является базой для упорядочения законодательства, поскольку объединять нормы права в институты и отрасли можно только по научно обоснованным критериям предмета и метода правового регулирования.
- Система законодательства в какой-то части более свободна от системы права и зависит от усмотрения законодателя (создание комплексных отраслей законодательства).
- Правильное понимание системы права является залогом успешного функционирования системы законодательства. Нормы права должны регулировать только те отношения, на которые рассчитаны. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения является причиной дезорганизации общественных отношений.
Итак, система
права и система законодательст
2.3.Развитие
системы права и системы
Развитие двух диалектически связанных систем – это сложный и во многом неоднозначный процесс, поскольку наряду с общими изменениями в системах могут происходить и такие изменения, которые затрагивают в основном только одну систему.
Исходя из этого, кажется обоснованным выделить отдельно тенденции развития системы права и системы законодательства.
Общие тенденции развития системы законодательства:
Информация о работе Система права и система законодательства