Советское законодательство военного и послевоенного времени (1940 - середина 1950-х гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

На рассвете 22 июня 1941 г. войска нацистской Германии и ее союзников вторглись на территорию нашей страны. Тем самым германское правительство растоптало все договоры, заключенные им с Советским Союзом в 1939 г. Нами были потеряны громадные территории, под оккупацией оказались миллионы советских людей, в боях погибли или попали в плен сотни тысяч красноармейцев и командиров Красной Армии. Тем не менее Гитлеру не удалось осуществить свой план молниеносного разгрома Советского Союза .Трудности и неудачи начального периода войны не сломили патриотический дух советского народа, его верность Отчизне. Развернулась борьба за перестройку всей жизни нашей страны на военный лад, за укрепление советских вооруженных сил. "Все для фронта! Все для Победы!" - этому лозунгу подчинили свою деятельность все народы нашего Отечества.

Содержание

1.Введение---------------------------------------------------------------------------------3
2. Советское законодательство военного периода.--------------------------------5
2.1. Изменения правотворческой и правоисполнительной деятельностей в условиях войны----------------------------------------------------------------------------------------5
3.Изменения в праве---------------------------------------------------------------------9
3.1.Гражданское право------------------------------------------------------------------9
3.2.Трудовое право-----------------------------------------------------------------------10
3.3.Семейное право-----------------------------------------------------------------------11
3.4.Уголовное право----------------------------------------------------------------------14
4.Советское законодательство послевоенного периода----------------------------15
5.Заключение-------------------------------------------------------------------------------
6.Библиографический список----------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая иогп.docx

— 27.84 Кб (Скачать файл)

Советское государство правовым регулированием добивалась скорейшей  победы над врагом. Гражданским свободе  и праву пришлось уступить интересам  государства в победе над врагом, законы, принятые военными начальниками, не подвергались обсуждения и выполнялись  беспрекословно. Такие меры частичного решения свободы можно оправдать  сложными обстоятельствами военного времени.

 

 

4.Изменения в  послевоенное время.

4.1.Трудовое, социальное и  семейное право

С окончанием войны были ликвидированы нормы права, порожденные  чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года с 1 июля 1945 года восстанавливались «очередные и дополнительные отпуска рабочим  и служащим, отмененные на период военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в  военное время».2 Отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан на роботу в различные отрасли народного хозяйства.

Восстанавливалось действие норм трудового права, которые в  военное время не применялись, в  том числе система коллективных договоров на предприятиях между  администрацией и фабрично-заводскими комитетами профсоюзов. В соответствии с четвертым пятилетним планом Советское  государство вновь вернулось  к решению вопроса о привлечении  кадров для промышленности, строительства  и других отраслей народного хозяйства  через систему организованного  набора рабочей силы на основе договоров  хозяйственных организаций с  колхозами и колхозниками. За 1945-1950 гг. таким способом было привлечено около 5,5 млн. рабочих.

В первые послевоенные годы сохранялось тяжелое положение  в сфере оплаты труда большинства  трудящегося населения страны. Менее  половины (43%) рабочих и служащих имели заработок, позволяющий оплатить питание по самому необходимому минимуму. Сокращение трудовой недели и прекращение  сверхурочных работ повлияли на снижение заработной платы. На отдельных предприятиях сокращение оплаты труда увеличилось  в 2 раза. Практиковалась задержка выплат заработной платы: за июль 1946 г. полностью  получили зарплату лишь 24 млн. рабочих  и служащих (из 30,6 млн.) 3

После проведения денежной реформы 1947 г. и промышленного подъема 1948-1949 гг. заработная плата трудящихся начинает увеличиваться: за годы четвертой  пятилетки среднемесячная заработная плата рабочего в промышленности увеличилась на 52,7% 4

 

Повышалась роль профсоюзных  организаций. Постановление Секретариата ВЦСПС от 21 июля 1947 года обязывало  ФЗМК не допускать сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, больных открытой формой туберкулеза легких. ФЗМК должны были строго следить за соблюдением трудового  законодательства администрацией, особенно в отношении рабочего времени, времени  отдыха, труда женщин и подростков. Значительное внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В  соответствии с инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС  от 21 июня 1949 года был установлен обязательный медицинский осмотр всех работавших на предприятиях с вредными условиями  труда.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 года для женщин, имевших детей до одного года, сохранялся непрерывный стаж во всех случаях  перехода на другую работу.

Семейное право претерпевает небольшое, но знаменательное изменение: в 1948 году были запрещены браки с  иностранцами. В указе по этому  поводу давалось обоснование: наши женщины, вышедшие замуж за иностранцев и  оказавшиеся за границей, в непривычных  условиях чувствуют себя плохо и  подвергаются дискриминации.

Правда, у людей, намеренных вступить в брак с иностранцами, и после запрета оставалась возможность: один из брачующихся мог сменить  свое гражданство. Однако отказ от советского гражданства мог рассматриваться  как измена Родине.

Подобная политика в области  семейных отношений полностью отражает попытки Сталина изолировать  Советский Союз от других государств. Неофициально браки с иностранцами рассматривались как антипатриотичные: кто же способен променять лучшую в мире страну на какую-либо иную?

2. Колхозное и земельное  право.

В годы Великой Отечественной  войны нормативно-правовые акты, принимаемые  общесоюзными государственными органами, преследовали две цели: обеспечить сельское хозяйство необходимой  рабочей силой и получить максимально  возможное количество сельскохозяйственной продукции. Меры, применяемые для  достижения этих целей.

· Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 года увеличило  обязательный минимум трудодней  в 1,5 раза.

 

· В 1941-1944 гг. было вовлечено  дополнительно около 2,5 млн. человек.

· За невыполнение обязательного  минимума трудодней устанавливалась  уголовная ответственность, исключение из колхоза и лишение приусадебного  участка.

По окончании войны  чрезвычайные меры в сельском хозяйстве  были частично отменены. Прекратилась мобилизация рабочих и служащих в сельскую местность, отменена уголовная  ответственность за невыполнение колхозниками установленного минимума трудодней. Однако, обязанность выполнять минимум  трудодней сохранилась еще на долгие годы.

К разрушениям, вызванным  войной, прибавились последствия  сильной засухи 1946 года на значительной территории европейской части СССР. Естественно, что государство и  партия неоднократно обращали внимание на необходимость подъема сельского  хозяйства.

19 сентября 1946 года Совет  Министров СССР и ЦК ВКП(б)  приняли постановление «О мерах  по ликвидации нарушений Устава  сельскохозяйственной артели в  колхозах», в котором вскрывались  серьезные нарушения в колхозной  сфере. На основе этого постановления  была проведена большая работа  по дальнейшему организационно-хозяйственному  укреплению колхозов, по всемерному  упрочению социалистической собственности.  За период с 1946 по 1948 г. колхозам  было возвращено 6 млн. га земли, 250 тыс. голов скота и значительное  количество другого имущества.

Постановление Совета Министров  СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1948 г. «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и  упорядочиванию оплаты труда в колхозах»  ориентировало колхозы на восстановление производственных бригад как основной формы организации труда в  колхозе, позволяющей рационально  использовать труд колхозников в  предоставленной МТС сельскохозяйственной техники. Возникшие в ходе войны  полеводческие звенья предполагалось немедленно ликвидировать .5

В 1950 году было решено провести укрупнение колхозов. Укрупненные колхозы  становились более крепкими. Но это  приводило порой к громоздкости артели, затрудняло управление ею, возникало  дальноземелье, постепенно умирали  мелкие селения, находившиеся вдали  от центральной усадьбы. Постановление  Совета Министров СССР от 26 апреля 1950 г. «О мерах в связи с укрупнением  мелких колхозов» регулировало вопросы  землепользования, возникшие в ходе укрупнения колхозов. Постановление  Совета Министров СССР от 26 апреля 1950 г. указывало, что изменение границ колхозных земель, их слияние, должны производиться лишь с согласия на то не менее чем 2/3 членов сельскохозяйственной артели.

В этот период был сделан шаг и к более высокой интеграции сельскохозяйственного производства, начали создаваться разного рода межколхозные организации. В связи  с этим Совет Министров СССР 3 февраля 1951 года утвердил Положение  о порядке строительства и  эксплуатации межколхозных электроустановок.

Все эти мероприятия, конечно, отразились на послевоенном восстановлении сельского хозяйства, однако, сколько-нибудь существенных сдвигов в сельскохозяйственном производстве не произошло, деревня  по-прежнему не могла обеспечить город  всем необходимым в достаточном  объеме. В первую очередь это было связано с тем, что существенные недостатки колхозного строительства: нарушение принципов материальной заинтересованности колхозников в  конечных результатах труда, ограничение  хозяйственной самостоятельности  колхозов тормозили их развитие.

3. Уголовное право

Сразу после войны были отменены или признаны утратившими  юридическую силу нормативно-правовые акты военного времени, устанавливавшие  уголовную ответственность за деяния, имевшие общественно важный характер лишь в условиях войны. 7 июня 1945 года Президиум Верховного Совета СССР издал  Указ «Об амнистии в связи с  победой над Гитлеровской Германией». От наказания освобождались лица, осужденные к лишению свободы  сроком до трех лет, а неотбытый срок лишения свободы сокращался наполовину. Полностью освобождались от наказания  лица, осужденные за самовольный уход с предприятий военной промышленности, и военнослужащие, осужденные с применением  отсрочки исполнения приговора до окончания  военных действий. Результатом амнистии стало резкое увеличение преступности. Особо ярко это прослеживалось в  крупных промышленных зонах.

В первые послевоенные годы смертная казнь применялась достаточно часто. К военным преступникам и  пособникам немецко-фашистских оккупантов по приговорам военных трибуналов применялся квалифицированный вид смертной казни - повешенье, приводившийся в  исполнение публично.

26 мая 1947 года Президиумом  Верховного Совета СССР был  принят Указ «Об отмене смертной  казни». В нем говорилось: «Президиум  Верховного Совета СССР постановляет:

 

1. Отменить в мирное  время смертную казнь, установленную  за преступления действующими  в СССР законами.

2. За преступления, наказуемые  по действующим законам смертной  казнью, применять в мирное время  заключение в исправительно-трудовые  лагеря сроком на 25 лет.

3. по приговорам к смертной  казни, не приведенным в исполнение  до издания настоящего Указа,  заменить смертную казнь, по  определению вышестоящего суда, наказанием, предусмотренным в статье 2 настоящего Указа» 6

Одновременно ужесточается ответственность за преступления против собственности. 4 июня 1947 года Президиум  верховного Совета СССР издал указы  «Об уголовной ответственности  за хищение государственного и общественного  имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан». В  указах наглядно проявилась основная тенденция государственной уголовной  политики: предпочтение отдавалось в  первую очередь защите и охране государственно и общественной собственности.

Уголовная ответственность  была ужесточена по следующим составам:

· Июнь 1947 года. За разглашение  государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную  тайну.

· Апрель 1948 года. За изготовление и продажу самогона.

· Январь 1949 года. За изнасилование.

· Февраль 1953 года. За нарушение  правил безопасности ведения работ  в угольных и сланцевых шахтах.

Ужесточение уголовной ответственности  и применявшиеся внесудебные  репрессии объяснялись активизацией борьбы с преступностью и воспринимались партийно-советским руководством как  один из рычагов воздействия на общество, средство выполнения государственных  задач. Например, когда в 1947-1948 гг. в  Украинской ССР обозначилась тенденция  к массовым отказам колхозного крестьянства т работы в колхозах и бегству  в города, первый секретарь ЦК компартии  Украины Н.С. Хрущев выступил с инициативой  принятия Президиумом Верховного Совета СССР Указа от 21 февраля 1948 года «О выселении  из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности и ведущих  антиобщественный паразитический образ  жизни». 2 июня 1948 года начинается репрессивная кампания, в ходе которой в 1948-1953 гг. было выселено в отдаленные районы 333266 колхозников и 13598 членов их семей.

Уголовно-правовые нормы, принимавшиеся  в СССР в послевоенный период, использовались советским государственно-партийным  руководством и как средство идеологической борьбы с внешнеполитическими противниками. Так, в ноябре 1947 года по инициативе Советского Союза Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция, направленная против пропаганды войны. 12 марта 1951 года на основании этого документа  международного права Верховный  Совет СССР принял закон «О защите мира», в котором пропаганда войны  в любой форме объявлялась  тягчайшим преступлением против человечества, а виновные должны были предаваться суду как тяжкие военные  преступники. Безусловно, что данный документ носил декларативный характер, поэтому Закон на практике никогда  не применялся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В результате прочитанного был освоен материал по изменению  советского права, преобразования в  правотворческой деятельности. Изучено  насколько трудоёмкая была проведена  работа в законодательных органах  за время и после Великой Отечественной  войны. Много было положительных  моментов в действие советских войск, но были и с точки зрения современного гуманного человека чересчур жесткие  меры. После начала войны государственные  структуры, не растерявшись от внезапного молниеносного нападения врага, проявили необычайную мобильность  в решение вопросов поднятие всего  советского народа во благо фронта. В минимальные сроки государственный  аппарат разработал огромную по масштабам  программу.

Информация о работе Советское законодательство военного и послевоенного времени (1940 - середина 1950-х гг.)