Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:46, дипломная работа
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при вынесении законов на референдумы.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых.
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие и виды правотворчества 5
2 Стадии правотворчества 12
Заключение 17
Глоссарий 20
Список использованных источников 22
Приложения 23
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых.
Правотворчество характеризуется тем, что:
- представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
- основная его продукция - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах;
- это важнейшее средство
- уровень и культура
Правотворчеству присущи следующие принципы: научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность, оперативность, стабильность и др.
Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяют на такие виды, как:
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
Правотворчество - это основное направление социальной деятельности, создающее условия для существования и воспроизводства самого общества. Правотворчество реализует поиск правовых форм, которые обеспечивали бы в наибольшей степени равновесное состояние общества, разумное «сцепление» его членов в общественной жизни. А законодательный процесс выступает при этом основным фактором такой деятельности.
Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его дальнейшей кодификации и обновления. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, продолжая обновлять и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Правотворчество |
процесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах |
2 |
Демократизм |
учет общественного мнения и отражение его в принимаемых нормативных решениях. |
3 |
Гласность |
Открытость обсуждения и принятия нормативных актов, доведении до всеобщего сведения правовых решений |
4 |
Гуманизм |
Направленность нормативного акта на обеспечение реального действия прав и свобод граждан, на удовлетворение их материальных и духовных потребностей. |
5 |
Санкционированное правотворчество |
разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных органов и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию |
6 |
Субъект правотворчества |
орган или общественное формирование, правомочия которого на принятие соответствующего правового акта определяются конституционным или иным законодательным статусом |
7 |
Законотворчество |
законодательный процесс, связанный с прохождением стадий и с действиями по подготовке, обсуждению и принятию законов. |
8 |
Подзаконное правотворчество |
правотворческая деятельность президента, правительства и иных органов исполнительной власти |
9 |
Нормативные договоры |
внутрифедеральные, управленческие конституционного характера договоры и соглашения, самостоятельно заключенные между собой различными государственными органами |
10 |
Законодательная инициатива |
право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом |
1 |
Н.А. Власенко Правила законодательной техники в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сб. статей: В 2т. // Под ред. д.ю.н., проф., акад. В.М. Баранова М.: 2001, с.93 |
2 |
В.В. Лазарев Теория государства и права – М.: Новый юрист, 1997г., с.131 |
3 |
В.В. Лазарев, Н.Л. Гранат источники права / общая теория государства и права. Под ред. В.В. Лазарева М.: 1997г., с.143-146 |
4 |
Г.И. Муромцев о некоторых особенностях законотворческой техники и методологии ее исследования в современной России // Законтворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сб. статей в 2т. // под ред. В.М. Баранова М.: 2001, с.79 |
5 |
Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / отв. Ред. А.С. Пиголкин М.: 1998 |
6 |
В.М. Сырых Теория государства и права М.: «Былина» 1998, с.163 |
7 |
Теория государства и права / под ред. В.М. Карельского, В.Д. Перевалова М.: Инфа-М-Норма 1997, с.296 |
8 |
А.Ф. Черданцев Теория государства и права М.: «ЮРАЙТ» 1999, с.367 |
9 |
Пиголкин А.С. Теория государства и права. - М.: Городец, 2003. - 253с. |
10 |
Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Теория, практика, методика. /Под ред. А.В.Гайды, М.Ф.Казанцева, К.В.Киселева, В.Н.Руденко. Екатеринбург.: 2001. – 76с. |
11 |
Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. - М.: Новый Юрист, 1999. - 240с. |
А |
|
Б |
|
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 2000. - С. 241
1 Лазарев В.В., Гранат Н.Л. Источники права / Общая теория права и государства. Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. С. 143-146
1 Комаров С.А., Мальков А.В. Теория государства и права: Учебник.- М.: НОРМА, 2010.
2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник.- М.: Омега-Л, 2009.
1 Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Теория, практика, методика. /Под ред. А.В.Гайды, М.Ф.Казанцева, К.В.Киселева, В.Н.Руденко. Екатеринбург.: 2001. – С. 37