Современное юридическое образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Однако науку не следует воспринимать как простую сумму определенных знаний. Сущность научного постижения мира заключается не только в процессе механического сбора и систематизации официально признанных и получивших соответствующее формальное закрепление «истин», но и в самом процессе поиска знания, претендующего на истинность. При этом следует учитывать, что система знаний о наиболее существенных свойствах познаваемых явлений (природы, общества, мышления) не существует вне человеческой деятельности по изучению данных явлений, поэтому и истинным (научным), и ложным (псевдонаучным) знание считается в зависимости от сформировавшегося в той или иной исследовательской среде отношения к нему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теория государства и права в системе юридических наук………………..5
1.1 Место теории государства и права в системе юридических наук……….6
1.2 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина……..11
2. Юридическое образование…………………………………………………13
2.1 Современное юридическое образование………………………………...13
2.2 Профессия юрист, адвокат………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………….....21
Глоссарий………………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

3. Значение теории государства и права.docx

— 58.11 Кб (Скачать файл)

Теория государства изучается  по определенной системе, которая представляет собой логически последовательное расположение вопросов, отражающих объективную  структуру и содержание предмета данной науки. Изучение теории государства  и права начинается с уяснения соотношения общества и государства, закономерностей происхождения  тех признаков государства, которые  отличают его от организации общественной власти первобытнообщинного строя. Затем рассматриваются основные вопросы теории государства: признаки, сущность государства, важнейшие характеристики правовой государственности, формы, типы, механизм и функции государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Юридическое образование

2.1 Современное юридическое  образование

Юридическое образование  сейчас – одно из самых популярных в нашей стране. Несмотря на уверения разных специалистов, что юристов  в России переизбыток, каждый год  тысячи выпускников школ подают заявления  на юридические отделения различных  вузов.

Основной способ получить юридическое образование – обучение на юридических факультетах государственных  университетов, и в специализированных юридических институтах и колледжах. Однако выпускники последних обладают не высшим, а средним юридическим образованием.

Чтобы получить высшее юридическое  образование в России предусмотрено  прохождение пятилетнего полного  курса очного обучения. Но это для  выпускников, желающих получить стандартный  статус специалиста, для магистра этот срок больше, для бакалавра наоборот – меньше. Предусмотрены также  традиционные для уже работающих студентов вечерние и заочные  способы обучения, рассчитанные соответственно на 5 и 6 лет.

По сложившемуся принципу учебный процесс делает упор на подготовку юристов самого широкого профиля, которые  после завершения обучения смогут занять любую должность, требующую юридического образования. При этом дипломированные  юристы должны обладать достаточно глубокими  знаниями по какой-нибудь отдельной  области права. Потому для изучения кроме социально-экономических, гуманитарных и общеобразовательных дисциплин предусмотрен широчайший круг узкоспециальных правовых наук. Среди них: общая теория государства и права, история политических и различных правовых учений, история государства и права в России и в зарубежных странах. Сюда также относятся римское право, криминология, судоустройство и международное публичное и частное право. Ну и, разумеется, различные отрасли российской правовой системы – административное, гражданское, налоговое, трудовое, финансовое и уголовное право и особенности различных процессов – гражданского и уголовного судопроизводства.

Последние курсы обучения предполагают изучение дополнительного  цикла специальных курсов, когда  студенты-юристы проходят специализацию  по определенному профилю: гражданско-правовому, государственно-правовому, уголовно-правовому, международно-правовому и другим. При этом учебные курсы и предназначенные  для них предметы разнятся в зависимости  от выбранного профиля.

После завершения основного  курса обучения для студентов  очников предусмотрено обязательное прохождение производственной практики, например, в судах. Во время нее  будущий специалист уже получает начальные навыки, которые подтверждают юридическое образование

 2.2 Профессия юрист, адвокат

1. Юрист (от лат. jus или juris – право) – это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладает профессионально правовыми знаниями и умеющие применять их в практической деятельности. Юристы имеют разную подготовленность, неодинаковые способности, но все вместе они осуществляют профессиональную деятельность, результаты которой заметно сказываются на качестве жизни людей, и все они, так или иначе, находятся под контролем общества, привлекая к себе внимание.

Это сложная, и очень важная работа. От советов и решений юристов  зависят судьбы людей, их имущественные  и неимущественные отношения, стабильность экономики, интересы автора и изобретателя, приток инвестиций, и наконец, порядок на улице, безопасность граждан и всей страны. Ошибки юристов, например, такие как незаконный арест, неверное решение суда, бездействие в ситуации, требующей вмешательства, могут негативно сказаться на состоянии законности и правопорядка, на благополучии членов общества, и на собственном авторитете юриста. Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, складывающееся в результате реализации правовых норм. Авторитет юриста– с одной стороны это признание за юристом со стороны других людей права на принятие решений, влияющих на их поведение и судьбы, и с другой стороны это степень влияния юриста на разрешение жизненных вопросов, ситуаций.

Справедливость чаще всего  расценивается как синоним правосудия, а юриста, осуществляющего правосудие, претворяющего в жизнь справедливое во всех отношениях и для всех решение. Высшее качество любого юриста – это  его справедливость во всём и всегда. Справедливость включает в себя и  такие ценностные для юриста свойства как гуманность, доброжелательность и требовательность, неуклонное следование правовым предписаниям как материализованному выражению справедливости. Требование справедливости есть органическая часть  более широкой нравственной категории, какой является профессиональный долг. Профессиональный долг выступает в  качестве движущей силы трудового процесса. Личность с высокоразвитым чувством профессионального долга чётко  представляет себе, что надо делать в той или иной жизненной ситуации, как и во имя чего это делать. Профессионал сознательно и добросовестно  исполняющий свои обязанности всегда понимает, что выполняет он их в  интересах общества, коллектива, конкретного  человека.

Понимая высшее юридическое  образование как инструмент подготовки к профессиональной деятельности, в  качестве формального критерия соответствия стандарта и программ образования  потребностям практической работы представляется возможным использовать информацию о должностных обязанностях, изложенную в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих1. А также можно использовать результаты обобщения должностных обязанностей в должностных инструкциях и положениях о структурных подразделениях государственных органов.

Анализ квалификационных требований к работникам юридических  специальностей, в самом общем  виде позволяет выделить четыре элемента квалификации юриста (Приложение Г):

должен знать законодательство и обычаи делового оборота;

должен владеть навыками проведения правовой экспертизы и исследований;

должен уметь разрешать  социальные конфликты;

должен иметь навыки составления  документов, в том числе нормативных.

Для всех юристов совершенно необходимыми и общими для всех направлений  юридической деятельности являются: овладение профессиональным правовым подходом; освоение методики работы с  документами; осуществление межличностных  коммуникаций; постановка, осознание  и решение возникающих правовых задач; оценка и реализация результатов  своей деятельности. Это означает, что юрист должен быть готов правильно  и своевременно реагировать на запросы  общества, владеть методиками и приёмами с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой.

Марк Тулий Цицерон  говорил, что истинный законовед  – «это тот, кто сведущ в законах  и обычном праве… и который  умеет подавать советы, вести дела и охранять интересы клиента»2.

Юрист должен владеть высокой  культурой диалога, должен уметь  разговаривать с людьми, выслушивать  оппонентов, вести переговоры, участвовать  в обсуждении юридических дел  или в процедурах их коллегиального разрешения. Юристу необходимо определить свою роль в социальной жизни, экономике  и управлении, обнаруживать ситуации, требующие его вмешательства, обязан владеть приёмами решения стандартных и неординарных правовых задач. Юрист – профессионал должен уметь сформулировать приемлемый и исполнимый проект решения, соответствующий закону, найти форму такого решения и реализовать его в доступных для юриста пределах.

2. Адвокатом в Российской  Федерации может быть лицо, получившее  юридическое образование. По общему  правилу, для производства защиты  лиц, привлекаемых к уголовной  ответственности, юрист должен  сдать квалификационный экзамен  и стать адвокатом.

Адвокат (лат. advocates) – лицо, профессией которого является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов в суде. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката физическим, юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Под адвокатурой (ст. 3 Закона об адвокатуре) понимается профессиональное сообщество адвокатов, которое, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.

В России адвокат – это  независимый профессиональный советник по правовым вопросом и принадлежит  к людям так называемой свободной  профессии. Согласно части 1 статьи 48 Конституции  России, в случаях, предусмотренным  законом, юридическая помощь оказывается  бесплатно, что является исключением  из правила. После 1988 года адвокатам  было разрешено устанавливать самостоятельные  расценки, что сразу уменьшило  доступность юридической помощи. В связи с необходимостью обеспечения  конституционного права на защиту Положением об адвокатуре 1980 года предусматривались  случаи оказания гражданам бесплатной юридической помощи. Согласно статье 22 Положения об адвокатуре, в РСФСР на протяжении 22 лет (с 1980 года до 1 июля 2002 года) коллегии адвокатов оказывали бесплатную юридическую помощь нескольким категориям граждан3: истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; по искам колхозников к колхозам об оплате труда; о возмещении вреда, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья связанным с работой; о возмещении вреда, причинённого смертью кормильца, наступившей в связи с работой; гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; гражданам по жалобам на неправильности в списках избирателей; депутатам Советов народных депутатов при даче консультации по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий; членам товарищеских судов и добровольных народных дружин по охране общественного порядка при даче консультаций по законодательству в связи с их общественной деятельностью.

Статья 26 Закона об адвокатуре до внесения в неё изменения Федеральным  законом от 28 октября 2003 года устанавливала  два императивных условия, при которых  гражданам оказывалась бесплатная юридическая помощь. Во-первых, такая  помощь оказывалась гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход  которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта России. Во-вторых, к таким  гражданам относятся:

истцы – по рассматриваемым  судами первой инстанции делам о  взыскании алиментов, возмещении вреда, причинённого смертью кормильца, увечьем  или иным повреждением здоровья, связанным  с трудовой деятельностью;

ветераны Великой Отечественной  войны – по вопросам, не связанным  с предпринимательской деятельностью;

граждане, пострадавшие от политических репрессий - по вопросам, связанным  с реабилитацией;

граждане, которым требуется  составление заявлений о назначении пенсий и пособий.

Федеральным законом от 28 октября 2003 года № 134-ФЗ «О внесении изменения  в статью 26 Федерального закона «Об  адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», вступившем в  силу с 31 октября 2003 года, пункт 1 часть 1 статья 26 изложен в новой редакции: «Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход  семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим  гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно…».

Адвокаты сторонятся бесплатной помощи, пытаются избежать общения  с гражданами, добивающиеся назначения им «бесплатного» адвоката. Вполне объяснимо то, что качество помощи, оказываемой по соглашению, и бесплатной помощи будет существенно различаться. Однако, помимо адвокатов, юридическую  помощь по гражданским делам могут  оказывать и другие лица.

 

 

Заключение

Интеллектуальное развитие личности заключается в развитии её физических способностей – мышления, памяти, воображения, анализа, прогнозирования, в приобретении и скоплении известного запаса знаний. Воспитание и образование  неотделимы. Образование можно получить в результате изучения законов, теорий, а воспитание – только в результате научения, применения права и жизни по праву, в соответствии с законом. Юридическое воспитание должно постоянно сопровождать человека от рождения, а юридическое образование получается в определённой системе и в определённое время, делится на уровни, категории и влечёт за собой приобретение юридической профессии.

Теория государства и  права – одна из немногих юридических  научных дисциплин, которая непосредственно  связана с формированием профессионального  правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения  глубокого уважения к праву как  к величайшей социальной ценности. Именно при преподавании теории государства  и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система  понятий, позволяющая свободно и  уверенно ориентироваться в юридической  сфере. Теория государства и права  даёт студентам первичные представления  об основных понятиях юриспруденции, без  которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических  дисциплин.

Информация о работе Современное юридическое образование