Соотношение права и морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы, выбранной мною, продиктована временем. События в современной России развиваются очень бурно и динамично. Позиция каждого гражданина определяет будущее России. Эта тема очень заинтересовала меня как студентку юридического факультета. Она показалась мне интересной тем, что соотношение морали и права было извечным вопросом истории. Данной темой в разные годы и периоды истории нашего государства занимались многие философы, историки и классики теории государства и права: Фридрих Вильгельм Ницше, Николло Макиавелли, Христиан Томазий, Иоганн Готлиб Фихте, Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Лев Иосифович Петражицкий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-концептуальные подходы к понятию права и морали.……………………………………………………………………………5
§1.1. Понятие и сущность права……………………...…………..……....5
§1.2. Мораль: понятие, функции…………………………………………11
Глава 2. Соотношение права и морали: единство (сходство) и различие, взаимодействие и противоречия …………………………………………….15
§2.1. Общие черты и различия …………………………………..………15
§2.2. Взаимодействие и противоречия …………… …………..……......19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников и литературы………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Право и мораль.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Обычай может стать  источником права лишь при определенных условиях: обычай должен содержать  в себе юридическое воззрение, которое  порождает право; данное юридическое  воззрение должно многократно 

проявляться в реальности и соблюдаться в течение длительного периода времени.6

  • Право судей – это юридические нормы, возникающие в результате самого судебного решения, в том случае если по конкретному разрешаемому вопросу отсутствует закон или обычай. Когда судья во время вынесения решения делает вывод, то он мысленно формулирует некое положение, которое впоследствии может стать образцом для разрешения аналогичных дел. Данный образец называется судебным прецедентом.  Таким путем формируется право судей или же  прецедентное право.
  • Право законодателя – формирование позитивного права путем законодательной деятельности высших или представительных  органов государственной власти. Деятельность по созданию норм права получила название правотворческой деятельности, результатом которой является создание нормативно-правового акта, который вводит новые нормы и отменяет либо изменяет ранее существующие. Главным нормативно-правовым актом является закон.

В настоящее время  в различных странах мира преобладают  разные формы позитивного права. Так, обычное право является преобладающим в ряде неразвитых государств. В прогрессивных странах доминирует прецедентное право (Великобритания, США) либо право законодателя (Франция, Германия, Россия).

 

1.2. Мораль: понятие, функции

Мораль, как и право, является такой же динамической и регулятивной системой. Она играет важную роль в регулировании общественных отношений и поведении людей. Ее исторический путь развития восходит от принципа талиона и «кровной мести» до начал терпимости, прощения и покаяния.

Есть несколько определений  морали. Приведу наиболее распространенные и известные из них.

 Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Мораль - нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность.7

Под моралью и нравственностью  мы будем понимать одно и то же. В  научной литературе и на практике они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые ученые и аналитики пытаются установить здесь различия. Они под моралью предлагают понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень соблюдения этих норм и  уровень морали. Но в данном случае я исхожу из тождественности этих понятий.8

В различные периоды  своего развития нормы морали представали  в следующих формах:

  • табу - жесткий запрет агрессивных побуждений человека;
  • обычай - исторически сложившаяся и неоднократно повторяющаяся в обществе форма действий;
  • традиция - разновидность обычая, которая отличается особым усилием людей сохранить  унаследованные от предков формы поведения.
  • Моральные правила -  нормы, регулирующие поведение человека в различных сферах  общественной

Следует отметить и то, что моральные нормы одной и той же культуры могут сильно различаться в различных жизненных ситуациях. Приведу один из ярчайших примеров, которым является  библейская притча о человеке, который был готов принести в жертву Богу своего единственного сына, в соответствии с  божественным повелением. Разумеется, убийство невинного человека не соответствует христианским нормам морали. Но в том случае, если так надобно Богу, этот поступок для человека христианской веры не является аморальным. Ведь повеления Бога по определению не могут быть аморальными.

Подобные примеры можно  зачастую встретить и в обыденной  жизни, ведь понятия морали и нравственности субъективны. Каждый человек определяет для себя что морально, а что  аморально в соответствии со своим  воспитанием, взглядами на жизнь, психикой, а так же жизненным опытом. Не существует какого-либо единого постулата морали, в соответствии с которым все люди будут одинаково оценивать различные поступки с позиций добра и зла.

Мораль обладает едиными  свойствами для всех форм сознания (религия, культура, наука):

  • социально-экономическая обусловленность содержания;
  • воздействие на процессы, протекающие в обществе;
  • взаимодействие с другими формами общественного сознания.

Особым свойством морали является императивность – требование определенного поведения. Данное свойство согласует общественные интересы с интересами личности, утверждая приоритет общественных

интересов, но при этом, не ущемляя интересов личности.

Существует два вида норм морали:

  • запреты - указывают на то, чего делать нельзя;
  • образцы - показывают приемлемое и желаемое поведение.

Роль морали в жизни  всего общества и каждой личности многочисленна. Довольно проблематично  объяснить, почему существует такое  явление как мораль и нравственность, зато предельно ясно для чего она существует. Если для животных и других обитателей нашей планеты образ жизни и поведения уже предначертаны от природы, то человек, являясь существом разумным, сам творит свое поведение и судьбу. В процессе жизнедеятельности человек все время руководствуется нормами морали, которая обладает определенными функциями и с помощью них оказывает немалое воздействие на каждого человека и общество в  целом.

Рассмотрим чуть подробнее  эти функции.

    1. Регулятивная функция – регулирует поведение общества и каждого отдельного человека. Формой нравственного регулирования является саморегуляция –  настройка человеком самого себя на общепринятые нормы поведения, общения. В данной функции можно выделить следующие подфункции:
      • ориентирующая подфункция нацеливает человека на определенные идеалы;
      • мотивирующая подфункция, в рамках которой нормы морали выступают в качестве мотивов при различных действиях человека;
      • корректирующая подфункция – возможность изменять свои взгляды, нормы и правила поведения.
    2. Воспитательная функция морали нацелена на активизацию процесса нравственного самовоспитания человека как личности.

То есть при наличии  у человека способности к        самосовершенствованию, он может самостоятельно определять ту или иную    линию поведения и непрерывно развивать ее.

    1. Познавательная функция морали является одним из средств изучения и познания внутреннего мира человека, которая  помогает решить вопросы морали, управлять собственным поведением и чувствами.
    2. Коммуникативная функция морали обеспечивает общение людей, и стремится сделать его как можно более приятным и плодотворным для всех сторон. 
    3. Ценностно-ориентирующая функция нацеливает и ориентирует человека на общепринятые идеалы, добро в общении и поведении, достижении гармонии и идиллии в обществе.
    4. Гуманизирующая функция состоит в стремлении морали и нравственности совершенствовать человека, выработке у него таких качеств как сочувствие, понимание и снисхождение.

Все вышеперечисленные  функции соединяются воедино  в таком явлении как мораль и непосредственно воздействуют на человека, его поведение, самосознание, манеры общения, воспитание и уровень культуры.

В отличие от права, мораль не применяет  наказаний за аморальное поведение, но человек получает общественное порицание, которое в какой-то степени заставляет его измениться. Конечно, о моральном или аморальном поведении можно спорить вечно, ведь то, что для одного человека является добром, для другого может являться злом, и каждый из них расценивает различные действия в соответствии с субъективными критериями о нравственности и морали и отстаивает собственную точку зрения. 

Глава 2. Соотношение права и морали: единство (сходство) и различие, взаимодействие и противоречия

§2.1. Единство и взаимосвязь  права и морали

Право и мораль – самостоятельные  институты. Каждый из них несет для  общества свою пользу, и является ценностью.  По природе своего происхождения  мораль и право лежат в различных  плоскостях.9  Но как бы ни было, эти два института имеют и общие друг для друга черты и характерные признаки, которые находят свое отражение в том, что они являются частью содержания культуры общества, обладают содержанием нормативного характера и служат регулятором поведения людей. Мораль и право имеют единые экономические, социальные и  политические условия общественной жизни, служат для согласования интересов общества и каждой отдельной личности, обеспечивают возвышение достоинства и чести человека, поддерживают общественный порядок.

Для того, чтобы точнее уяснить  в чем же проявляется единство права и морали, обозначим их общие черты:

    • и мораль и право являются надстройкой над обществом и экономическим базисом;
    • имеют общую идеологическую, политическую, социальную и экономическую основу;
    • обладают единой целью - установление справедливости и социальных ценностей в обществе;
    • в своем содержании имеют правила поведения, которые направлены на установление порядка и дисциплины во всех сферах общественной жизни;
    • носят нормативный характер, то есть имеют определенные санкции, невыполнение которых влечет за собой ответственность;
    • представляют собой эффективное средство для воздействия на поведение людей.

И мораль и право имеют способность вторгаться в самые разные сферы общественной жизни. Ни мораль, ни право не ограничивают себя какой-либо отдельной сферой общественных отношений. Они напрямую относятся к поведению людей в широчайших областях их взаимодействия. Принимая во внимание эти факторы, а также учитывая универсальный характер морали, мы можем прийти к выводу о том, что мораль и право никак нельзя разграничивать и разделять сферы, которые они регулируют.

Следовательно, у морали и права нет каких-либо специфичных  предметно или обособленных пространственно  сфер, они взаимодействуют  в едином пространстве общественных связей. Тесная взаимосвязь морали и права, которая  определяется общими сферами социума, не значит, что при любых исторических ситуациях они действуют в одном направлении, и при этом взаимно дополняют друг друга. Наиболее реалистичную картину соотношения морали и права можно выявить только в результате проведения конкретно-исторического анализа.

Общность морали и  права, которая порождается едиными  социальными отношениями, дополняются  общностью их функций, ведь и мораль и право формируют некие образцы  и стандарты, включаемые в нормативную  ориентацию каждого человека. Предписания морали и права образуются из деятельности людей, и, в результате неоднократного их повторения, приобретают нормативный характер, а так же выступают регулятором поведения граждан. Гегель определял единство морали и права общностью их субстанции свободы. С одной стороны, он определял так: «нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания». С другой стороны, Гегель определял право как «наличное бытие свободной воли». 10

Правовая жизнь социума не должна развиваться изолированно от моральных норм, гуманизма, добра, чести и совести. Включенность данных принципов и идеалов в существующие правовые отношения является показателем возрастания моральной ценности правовых норм. Мораль и право, являясь социальными регуляторами, соприкасаются с проблемами свободного волеизъявления индивида и ответственности, за совершаемые им действия. Они обращены к воле и разуму человечества и помогают ему приспособиться к сложным и изменчивым общественным отношениям. Свобода и ответственность – две грани активности человека, а так же основной способ его жизнедеятельности в правовых и нравственных отношениях.

Право  и мораль  тесно связаны между собой,  более  того,  можно  сделать  вывод о том, что право и  мораль взаимопроникают друг в друга, дополняют, обуславливают и обеспечивают действие друг друга при регулировании сфер общества. Такое тесное  взаимодействие обуславливается тем, что правовые акты впитывают  в себя принципы справедливости, гуманности и  равенства всех между собой. Иными словами, законы развитого правового государства отражают в себе высшие моральные ценности нынешнего общества.

Анализируя вопрос о  взаимодействии морали и права, большая  часть правоведов обозначают тот  факт, что все подпадающее под  правовое регулирование, в той или  иной степени регулируется и моралью, то есть подлежит нравственной оценке.

Оригинальную точку  зрения на соотношение права морали развивает Коркунов Н.М.: «Нравственность  дает оценку интересов, право - их разграничение».11

Человеку приходится ограничить реализацию отдельных целей и задач, а от некоторых даже отказаться. Поэтому нужна оценка интересов. Если интересы одного человека сталкиваются с интересами других людей, то одной оценки интересов для поддержания в деятельности людей порядка и гармонии будет недостаточно. При равноценности и тождественности интересов, нравственная оценка не может указать на то, как устранить столкновение интересов. Необходимо разграничение интересов, которое осуществляется правом.

Информация о работе Соотношение права и морали