Социальная ценность правомерного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Правомерным считается такое поведение, которое совпадает с требованиями норм права, которое соответствует требованиям юридических норм.
- Правомерным считается любое поведение, не запрещенное юридическими нормами.
- Правомерное поведение представляет собой социально полезную деятельность, направленную на удовлетворение государственных и правовых, общественных и личных интересов, ценностей и целей. Оно является особой ценностью для права именно потому, что сам человек, его права и свободы являются высшей ценностью, так записано в нашем высшем

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие правомерного поведения……………………………………………4
2. Структура правомерного поведения и его виды…………………………….8
2.1. Структура правомерного поведения…………………………………...8
2.2. Виды и особенности поведения………………………………………...9
2.2.1. Социально-активное поведение………………………………………...9
2.2.2. Привычное поведение……………………………………………….…10
2.2.3. Конформистское поведение……………………………………….…..10
2.2.4. Маргинальное поведение……………………………………………....11
3. Социальная ценность правомерного поведения............................................13
Список использованной литературы………………………………….………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по правоведению - копия.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Маргинальное поведение – поведение, основанное на страхе закона. Это  поведение отражает состояние личности, находящейся на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, не становящегося таким лишь в силу страха перед законом, угрозы возможного наказания. Маргинальность характеризуется промежуточным этапом между правомерным и противоправным деянием. Причинами такого поведения может стать отсутствие четких границ между дозволенным и наказуемым, существование  необоснованных препятствий и ограничений на определенные виды деятельности. Роль провоцирующего фактора в процессе маргинализации играет медлительность принятия решений, касающихся многих социальных слоев. Примером могут стать беженцы. Но все же в основном маргинальному поведению подвержены простые обыватели, не совершающие преступлений или проступков лишь по тому, что сознают «невыгодность и нецелесообразность» такого поведения. Не удивительно, что этот вид поведения в наибольшей степени интересует криминологов и специалистов в области теории и социологии права, занимающихся проблемами предупреждения противоправного деяния.  

 Остальные категории являются выработкой юридической науки и для отдельно взятого человека не несут определенный смысл, не влияют вообще или их влияние чрезмерно мало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная ценность правомерного поведения

Согласование индивидуального поведения с правовыми установлениями является сложным социально-психологическим процессом, зависящим от многих субъективных и объективных факторов. Социальная роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она представляет собой ту наиболее эффективную реализацию права, которая охраняется государством. Именно через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное поведение является важнейшим фактором решения стоящих перед обществом задач. Однако социальная роль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Не менее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектов правовых действий.

Поскольку общество и государство  заинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами, поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются  государством.

Вместе с тем социальная значимость различных вариантов правомерного поведения различна. Различно и их юридическое закрепление.

Таким образом, в целом правомерное  поведение можно охарактеризовать следующим образом:

Правомерное поведение – это осознанная форма деятельности субъектов права, направленная на удовлетворение определенных интересов и сообразующаяся с предписаниями юридических норм (например, должник возвращает долг кредитору).

Правомерное поведение – долг и обязанность субъектов права.

Правомерное поведение – типичная форма юридически значимых поступков субъектов права. Оно предписывается государством, ибо отвечает интересам общества. В сущности, правомерное поведение означает подчинение индивидуальной воли лица общей воле.

Правомерное поведение – это следование праву в целях достижения социально-полезного результата, это соответствие поведения предписаниям норм права, т.е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.

Правомерное поведение — юридически значимое, допускаемое или одобряемое государством и обществом, соответствующее требованиям правовых норм сознательно-волевое деяние, направленное на реализацию соответствующих юридических прав и обязанностей.

Последствиями правомерного поведения  являются формирование и укрепление общественного порядка, режима законности, устойчивости и стабильности правоотношений в обществе, обеспечения законных прав и интересов граждан.

Одна из важнейших особенностей правомерного поведения заключается  в том, что оно является общественно необходимым и общественно полезным поведением. Оно создает основу стабильности и организованности общества, формирует предпосылки для его развития и совершенствования. Правомерное поведение способствует укреплению законности и конституционности.

Социальная ценность правомерного поведения проявляется и в том, что оно составляет органическую часть цивилизованного поведения. Цивилизованность – общепринятое понятие, включающее в себя многие внешние проявления культуры человека и общества. Цивилизованное правомерное поведение – это следование субъекта права нормативным требованиям на основе убежденности в нравственно-этическом приоритете общечеловеческих догм – не укради, не убий, не обмани. Его содержание зависит и от того, в какой мере человек следует существующим писаным и не писаным правилам, насколько является активным носителем понимания гражданских обязанностей, разделяет и подчеркивает общественные представления о добре.

Обобщая вышеизложенное и проанализировав  недостатки и положительные стороны  всех видов правомерного поведения можно сказать, что государству и обществу не безразлично, какими мотивами руководствуется личность в своих поступках. Сегодня совершенно очевидно, что в формировании новой российской государственности, успешного хода преобразований в обществе решающим условием становится социально-активное и привычное поведение граждан. Это - высокая гражданская позиция, активность, желание и способность к переменам, это и политический, нравственный и интеллектуальный облик нашего современника. Отсутствие собственных позиций, стойкие привычки ухода от решения реальных проблем, социальный конформизм людей, не только не умеющих, но и часто не желающих мыслить и действовать самостоятельно, являются тормозом в процессе роста новой России.

В заключение можно добавить, что в формировании правосознания сегодняшних молодых людей, которым вскоре предстоит строить новое обновляющееся общество, должно присутствовать гарантия осуществления своих прав и свобод со стороны государства. Конституция Российской Федерации, ее статьи являются основным гарантом осуществления прав и свобод. Статья вторая Конституции Российской Федерации говорит о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Это означает, что человек является самым важным элементом всего государства и общества, а все действия государства и права должны быть направлены на обеспечение его достойного существования. Тем не менее, в нашем государстве нередки случаи, когда гражданам создаются не равные условия для осуществления своих прав. Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на образование. В этой же статье Конституции РФ, в части 5 закреплено, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. В связи с этим возникает вопрос. Насколько правомерно решение Конституционного Суда РФ, призванного от имени государства осуществлять правосудие, который не разрешил отсрочку от призыва в Вооруженные Силы студентов различных форм образования, официально признанных государством, имеющим лицензию государства, оставив только такое право студентам, обучающимся в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию. Такое решение не будет способствовать дальнейшему повышению уровня правовой культуры, правосознанию. В результате нередки случаи уклонения от службы в рядах Вооруженных Сил РФ среди молодых людей, что является признаком маргинальности в зависимости от их мотивации.

В современном демократическом  государстве человек, с его правами  и свободами, является высшей ценностью  государства, и потому оно ответственно перед гражданином за создание условий  для свободного и достойного развития личности, устранении деформации в его правосознании. При помощи типологии правомерного поведения законодатели имеют возможности устанавливать те или иные правила поведения и выбирать соответствующие стимулы и поощрения в целях предупреждения нарушений норм права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (по сост. на 1.01.2010 г.). Части I, II, III, IV. (с измен. и дополн.). – http://www.interlaw.ru/
  2. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник /,– М.: Эксмо, 2005. – С. 565.
  3. Бабаев, В.К. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. д.ю.н. проф. В.К. Бабаева.– М.: Юристъ, 2006. – 637 с.
  4. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права: Академический курс в 3-х томах. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко.– Изд. 4-е, перераб. и доп. Том 3. - М.: ИКД «Зерцало», 2009. – 800 с.
  5. Морозова, Л.А. Теория государства и права: Учебник. / Проф. Л.А. Морозова. - Изд. 3-е, перераб. и доп.– М.: Эксмо, 2008. – 480 с.
  6. Абдурахманова, И.В. Тоталитарное правосознание в России: факторы формирования и трудности преодоления / И.В. Абдурахманова // Государство и право. – 2008. - № 5. – С. 86-89.
  7. Байниязов, Р.С. Мировоззренческие основы общероссийской правовой идеологии / Р.С. Байниязов // Журнал российского права. – 2007. - № 11. – С. 32-35.
  8. Вавилин, Е.В. Проблемы осуществления субъективных гражданских прав в современной России / Е.В. Вавилин // Государство и право. – 2008. – № 2. – С. 32-38.
  9. Поздняков, А.Н. Мигранты в России: криминальная действительность / А.Н. Поздняков // Государство и право. – 2008. - № 6. – С. 15-22.
  10. Трофимов, В.В. Поощрительные санкции и правообразование / В.В. Трофимоав // Государство и право. – 2009. - № 3. – С. 85-90.
  11. Фролова, Е.А. Методологические основы разграничения концепций правопонимания / Е.А. Фролова // Государство и право. – 2009. - № 4. – С.63-73.

 

1 Теория государства и права: Учебник / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев – М.: Эксмо, 2005. – С. 565.

2 Теория государства и права в схемах и определениях: уч. Пособие / В.К. Бабаев. – М.: Юристь, 1998. – С. 251.

3 Общая теория государства и права: Академический курс / М.Н. Марченко. - М.: «Зерцало», 2009. – С. 389.

4 Конституция Российской Федерации. – Новосибирск, 2010. – С.6.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (по сост. на 1.01.2010 г.). Части I, II, III, IV. (с изменениями и дополнениями). Ст. 28, п. 2. – http://www.interlaw.ru/law/docs/10064072-004.htm

6 Гражданский кодекс Российской Федерации (по сост. на 1.01.2010 г.). Части I, II, III, IV. (с изменениями и дополнениями). Ст. 30. – http://www.interlaw.ru/law/docs/10064072-004.htm

7 Общая теория государства и права: Академический курс. / М.Н. Марченко. - М.: «Зерцало», 2009. – С. 403.

8 Теория государства и права: учебное пособие / М.Н. Мириенко. – М.: Юристь, 1996. – С. 320.

9 Теория государства и права / Е.А.Темнов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – С. 249.


Информация о работе Социальная ценность правомерного поведения