Статус депутата: конституционно-правовые основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы я ставлю рассмотрение основных прав, обязанностей депутатов, их ответственность за свою работу, гарантии деятельности которые закрепляются в Конституции и в Законах, регулирующих их деятельность.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
раскрыть понятие статуса депутата;
рассмотреть основные права и обязанности депутата Палаты представителей и депутата местных Советов;
рассмотреть гарантии депутатской деятельности, характерные для законодательства Республики Беларусь;
изучить понятие депутатской этики и ответственность за ее нарушение.

Содержание

Введение ….......................................................................................................3
Понятие статуса депутата …......................................................................5
Права и обязанности депутата Палаты представителей и депутата местного Совета…………………………………...………………………9
3. Основные гарантии деятельности депутатов……………….……….…16
4. Понятие депутатской этики и ответственность депутата…………......23
Заключение…………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы……………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

ДОРАБОТКА.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)


Курсовая работа

по дисциплине

 «Конституционное право»

На тему:    Статус депутата: конституционно-правовые основы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение ….......................................................................................................3

  1. Понятие статуса депутата …......................................................................5
  2. Права и обязанности депутата Палаты представителей и депутата местного Совета…………………………………...………………………9

     3.  Основные гарантии деятельности депутатов……………….……….…16

     4. Понятие депутатской этики и ответственность депутата…………......23

Заключение…………………………………………………………………. 27

 

 

          Список используемой литературы……………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С момента своего зарождения по настоящее время человечество прошло сложный путь становления и развития от деспотической власти до современных демократических, правовых государств. Люди разных эпох, видя несправедливое устройство общества, высказывали идеи о его переустройстве на справедливой основе, где бы народ имел право участвовать в формировании и деятельности властных органов. Так, один из представителей политической мысли Древнего Китая,  Моцзы (479-381гг. до н. э.) в своем учении, признавал равенство всех людей от природы, которые должны пользоваться равными правами, принимать, участие в управлении государством. Критериями здесь должны быть не происхождение, а способности и желание служить народу, тогда государство будет сильнее. Всеобщая декларация прав человека, принятая в декабре 1948 года ООН, закрепила основные права человека в этой области. Этому посвящена ст. 21, где отмечается: "Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».

Предметом написания  данной курсовой работы являются конституционно-правовые основы статуса депутата. Этот  вопрос находится в центре внимания специалистов в области права. Кроме того, данная проблема статуса депутата, которую я рассматриваю в курсовой работе, является важной темой в процессе формирования органов на местах. Взаимодействие депутатов с население и решение вопросов является главной целью создания Советов депутатов. Эффективное взаимодействие электората и депутата помогает всё более улучшать процесс демократизации всего общества. Вынесенные в курсовой работе проблемы позволят лучше и более углубленно взглянуть на систему местных органов, выявить их неточности и на этом основании способствовать улучшению их взаимодействия. Проблема демократизации нашего общества состоит из многих факторов, но одним из самых важных является эффективное взаимодействие депутата и населения, ведь именно от этого зависит во многом успешное решение бытовых, городских, и государственных проблем.

Целью своей работы я ставлю рассмотрение основных прав, обязанностей депутатов, их ответственность за свою работу, гарантии деятельности которые закрепляются в Конституции и в Законах,  регулирующих их деятельность.

Исходя из цели можно  поставить следующие задачи:

    • раскрыть понятие статуса депутата;
    • рассмотреть основные права и обязанности депутата Палаты представителей и депутата местных Советов;
    • рассмотреть гарантии депутатской деятельности, характерные для законодательства Республики Беларусь;
    • изучить понятие депутатской этики и ответственность за ее нарушение.

Изучение темы курсовой работы производилось при помощи методов поиска, сравнительного анализа, систематики описания.

Главное внимание при  написании данной курсовой работы уделено  анализу законодательства Республики Беларусь регулирующего правовой статус депутатов Палаты представителей и депутатов местных Советов, изучению Указов Президента Республики Беларусь и Постановлений Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь, изучен Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О статусе депутата местного Совета депутатов», принятый 07 мая 2009г. Кроме того мною изучены статьи Р.И. Филипчика [22], Э.А. Саркисовой [21], С.А. Зикрацкого [6], аналитический доклад Г.А. Василевича [2].

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие статуса депутата

 

Депутат – (лат. Deputatus –  посланный) - лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления, представитель (в этом органе) определенной части населения – избиратель своего округа или всей нации [20, С. 332].

Статус депутатов - это  совокупность их прав и обязанностей, гарантий их обеспечения, а также ответственности [3, С. 709].

Элементами правового  статуса депутата любого уровня являются:

- императивность депутатского мандата;

- права и обязанности депутатов;

- гарантии депутатской деятельности.

В соответствии с законодательством  мандат депутата может быть двух видов: императивный и свободный. Депутаты, получающие свободный мандат  в своих действиях ничем, кроме совести и Закона, не связаны. Свободный мандат далек от совершенства. В частности, он повышает требования к избирателям, которые за непродолжительный период избирательной кампании должны выявить и выбрать самого достойного кандидата в представители своих интересов.

Сущность императивного мандата  заключается в том, что депутат  обязан выполнять волю избирателей.

            По мнению некоторых ученых императивный мандат представляется нецелесообразным, так как он обладает рядом недостатков:

- обязательность воли избирателей, но избиратели высказываются далеко не по всем вопросам, в решении которых участвует их депутат; 
             - выражая свою волю, давая наказ, избиратели могут не располагать сведениями о каких-то объективно существующих обстоятельствах, влияющих на формирование общественного мнения (например, о наличии денежных или материальных ресурсов), следовательно, их наказы будут заведомо невыполнимыми;

- такой мандат сковывает творческую деятельность депутата, препятствует быстрому разрешению вопросов, не терпящих отлагательства.

- воля одних избирателей может вступить в противоречие с волей других: в таком случае, чьи интересы депутат должен представлять?

В современной трактовке императивного  мандата выделяют три его главных  элемента:

-  наказы избирателей;

- отчеты депутатов перед избирателями;

- право избирателей на досрочный отзыв депутатов, не оправдавших их доверия [12, С. 83].

В настоящее время народ делегирует депутатам власть, которые, принимая законы, действуют в соответствии с общей волей народа. Отсюда вытекает принцип правового статуса депутатов, принцип императивного мандата, предполагающий право избирателей давать депутатам обязательные для них наказы и досрочно отзывать своих избранников, если они эти наказы не выполняют или выполняют плохо.

Статус депутатов определяется Конституцией, Законом от 4 ноября 1998г. "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь", Законом от 27 марта 1992г. «О статусе депутата местного Совета депутатов», регламентами палат Парламента и иными актами законодательства. В данных Законах содержатся определения вышеуказанных понятий.

Депутатом местного Совета депутатов, согласно ст.1 Закона «О статусе депутата местного Совета депутатов», является свободно избранный гражданами, проживающими на территории, входящей в избирательный округ, представитель, уполномоченный участвовать в осуществлении государственной власти местным Советом депутатов, представлять своих избирателей в государственных органах и других организациях, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Депутатом Совета может быть гражданин  Республики Беларусь, достигший 18 лет [12, С. 82]. Полномочия депутата, начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Следует обратить внимание, что срок полномочий депутата местного Совета составляет 4 года.

 

 Согласно ст. 1 Закона "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь" – «Депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом».

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Законодательно закреплено, что одно и то же лицо не может  одновременно являться членом двух палат  Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.

Срок полномочий депутатов  Палаты представителей - четыре года. Срок исполнения их полномочий начинается со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей и заканчивается в день открытия первого заседания Палаты представителей нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутатов [5, С. 443].

 

В республике Беларусь прекращение полномочий депутата наступают в связи:

- с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий;

- с личным заявлением депутата ввиду обстоятельств, препятствующих выполнению полномочий, либо по иным личным мотивам;

-  с признанием результатов выборов недействительными;

-  со вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом;

-  с прекращением гражданства Республики Беларусь;

-  с признанием его судом недееспособным;

- с несогласием его в течение трех месяцев оставить работу, не совместимую с обязанностями депутата местного Совета;

- с отзывом депутата в установленном законом порядке как не оправдавшего доверия избирателей, в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей, нарушении Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата [17, С. 99].

 

Таким образом, депутаты представляют не отдельную группу избирателей, а весь народ, всю нацию. Под правовым статусом депутата понимают обусловленные социально-политической сущностью общества его права и обязанности, закрепленные нормами права и обеспечиваемые соответствующими гарантиями. 

 

 

 

 

 

 

2. Права и обязанности  депутата Палаты представителей

и депутата местного Совета

В состав Палаты представителей входит 110 депутатов, которые избираются на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании [22, С.20].

Согласно статье 11 Закона "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь" Формами деятельности депутата Палаты представителей являются:

1) участие в заседаниях  Палаты представителей; в парламентских слушаниях;

2) участие в работе  постоянных комиссий; согласительных комиссий, создаваемых Палатой представителей в соответствии с частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Беларусь;

3) участие в работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, в состав которых входит Республика Беларусь;

4) участие в выполнении поручений Палаты представителей;

5) участие в установленном порядке в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий;

6) запрос депутата Палаты представителей;

7) вопросы депутата Палаты представителей к Правительству;

       8) обращение депутата Палаты представителей;

       9) участие в работе депутатских групп, объединений, ассоциаций и клубов и др. [3, С.712].

В период работы сессии Парламента, депутат обладает следующими правами:

- пользуется правом  решающего голоса;

- обращается с запросами;

- участвует в прениях,  задает вопросы, вносит проекты  решений и поправок к ним;

- имеет право избирать  и быть избранным в органы  Парламента;

- вносит предложения  по повестке дня сессии;

- депутаты Парламента  имеют право отменять  решения  местных Советов депутатов (ст. 122 Конституции Республики Беларусь);

- заслушивает доклад  Премьер-министра о программе деятельности Правительства, может выразить вотум недоверия;

- депутат Палаты представителей  обладает правом законодательной инициативы [12, С. 83].

Однако вышеперечисленным  права депутатов не исчерпываются, так

согласно ст.12 Закона к  правам и обязанностям депутата Палаты представителей относится следующие:

Информация о работе Статус депутата: конституционно-правовые основы