Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:54, курсовая работа
Целью является изучить особенности субъектов права.
Для того, чтобы достигнуть цели, нам необходимо решить следующие задачи:
- дать определение термину «субъекты права»
- найти отличительные черты между субъектами права и субъектами правоотношений
- рассмотреть субъекты права в процессе развития
- рассмотреть субъекты права в современном мире
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие субъектов права и правоотношений………………………6
Глава 2. Классификация субъектов права…………………………………….8
2.1 Индивидуальные субъекты………………………………………..10
2.2 Коллективные субъекты…………………………………………...12
2.3 Государство и государственные образования……………………15
Глава 3. Свойства субъектов………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………..24
В каждой национальной правовой системе есть типичные субъекты, состав и специфические черты которых выражают особенности данного социального строя.
2.2 Коллективные субъекты
К коллективным субъектам относят иногда и государство, и государственные образования, т.к. они представлены не одной персоной, а группой лиц. Однако государство и государственные образования являются специфическими субъектами, они обладают особыми властными полномочиями, поэтому есть основания для выделения их в отдельную группу.
Правосубъектность коллективных субъектов права выражается в их компетенции. Компетенция - это объем полномочий, совокупность прав и обязанностей любого коллективного субъекта права.
Коллективные субъекты права выступают субъектами правоотношений в следующих случаях:
Основным видом коллективных субъектов права являются юридические лица.
Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Признаки юридического лица сформулированы в ст.48 Гражданского кодекса РФ. Это:
1) имущественная обособленность;
2) способность от своего
имени приобретать
3) быть истцом и ответчиком в суде.
Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, то есть в имущественных, обязательственных отношениях.
Виды коллективных субъектов права:
Государственные органы как субъекты права характеризуются наличием властных полномочий и компетенции, они участвуют в правоотношениях любого типа, если необходимо проявить властные полномочия.12
По видам деятельности
различаются две категории
Другие юридические лица вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их учредительных документах и соответствуют целям их создания. Гражданские права и обязанности таких юридических лиц должны соответствовать их уставной деятельности, а их правоспособность - иметь специальный характер - специальную правоспособность. 13
В первую категорию входят все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и других видов организаций, предусмотренных законом. К числу таких организаций относятся, например, банки и организации, занимающиеся страхованием.
Во вторую категорию
входят все некоммерческие организации,
а также коммерческие организации,
исключенные из числа организаций,
имеющих общую
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Действие данной правовой нормы распространяется на юридические лица общей и специальной правоспособности. В настоящее время действует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В п.2 ст.49 закрепляется гарантия юридического обеспечения правоспособности юридического лица.
Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.).14
2.3 Государство и государственные образования
Государство в целом выступает
как специфический субъект
Государство
в целом выступает как субъект международного
права или финансовых отношений по бюджету
(казне), государственные образования
- республики, области, края, а также муниципальные
административно-
Государство
будучи носителем власти и воздействуя
посредством законодательных запретов
и дозволений на рыночные отношения, одновременно
является субъектом и гражданского
права, наделенным особыми правовыми чертами,
и выступает участником разнообразных
рыночных операций. Стремление освободить
российское государство от хозяйственной
деятельности, выраженное в экономических
программах последних лет и заявлениях
правительственных деятелей, ответственных
за развитие экономики, может ограничить
сферы и интенсивность участия государства
в имущественном обороте, но не изменит
его общего правового статуса как особого
субъекта гражданского права. Это необходимо
как для отечественных рыночных отношений,
так и для международных экономических
связей, в которых современные государства
активно участвуют и являются гарантом
их развития.
ГК определяет основы гражданско-правового
статуса государства в гл. 5. Нормы по этому
вопросу содержатся и в других главах
ГК, а также в ряде федеральных законов,
прежде всего, в Бюджетном кодексе, определяющем
порядок распоряжения финансовыми ресурсами
государства.
Россия - федеративное государство, и ГК признает субъектами гражданского права наряду с Российской Федерацией ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и округа), а также муниципальные образования (городские и сельские поселения). В совокупности их принято именовать в литературе обобщенным термином «государственные образования».. Российская Федерация является суверенным, международно признанным государством, в то время как ее субъекты и муниципальные образования не обладают суверенитетом, входят в ее состав, в силу собственных законов могут иметь различный объем полномочий и систему органов.
Согласно ст. 124 ГК государственные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками таких отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы гражданского законодательства, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Эти важные формулировки ГК означают, что государственные образования являются собственниками, могут совершать гражданско-правовые сделки всех видов, быть носителями иных гражданских прав и несут ответственность по своим обязательствам, а также могут защищать свои права согласно нормам гражданского законодательства. Специфика государственных образований проявляется прежде всего в особом порядке их возникновения и прекращения, а также в структуре органов, представляющих их в имущественных отношениях. Кроме того, государственные образования не могут быть носителями ряда гражданских прав, субъектами которых являются, в силу своих физиологических свойств, граждане.
Для выступления в имущественном обороте государство в соответствии с основными началами гражданского права должно обладать правоспособностью, т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей. ГК прямо не говорит о наличии у государства этого качества, однако из смысла и назначения его норм, прежде всего ст. 125, следует, что государство правоспособностью обладает. Выяснения требует, однако, вопрос об объеме такой правоспособности. В литературе она оценивается по-разному: как общая, специальная, целевая.
Будучи субъектом гражданского права и носителем права собственности, государственные образования могут использовать все предоставляемые гражданским законодательством способы возникновения и защиты гражданских прав. Этот правовой аспект выражен в некоторых нормах ГК.
В ряде статей ГК в качестве представляющего государственные образования органа называется казна (ст. 214, 215, 1069-1071), причем определение ее правового статуса не дается. Согласно действующему ныне законодательству Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ и является органом, обеспечивающим исполнение государственного бюджета и его кассовое обслуживание.
Таким образом, казна имеет специальные статус и задачи; поэтому в гражданско-правовых отношениях с третьими лицами от имени государства должны выступать Министерство финансов РФ и его нижестоящие органы, как это и имеет место на практике.17
Глава 3. Свойства субъектов права
Как мы выяснили выше, участниками правоотношений могут быть не только отдельные индивиды, но и другие субъекты, преимущественно юридические лица (например, предприятия, учреждения, организации), которые согласно законодательству являются носителями прав и обязанностей и поэтому также признаются субъектами права.
Чтобы быть участниками правоотношений, физические и юридические лица должны быть наделены законом определенными свойствами, совокупность которых образует понятие правосубъектности. Правосубъектность - это свойство, которым лицо обладает на основании общей правовой нормы; это условие возможных правоотношений, необходимое условие правоотношений, содержанием которых есть конкретные права и обязанности.
Правосубъектность включает правоспособность, дееспособность и правовой статус.
Правоспособность - это обусловленная правом способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации и внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Правоспособность физических лиц не зависит от возраста и состояния психики, она возникает с рождения и действует в течение всей жизни человека.18
Содержанием правоспособности являются реальные правовые возможности, которыми располагают конкретные субъекты права. В юридической практике права, вытекающие из правоспособности, могут принадлежать одному лицу, а осуществлять их могут другие лица (законные представители, договорные представители, уполномоченные государственных органов и муниципальных образований), но в интересах данных лиц (несовершеннолетних, недееспособных, частично дееспособных, ограниченно дееспособных, инвалидов и др.). Выделение правоспособности и дееспособности имеет смысл лишь в рамках гражданского права. В остальных отраслях права можно использовать понятие правосубъектности (единство правоспособности и дееспособности), либо можно утверждать, что понятия правоспособности и дееспособности совпадают. «Правоспособность и дееспособность граждан обычно одинаковы по объему. Однако в ряде случаев по закону или решению суда лицо ограничивается в дееспособности»19
Дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Она зависит от возраста и состояния психики субъектов правоотношений. Выделяют следующие виды дееспособности: полную (с 18 лет), частичную (с 14 до 18 лет). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным происходит по решению органа опеки и попечительства и с согласия законных представителей, при отсутствии такого согласия - по решению суда (эмансипация несовершеннолетнего).20
Каждый субъект права вследствие самого действия закона, т. е. независимо от участия в тех или иных правоотношениях, наделен определенным комплексом прав и обязанностей, которые создают его правовой статус. Правовой статус имеет особое, определяющее значение для правового регулирования поведения лиц: он служит предпосылкой конкретных взаимоотношений между ними, обусловливает содержание поведения человека в различных жизненных ситуациях.