Судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 07:38, реферат

Краткое описание

Цель данной работы:
1. рассмотреть понятие и основные признаки судебной власти;
2. Принципы организации судов и осуществления правосудия;
3.Объединение высших судов.

Содержание

Введение
1. Понятие и основные признаки судебной власти.
2. Конституционные принципы организации деятельности судов
3.Объдинение высших судов
Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

судебная власть.docx

— 39.59 Кб (Скачать файл)

Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст113 конституции и указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Как правило, закрытое судебное заседание проводиться в целях неразглашения охраняемых законом сведений и для обеспечения безопасности участников судебного процесса и по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Разбирательство дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судебного производства. 
 
Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей. 

 
Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращения в суд за защитой своих прав и интересов. Ст.60 конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную реализацию в ст.10 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". При несогласии с решением суда гражданин в целях продолжения судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.  
 
Право граждан на юридическую помощь. Каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица могут пользоваться помощью корпоративных адвокатов и других представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за государственный счет. Юридическую помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все госорганы и должностные лица, но эта функция возложена на правоохранительные органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юридическую помощь организациям и объединениям. 

Презумпция невиновности во всех видах правосудия. Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде. В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений, т.е. органам уголовного преследования запрещено перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности. Не устраненные сомнения трактуются в пользу невиновности.  
 
Принцип выборности и назначаемости судей. 2 способа формирования судебного корпуса: 
 
1) назначение судей населением и государственными органами власти;  
2) назначение высшими должностными лицами государства. 

3.Объединение высших судов

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства и только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя функции осуществления правосудия.

Последняя Концепция федеральной целевой программы по развитию судебной системы России была принята на 2013-2020 год13. Однако она не содержит задач по объединению высших судов. Президент РФ озвучил предложение об объединении ВС РФ и ВАС РФ, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 21 июня 2013 года(14). А уже 7 октября 2013 года в Государственную Думу ФС РФ был внесён законопроект о поправке к Конституции РФ. 

В обоснование необходимости принятия этой поправки в пояснительной записке к законопроекту указано, что реорганизация судебной системы позволит:  

  • обеспечить единство подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц;
  • исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела;
  • установить общие правила организации судопроизводства;
  • добиться единообразия в судебной практике.

С 6 февраля 2014 года вступил в силу Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о поправке к Конституции РФ № 2-ФКЗ). Законодатели пошли по пути объединения двух высших судов, создав один высший судебный орган – Верховный Суд Российской Федерации:  

  • по гражданским делам;
  • по разрешению экономических споров;
  • по уголовным делам;
  • по административным делам;
  • по иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом.

С этого же момента начался шестимесячный переходный период, в течение которого Высший Арбитражный Суд  РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесённые к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации(15) 

Статья 127 Конституции РФ, устанавливающая положение Высшего Арбитражного Суда РФ в судебной системе РФ, исключена из Конституции. Статья 126 о Верховном Суде РФ изложена в новой редакции.  
 
Кроме того, в ст. 71 Конституции термины «гражданско-процессуальное», «уголовно-процессуальное» и «арбитражно-процессуальное» законодательство заменены термином «процессуальное законодательство», что согласуется с предположением о готовящемся едином процессуальном законе.  
 
С 6 августа 2014 года по окончании шестимесячного переходного периода вступят в силу изменения, внесённые в Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 4-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Согласно новой редакции ч. 3 ст. 4 указанного Закона, Высший Арбитражный Суд  РФ будет исключён из перечня федеральных судов(16) 

Арбитражные суды не исключены из судебной системы РФ, являются федеральными и продолжают осуществлять свою деятельность в соответствии со своей подведомственностью(17) 

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации установлены Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (далее – Закон о Верховном суде РФ № 3-ФКЗ), вступающим в силу с 6 августа 2014 года по истечении установленного шестимесячного переходного периода. 

Судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначенные до дня вступления в силу указанного Закона, продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы вновь образованного Верховного Суда Российской Федерации (далее – Суд)18.  
 
Суд формируется в составе 170 судей. Порядок отбора кандидатов в его первоначальный состав уже установлен Федеральным законом от 05.02.2014 № 16-ФЗ19

 Вновь образованный Суд:  

  • осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая подведомственные ему дела в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанции20;
  • рассматривает отнесённые к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам21.
  • в целях обеспечения единообразного применения законодательства ВС РФ даёт судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе её изучения и обобщения и осуществляет иные полномочия, предусмотренные ч. 7 статьи 2 Закона о Верховном Суде РФ № 3-ФКЗ.

Материалы анализа и обобщения судебной практики рассматривает Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Он же даёт судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ22 

Местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург.

С даты начала осуществления Верховным Судом Российской Федерации своих полномочий в г. Санкт-Петербурге в городе Москве будет создано представительство ВС РФ.  
 
Вновь образованный Суд является правопреемником Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действующих на день вступления в силу Закона о поправке к Конституции РФ № 2-ФКЗ и продолжающих осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу Закона о Верховном суде РФ № 3-ФКЗ, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. 

Таким образом, происходит концентрация судебной власти в одном высшем судебном органе. Учитывая короткие сроки подготовки законопроекта об объединении высших судов, можно сказать, что идея была претворена в жизнь достаточно быстро. Но нельзя забывать о том, что строить новое гораздо сложнее, чем ломать старое. 

 

Заключение.

В данной  работе я рассмотрела понятие и признаки судебной власти, а так же конституционные принципы организации деятельности судов, объединение высших судов ..Судебная власть – это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.

Потребность в суде как социальном институте защиты, способном разрешить социальный конфликт, возникла в обществе из потребности восстановить нарушенную справедливость. Граждане обращаются в суд в надежде получить государственную защиту. С другой стороны, суд, являясь государственным учреждением, представляет интересы государства. Может ли суд быть в связи с этим не заинтересованной стороной в споре между государством и гражданином? В уголовном процессе, где индивид, обвиняемый в совершении преступления, всегда противостоит обществу и государству в целом, таким образом, оказывается лицом к лицу с государственной машиной.

Из всех властей судебная власть – самая слабая, так как она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная. Но сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду как его профессиональному толкователю и справедливому применителю.

Дальнейшее совершенствование и проведение реформы судебной власти послужит развитием и создаст условия реализации естественных неотчуждаемых прав и свобод человека. Естественные права являются требованием отражения к условиям существования человека в обществе.

 

 

Библиографический список.

1. Конституция  Российской Федерации. Комментарий. М.: Юридическая литература, 1994г. Ст. 10.

2. Петрухин  И.Л. Проблемы судебной власти  в современной России// Государство  и право. 2000.

3. Фойницкий  И Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1996..

4. Дмитриев  Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть  в механизме разделения властей  и защите прав и свобод человека // Гос. и право. 1997.

5. Познышев  С.В. Элементарный учебник русского  уголовного процесса. М., 1913.

6. Правоохранительные  органы Российской федерации / Под  ред. В.П. Божьева. М., 2007.

7. Закон  о Судебной системе

8. . Конституция  РФ

9. Судебная  власть. /Под ред. И.Л. Петрухина. –  М.: ООО «ТК Велби», 2003.

10. Правоохранительные  органы: Учебник / Под ред. Н. А. Петуховой  и Г. Н.Загорского. М., 2003

 

[1] Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юрид.лит., 1994г. Ст. 10.

[2] Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России// Государство и право. 2000. № .7- С. 15;

[3] Фойницкий И Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1996.- С. 158.

[4] Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Гос. и право. 1997. № 8.-С. 48.

[5] Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. М., 1913.-С. 87-88.

[6] Правоохранительные органы Российской федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 2007.-С. 33.

[7] См.: Кобликов А. Судебная власть и процессуальные гарантии // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 8.-С. 26.

[8] Закон о Судебной системе. Ст.1, ч 1.

[9] Всеобщая Декларация Прав человека Ст. 10.

[10] Закон о Судебной системе ст. 1

[11] Закон о Судебной системе ст. 5 ч. 1 и 2

[12] Конституция РФ ст. 118,

 {13}Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 № 1735-р.  
         {14} www.kremlin.ru/news/18383 

      {15} Ч. 2 ст. 2 Закона о поправке к Конституции РФ № 2-ФКЗ.  
         [16} Ст. 1 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации”».  
         [17] Ст. 27 АПК РФ.  
         [18]. Ч. 3 ст. 2 Закона о поправке к Конституции РФ № 2-ФКЗ.  
         [19] Федеральный закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».  
     [20]Ч. 2 ст. 2 Закона о Верховном Суде РФ № 3-ФКЗ.  
      [21]Ч. ч. 4, 5 ст. 2 Закона о Верховном Суде РФ № 3-ФКЗ.  
      [22]. Ст. 5 Закона о Верховном Суде РФ № 3-ФКЗ. 

Информация о работе Судебная власть