Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 08:09, реферат
Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции РФ она осуществляется ≪посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства≫ (п. 2 ст. 118). Механизмом ее реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.
1.Введение 3
2. Основные положения судебной системы РФ 4
3. Суды конституционной юстиции 7
4. Суды общей юрисдикции 11
5. Арбитражные суды 17
6.Заключение 20
7. Список литературы
Суды общей юрисдикции, в отличие от других судов, рассматривают
уголовные и гражданские дела, а также дела, возникающие в сфере трудовых и административных отношений.
Во главе всех судов общей юрисдикции находится Верховный Суд
РФ. По своему статусу он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны судам общей юрисдикции. В качестве такового Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции
и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный Суд РФ осуществляет свои полномочия в различных формах. В частности, в форме заседаний Пленума Верховного Суда РФ, в которых участвует весь состав Верховного Суда РФ; в форме обсуждения и решения вопросов на Президиуме Верховного Суда РФ, в состав которого входят председатель, его заместители и ряд судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, и в форме работы судебных коллегий по уголовным делам, гражданским делам и военной коллегии. Состав коллегий утверждается Пленумом Верховного Суда РФ.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает материалы обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, дает разъяснения в форме постановлений по вопросам, возникающим у судов в ходе рассмотрения конкретных дел; рассматривает и решает вопросы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов и об их отзыве; рассматривает и решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности нормативных правовых актов и ходатайствами о даче разъяснений решений, принятых Конституционным Судом Российской Федерации; утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которым осуществляет и иные полномочия.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает гражданские и уголовные дела в порядке, предусмотренном процессуальным законом; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; утверждает Обзоры законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации; решает организационные вопросы коллегий и аппарата Суда; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Коллегии Верховного Суда Российской Федерации рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, а также в кассационном порядке и в порядке надзора, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, изучают и обобщают судебную практику, осуществляют иные полномочия в соответствии с Регламентом.
В системе судов общей юрисдикции особое внимание в
уделяется деятельности судов с участием присяжных заседателей.
В соответствии
с действующим
юрисдикции в составе судьи и 12 присяжных заседателей.
Суды
присяжных заседателей
о наиболее тяжких преступлениях: терроризм, бандитизм, умышленное
убийство при отягчающих обстоятельствах, государственная измена и др.
Присяжные заседатели при рассмотрении уголовного дела решают вопрос
о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает
ли он снисхождения или не заслуживает. Мера наказания осужденному
определяется единолично судьей. Им же решается без участия присяжных
заседателей и ряд других возникающих в ходе рассмотрения уголовного
дела вопросов, требующих для своего разрешения профессиональной подготовки.
Сравнительно
новым для современной
является наряду с судом присяжных заседателей также институт мировых судей. Он образуется и действует на основе Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях», а также аналогичных законов, принятых
в субъектах Федерации.
Участки, в пределах которых действует мировой судья, определяются
законодательством субъектов Федерации. Численность населения на каждом из них не должна превышать 30 тыс. человек. Минимальная численность населения в них составляет 15 тыс. человек. Процедуры и порядок назначения или избрания на должность мировых судей определяется законодательством субъекта Федерации.
Круг вопросов, рассматриваемых мировыми судьями, довольно ограничен по сравнению с другими судами общей юрисдикции. Это, в частности, ограниченная категория уголовных дел, за которые предусматривается наказание до двух лет лишения свободы; трудовые и имущественные споры, цена иска которых составляет не более 500 минимальных размеров оплаты труда; бракоразводные дела при отсутствии спора о детях и др.
Все решения по рассматриваемым вопросам принимаются мировыми
судьями единолично.
Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды.
Военные суды подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Гарнизонные военные суды действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.
Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судебные составы.
Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.
Количество военных судов и
численность судей
Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
На организацию и деятельность военных судов полностью распространены все принципы правосудия: осуществление правосудия только судом, назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности, осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечение подсудимому права на защиту, сочетание единоличного и коллегиального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др.
Своеобразие компетенции военных судов отражается на реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население ни проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином языке.
5. Арбитражные суды
Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов), арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
В соответствии
с действующим
участвуют в осуществлении судебной власти путем рассмотрения дел по
экономическим спорам между организациями, гражданами-предпринимателями, работающими на территории России, которые возникают в связи с признанием права собственности, с изменением условий при расторжении договоров, с истребованием собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения, и иными основаниями.
Кроме того, судебная власть осуществляется арбитражными судами
также путем рассмотрения дел по спорам, возникающим из правоотношений в сфере управления. Это, в частности, дела по спорам о взыскании с организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, штрафов и других финансовых средств государственными органами; о признании недействительными актов государственных органов, которые противоречат законодательству и ущемляют законные права и интересы граждан и организаций; и др.
Наряду с этим арбитражные суды рассматривают споры, возникающие
из экономических соглашений между органами исполнительной власти
субъектов Федерации; аналогичные споры между государственными органами России и других государств, если это предусматривается их соглашением; и др.
Вступившие в законную силу решения, определения и постановления
арбитражных судов подлежат исполнению на всей территории России.
Они обязательны для всех государственных органов, должностных лиц,
органов местного самоуправления и граждан.
Организация
и деятельность арбитражных
Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами признается Высший Арбитражный Суд РФ.
Высший Арбитражный Суд выполняет следующие функции: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.
К ведению Высшего
В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят председатель, его заместители, председатели коллегий и члены Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судьями Высшего Арбитражного Суда РФ могут стать граждане РФ,
достигшие 35-летнего возраста, которые имеют высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет.
Для судей других арбитражных судов минимальный стаж работы по юридической специальности устанавливается в пять лет.
Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ согласно Конституции РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи арбитражных судов округов в различных субъектах Федерации назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения субъектов Федерации.
Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд округа создан для того, чтобы в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам, которые в пределах своей компетенции соответственно рассматривают дела в апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам, и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, рассматривающим дела в качестве суда первой инстанции, и также по вновь открывшимся обстоятельствам.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Судебная система Российской Федерации это взаимосвязанная
и взаимообусловленная единая система (совокупность) всех судов государства, связанных между собой установленными законом взаимоотношениями.
В
Российской Федерации
— Суды конституционной юстиции
— Суды общей юрисдикции
—Арбитражные суды
Это не простая совокупность судов, а их взаимосвязанная и