Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 19:48, контрольная работа
Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.
Понятие «Политическая система общества» получило распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, и др.
1. Теория политической системы
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Модель политической системы Д. Истона
1.3 Концепции политических систем в свете теорий Т. Парсонса, К. Дойча, Г. Алмонда
2. Структура, функции и типы политической системы
2.1 Понятие, характеристика политических подсистем
2.2 Функции политической системы
2.3 Типы политических систем
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вряд ли можно подвести черту под имеющимися теориями типологизации политических систем. Вполне могут появиться новые основания для выявления различий между ними, в соответствии с изменяющимися условиями их возникновения и функционирования.
Что лежит в основе замены одного типа политической системы на другой? На первое место следует поставить смену форм собственности (собственность на раба, на землю, на средства производства, на государство в целом, равное право на существование и развитие различных форм собственности); изменения государственной формы правления и смена идеологий.
Итак, тип политической системы характеризуется соотношением и взаимодействием ее структурных элементов. От их места, роли, содержания и направленности зависят характер политической системы, а также темпы развития общества в целом. Любая политическая система нуждается в признании ее со стороны общества. Это признание может быть активным или пассивным, открытым или скрытым, осознанным или бессознательным, добровольным или принудительным.
Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.
Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу и др.), по характеру взаимодействия со средой -- на открытые и закрытые: закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны; открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны. По политическим культурам и их выражениям в формах организации власти -- на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную (Г. Алмонд).
Существует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций -- деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим -- характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для* тоталитарной политической системы характерно:
-отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;
-стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;
-ломка всесильным
политическим механизмом
-радикальное
ограничение инициативы
Черты авторитарной политической системы:
-использование
сильных, жестких средств решения
социальных и политических
-ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
-централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;
-сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.
Черты демократической системы:
-правление большинства;
-свобода критики и оппозиции правительству;
-защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;
-право народа
на участие в решении
При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной.
Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто -- один человек или группа лиц -- являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и т.п.).
Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.
В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем.
По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на командную ( ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную( управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную ( нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов
трансформации
из авторитарной в демократическую. Аналогичным
образом обстоит дело и с основным институтом
политической системы - государством.
В России наблюдается процесс становления
президентско-парламентской республики
с сильной властью главы государства.
Также в процессе формирования находится
административно-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абдулаев М. И. Теория государства и права: учебник /. – М., 2006 Кемеровская ОНБ
2.Кульков М.О. Структура формы государства как основание ее типологии / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2006. – С. 67-74.
3.Недяк А.В. Происхождение и типология государства в трактовке представителя государственной школы С.М. Соловьева / Юридический мир. – 2008.
4. Оганесян А.А. Политология (конспект лекций) / М.: ПРИОР, 1999. 144 с.
5.Синенко Ю.С. Нетрадиционные подходы к типологии государства / Научный вестник Омской академии МВД России./2006. – С. 46-50.
6.http://fictionbook.ru/
7. http://society.polbu.ru/
8. http://www.politicalscience.
9. http://www.i-u.ru
10. электронная версия журнала полис http://elibrary.ru
Информация о работе Теории, типы и модели политической системы