Теория разделения властей как принцип организации государственного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение природы теории разделения властей, ее преимущества и недостатки. Увидеть взаимосвязь ветвей власти; понять сущность создания единой системы путем разделения полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………....…...3
Глава 1. Теоретические аспекты сущности разделения властей………......5
§ 1. История возникновения идеи разделения властей как принципа организации управления …………………………….…………………...………5
§ 2. Принцип разделения властей и современные подходы к его пониманию…………………………...……………………………….………..….9
Глава 2. Теория разделения властей в России: история и современность………………………………………………………….….……..13
§ 1. Зарождение и развитие теории разделения властей в России……………………………..……………………………………………...13
§ 2. Разделение власти между высшими государственными органами Российской Федерации……………….…………………………………………16
§ 3. Роль института президентства в системе разделения властей…..………………………..………………………………………………20
Заключение…………..……….…………………………….…..…………….23
Список литературы…………………………..………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Сильная президентская власть противоречит требованиям демократического государственного режима. Однако ряд политологов сходятся на мнении, что централизация власти в России способна обеспечить политическую стабильность и эффективное управление.

В настоящее время и в научных кругах, и в прессе активно обсуждаются проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в Российской Федерации. Некоторые ученые-конституционалисты уделяют внимание так называемым «скрытым полномочиям» главы государства, под которыми по общему правилу понимают полномочия Президента, предусмотренные ст. 80 Конституции РФ.

В соответствии с этой статьей Президент РФ по Конституции РФ является главой государства. Также он выступает как гарант Конституции и «прав и свобод человека и гражданина». Президент обязан охранять суверенитет страны, ее независимость и государственную целостность, «обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80). В данной статье также указывается на полномочия Президента определять основные направления внутренней и внешней политики государства.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Важно провести параллель с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, в которой указывается, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Хотя по общему правилу институт президентства не относится ни к одной ветви власти, по характеру и отличительным признакам данный институт относится именно к исполнительной власти.

Анализ ст. 83 Конституции РФ показывает, что Президенту РФ принадлежат не только полномочия по формированию Правительства РФ, но и возможность непосредственной координации деятельности Правительства (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, право председательствовать на заседаниях Правительства, право принимать решение об отставке Правительства). Таким образом, мы можем сделать вывод, что исполнительная власть фактически подчинена Президенту или, по крайней мере, находится в непосредственной зависимости от Президента РФ.

Анализируя текст ныне действующей Конституции, нельзя не обратить внимание на фактическое отсутствие системы сдержек и противовесов против попытки узурпации власти Президентом. В ней содержится предписание общего характера: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3). Однако применительно к Президенту такая формулировка не имеет большого практического значения, поскольку верховная власть, судя по объему полномочий, предоставлена именно ему.

Подводя итог сказанному в данной главе, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что принцип разделения властей в Российской Федерации находится на стадии формирования. Ветви власти не столько сдерживают друг друга, сколько конкурируют между собой за власть. В России необычайно сильна роль Президента. Этот факт во многом определяет фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти. 

 

 

Заключение

 

В основе правового государства лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип является гарантией стабильности демократического общества, прав и свобод человека и гражданина. Он защищает государство от попыток узурпации власти в одних руках. Каждая ветвь власти призвана осуществлять строго очерченные функции, сдерживая и уравновешивая две другие ветви. Равновесие властей базируется на ключевой составляющей принципа разделения властей – системе сдержек и противовесов.

Сущность государства познается только через его содержание – в первую очередь, через публичную власть. Публичная власть во многом формирует отношения между государством и обществом. Основная задача теории разделения властей – охранять свободу граждан.

Таким образом, современная теория разделения властей стала намного шире и объемнее, чем во времена ее основателей Дж. Локка и Ш. Монтескье. Сегодня действительный смысл теории разделения властей охватывает своим содержанием практически все стороны отношений между государством и обществом.

Как показывает практика, как и во всем, к данной проблеме нужен творческий подход. Ибо принцип разделения на три ветви власти не может существовать как застывшая теория. Каждая страна, в том числе и Россия, должна принимать данную теорию, как с учетом исторических традиций, так и современных демократических преобразований.

Определения справедливого баланса разделения властей также требуют творческого подхода и учета не только традиционных ветвей (прокуратура, царская власть). Уже ясно, что появляются современные факторы, способные влиять на власть и на государство.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации 25.12.1993 (в ред. от 30.12.2008)
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 07.05.2013)
  3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013)
  5. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Норма, Инфра-М., Москва, 2012
  6. Краснов Ю.К. Принцип разделения властей в России: теория и практика. // Право и управление. XXI век. – 2005. – №1
  7. Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012
  8. Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1988.
  9. Тхаркахо М.М. Зарождение и развитие института президентской власти в зарубежных странах // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – №1 (25)
  10. Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012
  11. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / под ред.  А.В. Малько. - М. : КноРус, 2012. - 400 с.
  12. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / В.Д. Перевалов. - М. : Юрайт, 2013. - 428 с.
  13. Состояние судебной система в России. Доклад исследовательской комиссии по судебной реформе в РФ. 20-24 июня 2010 года. Женева, 2010
  14. Станских С.Н. Особенности конституционного принципа разделения властей. // Конституционный вестник №1 (19). 2008
  15. Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов // Проекты и записки. М.-Л., 1961
  16. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. Москва, Наука, 1991
  17. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.–Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1907. Т. 21
  18. Муравский В.А. Разделение властей: исторический опыт и конституция Российской Федерации. Официальный сайт Российской Академии наук (Уральское отделение). http://www.ifp.uran.ru/
  19. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. http://www.council.gov.ru/
  20. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. Москва, 2005
  21. Воротилин Е.А. Политико-правовые учения в государствах Древнего Востока // История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / под редакцией д.ю.н., проф. О.Э. Лейста. М., 2004
  22. Рассказов Л.П. Теория государства и права. Учебник для вузов. / Л.П. Рассказов. - М. : РИОР, 2009. - 464 с. ISBN 978-5-369-003.
  23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник / В.Н. Хропанюк. - М. : ОМЕГА-Л, 2011. - 323 с. ISBN 5-370-02065-0.
  24. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов / А.Б. Венгеров. - М. : ОМЕГА-Л, 2009. - 607 с. ISBN 5-370-00856-6.
  25. Малько А.В. Теория государства и права: учебное пособие / А.В. Малько. - М. : КноРус, 2012. - 240 с. ISBN 5-406-02076-0.

 

1 Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Хрестоматия по античной литературе для высших учебных заведений. В 3 т. Просвещение. М., 1965.  Т. 2

2 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Норма, Инфра-М., Москва, 2012

3 Там же.

4 Краснов Ю.К. Принцип разделения властей в России: теория и практика. // Право и управление. XXI век. – 2005. – №1

5 Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012

6 Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3.

7 Тхаркахо М.М. Зарождение и развитие института президентской власти в зарубежных странах // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – №1 (25)

8 Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012

9 Дж. Локк. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3.

10 Состояние судебной система в России. Доклад исследовательской комиссии по судебной реформе в РФ. 20-24 июня 2010 года. Женева, 2010

11 Станских С.Н. Особенности конституционного принципа разделения властей. // Конституционный вестник №1 (19). 2008

12 Там же.

13 Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов // Проекты и записки. М.-Л., 1961

14 Там же.

15 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. Москва, Наука, 1991

16 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.–Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1907. Т. 21

17 Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012

18 Муравский В.А. Разделение властей: исторический опыт и конституция Российской Федерации. Официальный сайт Российской Академии наук (Уральское отделение). http://www.ifp.uran.ru/

19 Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. http://www.council.gov.ru/

20 Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 года.

21 Часть 1 дополнена новым пунктом «в» в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 года.

22 Аванесова Т.И. Роль парламентаризма в определении социально-экономических задач через долгосрочные целевые программы. // Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Региональный аспект российского парламентаризма: прошлое, настоящее и будущее». / отв. Ред. А.Я. Исаков. – Петропавловск-Камчатский, КамчатГТУ, 2010

23 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации»

24 Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. Москва, 2005


Информация о работе Теория разделения властей как принцип организации государственного аппарата