Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 07:53, курсовая работа
Тема работы актуальна потому, что в юридической науке государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Ученые прошлого и современности полемизируют относительно понятия, основных признаков, происхождения, а также иных аспектов существования государства. Методология исследования состоит из различных способов, приемов, средств научного познания. Ученые, как правило, используют сравнительно-правовой, исторический, логические и иные методы.
Наряду с государственными
создается система органов
Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: право как главный социальный регулятор либерального общества уступает место морали. Гуманизм и нравственность — отличительные признаки демократического государства.
Демократия — это явление
высокоорганизованного
Политический режим, установленный в том или ином государстве определяет прежде всего роль индивида в управлении государством. Как уже было сказано, власть может принадлежать народу, группе его представителей и даже одному человеку. Власть - это социальный институт, социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного индивида или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого индивида или группы. Другими словами, это отношения управления-исполнения, иногда выраженное в более жесткой форме командования- подчинения. В основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и т. п.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и т. п.). Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. Такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников, в достаточно устоявшихся местах социального пространства и в постоянных формах.
В любом обществе есть нормы, закрепляющие и поддерживающие неравное положение индивидов в социуме, которое дает возможность одному человеку управлять другим, зависящим от него. В социальной организации существуют правила, регламентирующие иерархическую структуру этой организации и определяющие статус, обладание которыми
дает человеку возможность осуществлять власть. Регламентации подлежат не только «распределение статусов», «границы власти», т. е. ее временные и пространственные ограничения, но и предмет власти, т.е. круг вопросов, по которым управляющий может отдавать распоряжения подчиненным. Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определенном порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим или государственным.
В основе политической власти
лежит особый тип социального
неравенства – неравенство
Со времен М. Вебера принято различать три «чистых» типа легитимации власти, которые могут быть применены и к легитимации государственной власти. Это - традиционная, харизматическая и рациональная легитимация.
Традиционная легитимация представляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся в уважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть выражает дух народа, соответствует обычаям и традициям, принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения.
Харизматическая легитимация - это господство, основанное на вере к личные дарования вождя (реже - узкой правящей группировки), в исключительную миссию вождя. Харизматическая легитимация не связана с рациональными суждениями, а опирается на гамму чувств, это сенсорная по своей природе легитимация. Харизма как правило, индивидуальна. Она создаѐт особый образ.
Рациональная легитимация государственной власти основана на рациональной оценке, связана с формированием убежденности в разумности существующего порядка, законов, правил, принятых в демократическом обществе для управления им. Этот вид легитимации относится к числу основных в современных условиях демократического правового государства.
Маркс и Энгельс считали, что не государство обусловливает и определяет гражданское общество, а, наоборот, гражданское общество детерминирует государство. По Марксу, свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный.10
Политический режим, основанный в государстве, определяет его специфические особенности и имеет особое значение в современном мире, который все больше склоняется в сторону признания прав человека. Современная классификация государств должна основываться именно на политическом режиме, господствующем в том или ином государстве. Алексеев, являясь одним из ярких представителей отечественной теории государства и права, в своих работах делил государства по уровню их организации. На первых стадиях цивилизации (и в последующем при отсутствии демократии, при авторитарной и тоталитарной власти, когда отдельная автономная личность не имеет необходимого комплекса политических прав и свобод) государство выступает как неразвитое политическое образование. "Неразвитость" в данном случае следует понимать не в смысле того, что не отработано, достигнуто организационно техническое совершенство аппарата н структуры власти (власть в авторитарных и тоталитарных государствах, в империях может быть весьма отработанной, технически изощренной, доведенной до высокого Уровня совершенства, а в смысле того, что не реализуется положительный потенциал, который заложен в этом крупном явлении цивилизации, названном "государство", призванном обеспечивать функционирование сообщества людей в условиях свободы, гарантировать права личности. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства, и государство сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения.
В неразвитых государствах политическая (государственная) власть, как правило, сосредоточивается в управленческих, исполнительных учреждениях, нередко приобретает силу, превышающую потребности общества, становится самодовлеющим фактором, центром всей политической, а нередко экономической и духовной жизни общества.
В этих условиях и складываются тиранические, диктаторские государства, в современную эпоху - авторитарные и тоталитарные государства. В течение продолжительных исторических периодов, целых эпох (они по распространенной периодизации относятся к теократически-азиатским, рабовладельческим, феодальным обществам) государство выступало в своем первичном, неразвитом виде – как варварское, нередко примитивное образование, сводящееся к системе органов и учреждений всемогущей бесконтрольной власти. Таковы же в современную эпоху авторитарные и тоталитарные государства, в том числе советское, другие "социалистические" государства, которые изначально создавались как органы "классовой диктатуры". Именно в отношении тиранических, варварских, диктаторских государств выработаны марксистские, анархистские и некоторые другие взгляды, в соответствии с которыми государство вообще понимается как "орган насилия", "машина подавления", "инструмент классового господства". Такого рода представления - и в науке, и в официальной пропаганде, и в общественном мнении - были распространены в нашей стране, официально рассматривались длительное время в качестве единственно верных.
Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства, и государство сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения.
Таким образом, по данному критерию может существовать развитое и неразвитое по уровню организации государства. В зависимости от того, кому принадлежит государственная власть, можно произвести классификацию государств по типам. Легализация государственной власти, неразрывно связанная с процедурами наделения властью ее носителей (прежде всего главы государства, парламента, правительства), осуществляется по-разному в условиях различных форм правления, государственного (территориально-политического устройства), государственного режима. В современном мире принято различать две основные формы правления: монархию и республику.
В монархии глава государства (король, шах, султан и др.) - пожизненный и наследственный. Легализация монархии как формы правления и монарха как главы государства коренится не в факте выборов последнего, а по существу - в исторических традициях, в харизме (известное обожествление монарха), что закреплено в конституциях, законах о престолонаследии. Основные законы многих стран называют царствующую династию (Швеция, Япония, Непал и др.), тем самым юридически закрепляя ее право на власть, а захват трона другой династией рассматривают как узурпацию (император Наполеон во Франции во время реставрации «легитимной монархии» Бурбонов был объявлен узурпатором).
Существует несколько способов правопреемства власти монархом (наследование трона). Они различаются главным образом по тому, в какой степени к наследованию престола допускаются женщины. В мусульманских странах, Непале, Японии, некоторых других государствах пост монарха могут занимать только мужчины. В некоторых из них престол наследует по существу правящая семья из «благородного» племени (в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре и др.), которая из своей среды при участии высших мусульманских священнослужителей выбирает короля (не обязательно старшего сына и вообще сына покойного или смещенного семьей монарха, она может объявить новым королем его брата или племянника, как это и бывало в Саудовской Аравии), она может заставить отречься короля от престола (это имело место в Саудовской Аравии под предлогом недостаточного благочестия короля). В других странах (например, в Непале) будущего наследника определяет при своей жизни царствующий король, он должен быть из той же династии. На практике в некоторых арабских странах таким образом всходили на престол братья, дядья прежнего монарха. Фактическое восшествие на престол происхоит во время наследования («Король умер, да здравствует король!»), но юридически оно оформляется в виде особой процедуры - коронации, совершаемой обычно в главном соборе страны в присутствии высших священников и других высокопоставленных лиц.
В мусульманских странах, независимо от того, имеют ли они конституции (в настоящее время в подавляющем большинстве стран есть хотя бы дарованные конституции), считается, что власть правящего семейства (аль-Сабахов в Кувейте, аль-Тани в Катаре и др.) проистекает не столько из конституции, сколько коренится в воспитании преданности «благородному племени», в заповедях Корана, в концепции халифата - справедливого правления, идеалу которого призван следовать правитель по заветам пророка Мухаммеда. Правда, в некоторых странах по традициям бедуинов считается, что король не должен быть наследственным, он должен быть избран шейхами племен и быть одним из них, отличающихся военным искусством, мудростью и т. д. Способ избрания короля правящей семьей - в какой-то степени отголосок таких представлений, но, фактически, в подавляющем большинстве мусульманских стран утвердилась наследственная монархия.
Почти во всех европейских монархических странах пост главы государства – монарха могут занимать не только мужчины, но и женщины (с неодинаковой возможностью, иногда только при условии, что у покойного монарха нет сыновей), причем муж королевы не становится королем, он лишь супруг царствующей дамы. Монархии имеют неодинаковые формы правления с различными процедурами легализации органов государственной власти. В абсолютных монархиях вся власть исходит от короля, и потому от него остальные органы государства получают свои полномочия и свою легальность. Даже если некоторые короли даровали конституции, которые предусматривают создание парламентов, само существование конституций недостаточно легализует представительные органы. Монархи Кувейта и некоторых других стран на годы приостанавливали действие конституций, распускали парламенты и правили без них, а монархи Бахрейна - десятилетия. Кроме того, в ряде стран принята концепция консультативного парламента. Она соответствует мусульманской идее ашшура - совещания правителя с кругом особенно авторитетных лиц. Окончательные решения, независимо от того, есть парламент или его нет по конституции, действует он или распушен, принимает монарх. Поэтому многий монархии Персидского залива, хотя в них есть конституции и парламенты, на деле продолжают оставаться абсолютными монархиями. Абсолютизм лишь внешне «обшит» конституционно- парламентской оболочкой.
В дуалистической монархии существует конституция, принятая с участием представителей народа, иногда парламентом, а основные полномочия по управлению государством разделены. Законы не могут быть приняты без участия парламента (хотя монарх обычно имеет право вето, в редких случаях абсолютного вето), но управление страной осуществляет король и подчиненные ему министры. Парламент в данном случае действует не при короле, а представляет собой самостоятельное учреждение, его легализация зависит не от воли короля, а опирается на конституцию, исходит в конечном счете от народа, представители которого приняли конституцию и который избрал парламент (консультативные парламенты в абсолютных монархиях нередко назначаются монархом). Правительство, однако, получает легализацию от короля. Он назначает министров без участия парламента, и они несут ответственность перед ним, а не перед парламентом. В прошлом дуалистическими монархиями были Германия, Япония, Таиланд и другие страны. В настоящее время в «чистом» виде дуалистических монархий почти не осталось: какие-то, хотя бы слабые формы ответственности министров перед парламентом предусмотрены и в тех странах, которые близки к форме дуалистической монархии (кроме упомянутых выше абсолютных монархий). На практике существует двойная ответственность правительства: перед монархом и перед парламентом, причем реальным является первый вид ответственности. Пережитки дуалистической монархии сильны в Иордании, Марокко, Непале, Таиланде (правда, в этой стране король предпочитает действовать за кулисами), в некоторых других странах, хотя по нормам конституции они уже не являются дуалистическими монархиями, а, скорее, напоминают монархии парламентарные. На деле же, зачастую главы этих государств действуют как абсолютные монархи. Король Марокко в 70—80-х гг. неоднократно распускал парламент на несколько лет и правил без него, король Иордании осуществлял такое правление почти три десятилетия (до конца 80-х гг.). Парламентарными монархиями является в настоящее время подавляющее большинство монархических стран мира (Великобритания, Япония, Канада, Испания, с 1990 г. Непал и др.).
В каждой из них есть конституции и избираемый населением парламент. Законы принимает только парламент, и хотя без подписи короля они недействительны, он не обладает или по традиции не применяет право вето. Монарх царствует, но не правит. Правда, правительство формально назначает он, но на деле премьер-министра и, следовательно, состав правительства определяет парламент: правительство формирует лидер наиболее многочисленной партийной фракции в парламенте или коалиция нескольких партий, имеющих вместе парламентское большинство. Монарх по традиции, а в некоторых странах и в соответствии с текстом конституции не может вмешиваться в формирование правительства, он лишь подписывает указ о его назначении. Волюнтаризм в данном случае невозможен, правительство считается образованным только в том случае, если в парламенте оно будет утверждено большинством голосов. Монарх при данной форме правления не может присутствовать на заседаниях правительства и таким образом влиять на его решения. Роль парламента в формировании правительства повышает легальность и легитимность государственного управления, поскольку состав правительства определяют избранные народом представители. Правительство — орган коллегиальный, однако в последние десятилетия роль коллегиальности в деятельности правительства значительно снизилась. Политику правительства определяет премьер-министр, остальные министры зависят от него хотя бы потому, что их кандидатуры подбирает и представляет на утверждение парламента лидер большинства в нем, уже назначенный, как правило, премьер-министром. Во многих парламентарных монархиях, особенно в странах с влиянием англосаксонского права, состав правительства, его взаимоотношения с главой государства, парламентом регулируются не конституцией, а правовыми обычаями. К числу таких вопросов относятся отказ монарха от права вето по отношению к законам принятым парламентом, кабинетская система, ответственность правительства, порядок принятия его решений и другие. Несмотря на отсутствие в единичных парламентарных монархиях писаных конституций (целиком неписанных конституций нет, какие-то их части - писаные законы и другие акты существуют), степень легализации государственной власти в условиях данной формы высока, поскольку законодательная власть принадлежит только избранным представителям народа — парламенту, правительство и отдельные министры несут политическую ответственность перед ним (могут быть уволены в отставку), а наследственный монарх не обладает реальной властью: в политических вопросах он действует по указанию правительства, право вето по сложившемуся обычаю не применяет (в Великобритании - больше 300 лет), а по некоторым конституциям (например, Японии) и не имеет его, правительство не формирует и т. д.