Типология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 07:53, курсовая работа

Краткое описание

Тема работы актуальна потому, что в юридической науке государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Ученые прошлого и современности полемизируют относительно понятия, основных признаков, происхождения, а также иных аспектов существования государства. Методология исследования состоит из различных способов, приемов, средств научного познания. Ученые, как правило, используют сравнительно-правовой, исторический, логические и иные методы.

Вложенные файлы: 1 файл

Типология государства.docx

— 85.82 Кб (Скачать файл)

Помимо рассмотренных  выше трех основных, традиционных форм монархии в современном мире существуют гибридные и смешанные формы. Гибриды соединяют некоторые монархические и республиканские черты, смешанные формы объединяют признаки различных монархических разновидностей. Так, в Малайзии существует выборная или ротационная монархия. Король в этой стране, как и президент в республиках, избирается на срок (5 лет), а не является пожизненным и наследственным. Но королем может быть выбран отнюдь не любой гражданин, а только один из султанов - наследственных правителей штатов, входящих в состав федерации Малайзии. Всего штатов 13, 9 из них возглавляются наследственными султанами, 4 управляются иным образом. Только 9 султанов участвуют в выборах короля на очередной срок. Существует особый список, состоящий из 9 фамилии, и из этого списка султаны в порядке очередности одного из них избирают королем. Легализация такой системы основана, прежде всего, на положениях конституции, но, вместе с тем, она опирается и на традиции страны. Выборы монарха, хотя в них участвует крайне ограниченное число лиц, все-таки в какой-то мере повышают степень легитимности его власти среди населения.

В Объединенных Арабских Эмиратах действует по существу коллегиальный  монарх. Эмиры всех 7 составных частей, входящих в федерацию, образуют Высший совет эмиров. Он является законодательным органом и решает по существу большинство вопросов, входящих в компетенцию главы государства. Правда, есть Национальное собрание — совещательный орган, состоящий из назначенных эмирами представителей, но он законодательной властью не обладает. Высший совет эмиров избирает каждые 5 лет своего председателя. Но в отличие от Малайзии им на практике избирается одно и то же лицо - эмир Абу-Дубая, занимающего 86% территории федерации. Председатель совета не имеет наиболее существенных полномочий главы государства, в его руках сосредоточены главным образом церемониальные полномочия, но на практике роль председателя гораздо значительнее, чем это предполагает текст конституции. Легализация власти в этих условиях опять-таки опирается на конституцию, хотя это временная конституция 1971 г., которая была призвана закрепить условия определенного переходного периода (действует она уже более четверти века). Вместе с тем, значительная степень легализации и особенно легитимации власти в данной стране связана не столько с конституционными текстами, сколько с религиозными постулатами шариата.

Наконец, своеобразная форма  монархии существует в некоторых  странах, являющихся членами британского Содружества, Значительная часть членов Содружества являются республиками, имеют собственного главу государства - президента (Кения, Индия, Гайяна и др.), но почти половина стран, входящих в содружество (Ав-стралия, Канада, Ямайка и др.) признают главой государства английского монарха (в настоящее время — королеву Елизавету II), которая представлена в этих странах генерал-губернаторами. Генерал-губернатор назначается короной, обычно на 5 лет, но на деле монарх Великобритании лишь утверждает кандидатуру, представленную местным правительством. Само же это правительство формируется, как и в Великобритании, партией большинства в местном парламенте (формально правительство назначается генерал-губернатором).

Легализация этой государственной  формы и системы управления связана  во многом не с конституцией (хотя в государствах-членах Содружества имеются свои конституции), а с неписаными конвенционными нормами, правовыми обычаями англосаксонского права, действующими в самой Великобритании и членах Содружества.

Однако нужно иметь  в виду, что по сложившейся практике, правовой обычай действует, пока он выполняется добровольно. Нельзя подавать иск в суд в связи с невыполнением конституционных обычаев, невозможно принудительно обеспечить их соблюдение. В этом состоят существенные особенности легализации и легитимации государственной власти в данной своеобразной форме монархии. Важная особенность заключается также в специфике правовых связей с другим государством, а именно Великобританией: некоторые важные моменты организации государственной власти определяются (хотя бы и формально) другим государством. Таким образом, легитимация государственной власти в условиях монархической формы правления во всех ее разновидностях в большей или меньшей степени связана не только с конституцией, но и с неписаными соглашениями, традициями, обычаями. Там, где конституций нет, такие нормы являются главным основанием легализации (нередко наряду с постулатами религии), но и там, где есть писаная конституция, роль традиционных норм весьма значительна. Легитимация данной формы правления также в значительной степени опирается на традиции и харизму правителя - «доброго», «сильного», «мудрого» монарха, каждый выбирает из этих характеристик то, что импонирует его психическому складу и его практическому опыту.

Республиканская форма правления, как особая модель организации государственной власти, имеет две основные разновидности: президентскую и парламентарную республику. В обеих из них есть и президент, и парламент, различия состоят в иных взаимоотношениях между центральными органами государства: президентом, парламентом и правительством.

В президентской республике правительство назначает президент  по своему усмотрению, независимо от парламента, оно не нуждается в вотуме доверия парламента (иногда, например, в США требуется утверждение назначений президента и прежде всего министров со стороны верхней палаты парламента — Сената). Правительство представляет по существу кабинет президента, его совещательный орган (в ряде стран министры не образуют коллегии Совета министров). Руководит заседаниями правительства президент, особой должности премьер- министра нет, он же принимает единолично решения в присутствии министров (решения принимаются не большинством голосов, да и голосования не проводится). Правда, в некоторых президентских республиках в последние десятилетия стала появляться должность премьер-министра (в старых президентских республиках премьер-министром фактически является сам президент), но это - административный премьер, выполняющий текущие обязанности. Собрать министров на заседание он может только по поручению президента.

Руководителем правительства, определяющим его политику, остается президент. Вотум недоверия министрам со стороны парламента при данной форме не грозит, если бы он даже был принят, он не имеет юридических последствий: министры не обязаны уходить в отставку, они несут ответственность не перед парламентом, а перед президентом. Правда, в последние десятилетия в некоторых президентских республиках заимствованы отдельные черты республик парламентарных и, прежде всего, стала возможной ответственность правительства (а также отдельных министров) перед парламентом. Такая ответственность обставлена настолько жесткими условиями, что на практике не применяется. Кроме того, вопрос недоверия, в конечном счете, решает президент: он может уволить правительство в отставку, а может распустить парламент, выразивший недоверие, может вынести вопрос о доверии правительству на референдум (Египет) и т.д. Легализация данной государственной формы мало связана с традициями и обычаями, она опирается прежде всего на конституционные нормы.

Это не случайно, поскольку  многие президентские республики возникли на месте монархий или в бывших колониальных странах, и принятие новых конституций означало юридический разрыв с прежними порядками. Однако легитимация поста главы государства была весьма тесно связана с традициями: еще творцы первой, американской конституции 1787 г. конструировали полномочия президента США по образцу британского монарха, что не удивительно: иного опыта они не знали. Главы государств в президентских республиках Азии и Африки обычно использовали значение харизмы, они пытались перенести на себя представления населения о вождях племен, шейхах и т. д. (правда, теперь в масштабе страны), что во многих случаях удавалось. Некоторые президенты африканских государств наряду с титулом президента имели и другие, официальные титулы, призванные подчеркнуть их величие: «лев», «солнце», «всепобеждающий», «разгрызающий любую кость» и т.д.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом, фактически партией или партиями, имеющими большинство в нижней палате парламента или в однопалатном парламенте. Эта схема в принципе такая же, что и в парламентарной монархии, только место монарха при назначении правительства (акте чисто формальном) занимает президент. Правда, в некоторых ситуациях бывает, что президент, как и в крайне редких случаях, монарх, вмешивается в процесс формирования правительства, но это бывает в исключительных ситуациях. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом. Он утверждает программу деятельности нового правительства путем голосования, может выразить недоверие всему составу правительства или отдельному министру, и это влечет уход правительства или министра в отставку (правда, при недоверии правительству президент вправе распустить парламент с обязательным назначением новых выборов). Если же новый состав парламента опять выскажется за недоверие правительству (путем голосования большинства), оно обязано уйти в отставку. При солидарной ответственности правительства весь состав кабинета уходит в отставку, даже если недоверие выражено одному министру, при индивидуальной ответственности уходит в отставку тот министр, которому выражено недоверие парламентом.

Легализация формы парламентарной республики, как способа управления, мало зависит от традиций и обычаев. Она связана почти целиком с конституционными текстами, другими законами. В отличие от президентской республики в ряде развивающихся стран, положение главы государства в парламентарной республике не связывается ни с традицией, ни с харизмой, ни с присвоением особых титулов. В парламентарной республике он не обладает существенными властными полномочиями. Однако в условиях данной формы, в отличие от президентской республики, действуют важные юридические фикции, которые оказывают самое прямое влияние на процесс осуществления государственной власти. В большинстве парламентарных республик конституции закрепляют весьма обширные полномочия президента, но на деле он их не осуществляет. Эти полномочия фактически реализуются правительством. В некоторых странах (например, в Индии) это делается на основе конституционной нормы, гласящей, что президент осуществляет принадлежащие ему полномочия по совету правительству, в других странах существует принцип контассигнатуры: все акты президента для того, чтобы быть действительными, нуждаются в подписи премьер-министра или министров (Италия).

Развитие республиканской  формы правления в современном  мире свидетельствует об определенной тенденции: творцы конституций пытаются совместить плюсы президентской и парламентарной республик и исключить минусы. От президентской республики воспринимаются те стороны, которые обеспечивают стабильность правительства (в парламентарной оно нередко весьма нестабильно, например, в Италии за полвека после второй мировой войны сменилось более 50 кабинетов министров), от парламентарной берется подконтрольность правительства парламенту, но ограниченная рядом жестких условий. Начало такому соединению разных сторон положила французская конституция 1958 г., впервые создавшая модель полупрезидентской республики. Впоследствии такая форма, но со своими особенностями утвердилась в некоторых развивающихся странах (например, в Шри Ланке), она воспринята с рядом существенных черт конституцией России 1993 г., где безраздельно доминирует президент. В условиях полупрезидентской республики президент имеет обширные полномочия, он наделе назначает правительство и министров. Правительство несет ответственность перед парламентом, но есть особые условия для принятия парламентом вотума недоверия, неудивительно, что после принятия конституции 1958 г. во Франции имели место лишь единичные случаи вотума недоверия правительству (в форме резолюции порицания). В России в соответствии с конституцией правительство подлежит увольнению президентом только при условии, что нижняя палата вынесет вотум недоверия правительству не один раз, а два, причем в срок, не превышающий четырех месяцев. Такой практики еще не было.

В республиках, остающихся парламентарными, тоже принимаются меры для укрепления стабильности правительства. Так, в Германии предусмотрен «конструктивный вотум недоверия»: парламент, выражая недоверие канцлеру (главе правительства), обязан одновременно утвердить кандидатуру нового канцлера. Это создает дополнительные сложности на пути отставки правительства. В Германии более чем за четыре десятилетия она имела место всего дважды.

Наконец, в некоторых развивающихся  странах, как провозглашавших социалистическую ориентацию, так и идущих по капиталистическому пути, существовали особые республиканские формы правления. В Латинской Америке такую форму принято называть суперпрезидентской республикой. Она характеризуется особенно широкими властными полномочиями президента. В отличие от США Сенат в странах Латинской Америки не утверждает министерские назначения президента. Легитимация суперпрезидентской республики связана в сознании народа с известной привычкой к частым военным переворотам, когда новый предводитель хунты провозглашает себя президентом с исключительными полномочиями: в истории стран Латинской Америки по различным подсчетам было 6-7 сотен военных переворотов (включая неудавшиеся).

Однако наряду с пассивным, как правило, восприятием переворотов, население отрицательно относится и к ним, и к чрезмерной власти президента. Не случайно, в некоторых латиноамериканских странах (Венесуэле, Уругвае и др.) в последние десятилетия стали вводиться некоторые, правда весьма слабые, элементы парламентарной республики. В некоторых странах Африки в 60-90-хх гг. существовала монократическая республика. Она была связана с конституционным разрешением деятельности единственной партии, председатель которой был объявлен пожизненным президентом (Бургиба в Тунисе, Иди Амин в Уганде, Нгема в Экваториальной Гвинее, Банда в Малави, Мобуту в Заире и т. д.). В КНДР пост президента (точнее, высшего руководителя государства) был объявлен даже не пожизненным, а наследственным: было заявлено, что после смерти Ким Ир Сена этот пост займет его сын, что и произошло в 1994 г. Кстати, впервые пост несменяемого президента был введен конституцией Югославии для Иосипа Броз-Тито. В настоящее время пожизненных президентов нет (в прошлом один из них — Бокасса в Центрально-Африканской Республике провозгласил себя даже императором), они были либо свергнута в результате очередного военного переворота, либо смешены с поста медицинскими консилиумами в связи с достижением преклонного возрасга и неспособностью управлять государством (84-летний Бургиба в Тунисе), что осуществлялось на основании конституции, но с участием  вооруженных сил, либо, наконец, внесли изменения в конституцию, с отказом от пожизненного характера поста президента, но не от самого президентства (Мобуту в Заире).

Информация о работе Типология государства