Типология государства: понятие, критерии, подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение различных критериев для типологизации государств и непосредственно их типов.
Достижение поставленной цели реализуется в процессе решения следующих задач:
– рассмотреть сущность типологии государства;
– изучить основные подходы к типологизации государств;
– исследовать критерии для выделения типов государств.

Содержание

Введение 5
1Типология государства. Понятие и значение 8
2 Иные подходы к типологизации государств 11
2.1 Типология государства с точки зрения формационного подхода 11
2.2 Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода 17
3 Критерии для выделения типов государств 35
3.1 Форма государства 35
3.2 Формы правления 36
3.3 Формы государственного устройства 44
3.4 Формы государственного режима 47
3.5 Типология государств по их отношению к религии 51
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

типолог. государств.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

По данным всего при проведении Всероссийской переписи населения 2010 года учтено 145537 тыс. человек.

Российская Федерация занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая (1285 млн. человек), Индии (1025 млн. человек), США (286 млн. человек), Индонезии (215 млн. человек), Бразилии (173 млн. человек) и Пакистана (146,0 млн. человек).

Численность постоянного населения Российской Федерации составила 145182 тыс. человек».

По количеству населения.

– приморские страны;

– полуостровные;

– островные;

– страны-архипелаги;

– страны, занимающие внутриконтинентальное положение».

Иными словами, «при группировке стран по географическому положению обычно выделяют страны, не имеющие выхода к морю (Чад, Монголия, Киргизия, Словакия и др. - всего 42 страны мира) и приморские (Индия, Колумбия).

Среди приморских различают островные (Шри-Ланка), полуостровные (Испания) и страны-архипелаги (Япония, Индонезия)».

 

 

 

 

 

        3 Критерии для выделения типов государства

      

         3.1 Форма государства

 

         Типология государств тесно связана  с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

         Четкого соотношения между типом  и формой государства нет. С  одной стороны в пределах государства  одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

         Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

         Форма государства – сложное  общественное явление, которое включает  в себя три взаимосвязанных  элемента25:

         – форму правления,

         – форму государственного устройства,

          – форму государственного режима.

         Политические формы современных  государств складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

         Разнообразие форм государства  еще больше возросло в результате  распада колониальной системы, когда  на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

         Понятие исторического типа связывается  с установлением закономерной  зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.26

         Таким образом, в различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

 

          3.2 Форма правления

 

         Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

        Форма государственного правления дает возможность уяснить27:

– как создаются высшие органы государства и какого их строение;

– как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

 – как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

– в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

          По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

         – монархические (единоличные, наследственные);

         – республиканские (коллегиальные, выборные).

         Монархия

         Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

         Основными признаками классической монархической формы управления являются:

– существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

– наследственный порядок преемственности верховной власти;

– представительство государства монарха по своему усмотрению;

– юридическая безответственность монарха.

         Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

         В свою очередь монархия делится на:

         – абсолютную;

         – ограниченную (парламентарную);

         – дуалистическую;

         – теократическую;

         – парламентарную.

         Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

         По формуле Петровского Воинского устава – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

         Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. 28

         Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

         Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

         Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

         Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

         Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.         Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками29:

– правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

– лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

– в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

– законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

– правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

         Примерами такой монархии можно считать: Великобританию, Бельгию, Данию и др.

        При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

         Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918 гг.), сейчас в Марокко.

         В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

        Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

         Республика

         Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

         Общими признаками республиканской формы правления являются30:

         – существование единоличного и коллегиального главы государства;

         – выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

         – осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

         – юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

         – обязательность решений верховной государственной власти.

         Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

         Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

         – парламентарные;

         – президентские Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

         В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

         Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации.

Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

         Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Информация о работе Типология государства: понятие, критерии, подходы