Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:44, курсовая работа
Целью данной работы является исследование понятия толкования, выявление его основных характерных черт, формирование правильного представления о необходимости толкования, определения его места в современной правовой действительности, выявления основных способов и видов толкования.
Основными задачами исследования являются: дать наиболее полного и четкого определения понятия «толкование норм права», исследовать основные критерии классификации по видам, изучить официальное толкование норм права, определить их место и роль в системе правовых актов
ВВЕДЕНИЕ…..………………………………………….……………….……….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА………..…...5
1.1. Способы толкования права………………………………………….5
1.2. Виды толкования права………………………………..……………8
1.3. Официальное толкование и конкретизация правовых норм….....10
ГЛАВА 2. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА…..………...…………....12
2.1. Юридическая природа актов официального толкования………..12
2.2. Формы актов официального толкования и необходимость в
их издании……………………………………………………......16
2.3. Место и роль актов официального толкования в системе
правовых актов…………………………………………………..19
2.4. Виды актов официального толкования и основания для их
классификации…………………………………………………..21
ГЛАВА 3. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ.…...25
3.1. Акты толкования органов государственной власти……………...25
3.2. Акты толкования органов государственного управления…….....27
3.3. Акты толкования органов Госарбитража и судебных органов….28
3.4. Акты толкования органов прокуратуры………………………......33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..…………….….37
Наличие общественных противоречий, создающих трудности реализации права. Они могут быть устранены с помощью актов толкования (история практики регулирования брачно-семейных отношений; судебная практика по трудовым делам). Например, затруднённое применение норм КЗОТа без знания актов официального толкования.
Общие условия обосновываются
потребностями юридической
Частные случаи необходимости актов толкования многочисленны:
- недостаточная чёткость выражения мысли законодателя;
- несовершенство правовых норм из-за несовершенства законодательной техники;
- специфика юридической терминологии.
-стыковка межведомственной практики применения одних правовых норм (например, при рассмотрении трудовых споров);
- неясность смысла закона;
- возникновение конкуренции сопоставляемых законов.
Неверный путь практики реализации некоторых правовых норм (те исправление ошибок юридической практики). Здесь можно выделить:
- неприменение закона, подлежащего применению в данных обстоятельствах;
- применение закона, который не должен быть применён к указанным общественным отношениям;
- неправильное истолкование смысла закона;
- противопоставление законности и целесообразности при реализации права;
- нарушение установленных процессуальным законом порядка реализации правовых норм.
Субъекты правоприменительной деятельности, осуществляя применение правовых норм к конкретным фактам, производят и толкование норм права (объективизация в правоприменительном акте). Это проявляется в деятельности судебных органов. Особую роль акты толкования норм права играют в деятельности кассационных и надзорных инстанций (своей деятельностью они показывают нижестоящим судам, как правильно применять правовые нормы)9.
Необходимость издания актов официального толкования обусловлена совокупностью объективных и субъективных факторов. В юридической практике это способствует осуществлению руководства процессами реализации права в общественной жизни.
2.3 Место и роль актов официального толкования в системе правовых актов
Акты официального толкования издаются уполномоченными органами государства. Схожесть интерпретационных актов с другими правовыми актами заключается в том, что они:
- являются продуктом волевой сознательной деятельности, охраняемой государством;
- имеют целевой характер;
- существуют в строго определённой правовой форме;
- лужат юридической основой и гарантией осуществления законности;
В юридической практике правовые акты подразделяются на нормативные (источники права) и индивидуальные. Нормативные правовые акты в свою очередь делятся на основные и вспомогательные.
К основным относятся законы, указы, постановления, приказы и др., те первоначальные нормы права.
Вспомогательные правовые акты имеют целью уточнение, изменение, утверждение и разъяснение смысла правовых норм. К ним относятся:
- акты-поручения другим органам об издании правовых норм;
- акты, в которых излагаются нормы, установленные вышестоящими органами;
- акты, в которых сообщается о частичном или полном изменении отдельных правовых актов;
- акты конкретизации и разъяснения того, как следует понимать и применять ранее изданные правовые нормы;
- акты контроля и надзора, которые обеспечивают эффективную реализацию права (те соблюдение норм права, исполнение норм права, использование норм права и применение норм права);
Действие вспомогательных
Индивидуальные правовые акты, основанные на персонификации и отношении к конкретной ситуации, делятся на акты применения, соблюдения и использования казуального толкования права.
Кроме нормативных и индивидуальных актов толкования, есть ещё интерпретационные акты толкования. Они конкретных правоотношений не вызывают, но и новых правовых норм в себе не содержат.
Интерпретационные акты не содержат новых правовых положений, но сами заключённые в них разъяснения законов могут быть как общими (нормативными), так и конкретными (индивидуальными), так как разъяснения облекаются в ту же форму, что и другие акты.
По мнению С.С.Алексеева по содержанию интерпретационные акты являются особым видом правовых актов. Акты толкования осуществляют функцию контроля и надзора, а значение актов официального толкования в общественной жизни обусловлено многогранностью выполняемых ими функций. Основная функция заключается в том, что интерпретационный акт является разновидностью вспомогательных правовых актов, обеспечивающих единство правового регулирования, те единство процесса воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права)10.
Акты толкования подключаются к разным звеньям механизма правового регулирования и выполняют функции обслуживания, влияя на эффективность действующих правовых норм. Интерпретационные акты могут быть рассмотрены с разных сторон: как одна из правовых форм осуществления государством своих функций; как средство укрепления законности в деятельности правоприменительных органов; как форма правовой пропаганды; как метод повышения эффективности правового регулирования.
Формулируясь в общедоступной форме акты официального толкования способствуют выработке у граждан устойчивого правосознания, что служит укреплению законности и правопорядка.
2.4. Виды актов официального толкования и основания для их классификации
Классификация актов толкования норм права представляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по различным основаниям: по форме, по наименованию, по юридической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования11.
Существует два вида актов толкования: акты-действия и акты-документы. Под актом-действием понимается уяснение и разъяснение права. Акты-документы - это источники, которые содержат результаты интеллектуально-волевой деятельности по разъяснению и уяснению смысла правовых норм. Не всякое письменное толкование является нормативным документом, это могут быть письма, мемуары, научная литература на правовые темы.
Юридическим документом является такой акт толкования, который издан уполномоченным на это органом и имеет значение для юридической практики. Отсюда и происходит деление актов на разъяснения и юридические документы. Существуют ещё устные акты толкования. Это могут быть ответы на вопросы граждан, даваемые на личных приёмах, проводимых представителями органов власти. Их преимуществом является оперативность и свободная форма изложения.
Классификация по наименованию.
Классифицируя акты официального толкования по наименованию, следует выделить указы, постановления, распоряжения, инструкции, письма. Одни из них закреплены в положениях, уставах и др. актах, определяющих компетенцию органов, другие – нет, что создаёт трудности в систематизации правовых актов.
Классификация по юридической силе.
По юридической силе на верху стоят высшие органы государственной власти, ниже центральные органы государственного управления, затем идут органы отраслевого управления суда, прокуратуры, МВД. Поэтому мы имеем следующий ряд документов в порядке снижения юридической силы: разъяснения конституционных законов, обыкновенных текущих законов, подзаконные нормативные акты.
Классификация по времени действия.
Классифицируя акты официального толкования по времени действия можно сказать, что большинство актов рассчитано на неопределённый срок, который определяется периодом действия разъясняемой нормы, также существуют акты, рассчитанные на определённый период действия. Есть акты, которые могут изменяться в течении определённого времени, например, разъяснения пленума Верховного Суда РФ.
Классификация по структурным элементам правовых норм.
По структурным элементам разъясняемых норм акты делятся на:
- акты толкования гипотезы нормы права;
- акты толкования диспозиции нормы права;
- акты толкования санкции нормы права;
- комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов.
Классификация по сфере действия.
По сфере действия акты толкования подразделяются на:
- разъяснения, действующие на территории всего государства (разъяснения Верховного Суда);
- разъяснения, имеющие локальную сферу действия (аналогичный орган субъекта федерации); сфера действия также зависит от компетенции органа, уполномоченного на дачу разъяснения смысла;
- разъяснения ведомственного характера (тресты, управления), те ведомственная подчинённость;
Толкование права в зависимости от объёма.
Толкование норм права преследует цель точно познать подлинный смысл, вложенный законодателем. Существуют ситуации, когда смысл нормы права следует уже или шире, чем это усматривается из текста закона. Поэтому существует буквальное (распространённое), расширительное и ограничительное (исключение) толкование норм права. Большинство правовых норм толкуются буквально с целью предотвратить намеренное искажение государственной воли. Поводом для отступления от буквального толкования являются: просчёт законодателя, нечёткость формулировок, специфика языка права.
Толкование является буквальным, когда понимание смысла толкуемой нормы права совпадает с текстом источника права, т.е. на лицо совпадение "духа" и "буквы" законодательства.
Толкование является расширительным, когда действительный смысл нормы права выходит за рамки её текстуальной формы. Примером может служить статья 120 Конституции РФ, согласно которой "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону"12. По буквальному содержанию этой статьи они не подчиняются подзаконным нормативно-правовым актам. Но ее надо толковать шире: судьи подчиняются всей системе нормативно-правовых актов, действующих в государстве.
Ограничительное толкование нормы права получается в результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограниченно, уже, чем это выражено в словесном тексте.
Расширительное и
ГЛАВА 3. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ
3.1. Акты толкования органов государственной власти
В РФ официальное толкование даётся законодательными государственными органами, имеющими полномочия осуществлять толкование действующего законодательства. Ими являются: Конституционный Суд РФ, правительство РФ, министерства, государственные комитеты, Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд и соответствующие органы субъектов Федерации. Пленум Верховного Суда РФ может разъяснять вопросы для нужд судебной практики. Акты толкования высших органов государственной власти обязательны для исполнения всеми органами. СССР прекратил своё существование, но акты толкования, изданные его органами, юридическая практика на их основе продолжают определять правоприменительную практику. Это указы и постановления президиума Верховного Совета, руководящие разъяснения пленума Верховного Суда СССР. Если нормативный акт расходится с актом ведомственного характера, то побеждает акт с высшей юридической силой. Различают акты, устанавливающие новые правовые нормы, и акты, в которых истолковывается смысл ранее установленных правовых норм. Сейчас больше акты толкования выполняются в виде постановлений13.
Анализ правовых норм, содержащихся в актах толкования высших органов государственной власти, даёт вывод, что они носят подзаконный характер и не противоречат действующему законодательству. Большинство из них устанавливается на основе уточнения, развития и детализации норм законов. Поэтому органы, имеющие право нормотворчества, используют толкование, как приём уточнения мысли в законодательном акте. Большое место в актах толкования высших органов государственной власти занимают положения, устанавливающие порядок применения правовых норм, путём детализации самого правоприменительного процесса. Также они дают указания в отношении сферы деятельности законодательного акта.
Акты толкования Президиума Верховного Совета РФ и президиумов верховных советов субъектов РФ можно разделить на две группы: