Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:08, курсовая работа
Краткое описание
Основная цель моей работы состоит в изучении основных понятий, рассмотрении видов и способов толкования норм права, изучении основной научной литературы и подведении итогов. В соответствии с вышеуказанными целями, в исследовании поставлены следующие задачи: 1. Дать определение правового толкования; 2. Рассмотреть основные виды толкования; 3. Охарактеризовать нормативные акты, а также проанализировать их классификацию;
Содержание
Введение 3 1. Понятие и виды толкования права 4 1.1. Понятие толкования права 4 1.2. Виды толкования норм права 8 2. Акты толкования 16 3. Способы толкования норм права 20 Заключение 27 Библиография 28
Проблема толкования является
одной из традиционных проблем юридической
науки. Она имеет самостоятельное значение
в процессе научного или обыденного познания
государственно-правовой жизни. Необходимость
четкого преставления о содержании действующих
норм возникает в ходе правотворческой
работы. Процесс толкования неизбежен
при реализации правовых норм органами
суда прокуратуры, арбитража, других государственных
органов, при заключении сделок и договоров
хозяйственными структурами, в деятельности
партий, общественных объединений, при
осуществлении гражданских юридически
значимых действий и т.д.
Основу моего исследования
составляют различные методы познания:
изучения документов, историко-правовой,
сравнительно правовой, формально юридический,
анализ и синтез. Объектом данного исследования
является общее понятие правового толкования,
его специфика и особенности. Предмет
исследования – применение правового
толкования в общественной сфере, а также
его роль и социальное направление.
Основная цель моей работы состоит
в изучении основных понятий, рассмотрении
видов и способов толкования норм права,
изучении основной научной литературы
и подведении итогов. В соответствии с
вышеуказанными целями, в исследовании
поставлены следующие задачи:
Дать определение правового толкования;
Рассмотреть основные виды
толкования;
Охарактеризовать нормативные
акты, а также проанализировать их классификацию;
Определить способы толкования.
Для написания данной курсовой
работы использовалась литература таких
авторов, как: В. В. Кожевников, Р. Т. Мухаев,
Г. В. Назаренко, А. Ф. Черданцев и др.
Понятие и виды толкования права
Понятие толкования права
В процессе толкования устанавливаются
смысл нормы права, её основная цель и
социальная направленность, возможные
последствия действия толкуемого акта,
выясняются общественно историческая
обстановка его принятия, условия, в которых
происходит толкование, и т. д.
«Норма права – это общеобязательные
правила поведения, установленные или
санкционированные государством».1
Вступившая в законную силу
норма права действует, т.е. может использоваться
при регулировании общественных отношений.
Но может и не использоваться. Практика
знает немало так называемых «мертвых
норм», которые существуют, но не реализуются
в конкретных правоотношениях, в действиях
граждан и иных лиц. Переход нормы права
из сферы возможного в сферу практической
деятельности, конкретных правоотношений
осуществляется тогда, когда она становится
известной участникам конкретных правоотношений
и всем заинтересованным лицам.
Процесс уяснения норм права
называется – толкованием (интерпретацией).
«Толкование норм права – это
деятельность органов государства, должностных
лиц, общественных организаций, отдельных
граждан, специалистов-практиков или ученых,
направленная на установление содержания
норм права, на раскрытие выраженной в
них воли законодателя».2
Объектом толкования являются
нормативные правовые акты и их совокупность.
Предметом толкования выступает историческая
воля законодателя, выраженная в законе
(нормативном акте).
«Под процессом толкования
правовых норм следует понимать совершение
определенным субъектом совокупности
действий в строгом их наборе, последовательности
и системе, соответствующим образом оформленных
и доведенных до сведения адресатов правовых
предписаний».3
Разработка новых юридических
предписаний невозможна без толкования
норм права, поскольку в развитой системе
законодательства большинство издаваемых
норм, так или иначе, связано с уже существующими
нормативными положениями.
Толкование норм права неизбежно
при реализации правовых норм органами
общих и арбитражных судов, прокуратуры,
других государственных органов, при заключении
сделок и договоров хозяйствующими структурами,
в деятельности партий, общественных объединений,
при осуществлении гражданами юридически
значимых действий и т.д.
Задача и цель толкования заключается
в правильном, точном и однозначном понимании
и применении закона. Толкования норм
права не вносит и не может вносить поправок
дополнений в действующие нормы.
Оно должно только анализировать,
изучать и разбирать действующие нормы
толкования, и эти нормы во многом зависят
от уровня правосознания толкующих лиц:
их профессиональной подготовки, компетентности,
эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать
по-разному, в зависимости от того, кто
именно, каким образом и в каких целях
его толкует.
Толкование является обязательной
стадией правоприменительного процесса.
Прежде чем применить какую-либо правовую
норму, ее необходимо подвергнуть всестороннему
толкованию и убедиться в том, что выраженная
в ней воля законодателя понята правильно,
а также выяснить действия нормы во времени,
в пространстве и по кругу лиц.
Толкование особенно важно
для работников правоприменительных органов,
основной обязанностью которых является
правоприменение, в ней воплощается
их деятельность. Но оно имеет большое
значение и для простых граждан. Незнание
закона, если он обнародован в соответствующей
общедоступной форме, не освобождает от
ответственности. Нельзя ссылаться не
только на неведение, но и на заблуждение
по поводу содержания законов.
Зачастую только тесное переплетение
толкования закона и исследования фактических
обстоятельств дела, подлежащего решению,
дает возможность до конца понять смысл
отдельных правовых положений и терминов,
их применимость к отдельной категории
дел. Например, такие термины, как «стечение
личных и тяжелых семейных обстоятельств»,
«причины уважительные», «особо злостный
характер», «крупные размеры» и т.д.
Основные причины необходимости
толкования права следующие:
сложность или нечеткость юридических
формулировок, скажем, изменяя их краткость, абстрактность
либо, напротив, пространность;
несовершенство законодательной
техники, поспешность в принятии тех или
иных правовых актов, их слабая проработанность,
декларативность, неконкретность;
несовпадение норм и статей правовых
актов, наличие бланкетных и
отсылочных норм, нетипичных предписаний;
специфика юридических терминов
и понятий, интерпретация которых требует специальных
познаний, высокой квалификации;
законодателю не всегда удается
ясно и точно выразить свою волю в той
или иной норме или акте, совместить «дух»
и «букву» закона;
отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи
ее можно правильно истолковать.
Как специальный вид юридической
деятельности толкование включает в себя
два этапа:
Уяснение смысла правового
предписания (для себя);
Разъяснения смыслового содержания
нормы (для других).
Толкующий субъект вначале
уясняет содержание и смысл правовой нормы
для себя, решает, как он будет действовать,
а затем в целях установления одинакового
понимания и применения разъясняет смысл
и содержание правового предписания всем
заинтересованным лицам. По своей сути
первый вид толкования является познавательным,
второй правоприменительным.
Уяснение – внутренний мыслительный
процесс, направленный на установление
содержания норм права путем выявления
знаний и смысла терминов и выражений,
заключенных в нормативных актах. Этот
мыслительный процесс не выходит за сознание
самого интерпретатора, оно не получает
какого-либо внешнего выражения, не фиксируется
в каком-либо акте. Данный процесс не является
юридическим процессуальным действием.
Подобное толкование может даваться не
только официальным должностным лицом,
но и рядовым гражданином. Оно не является
обязательным для других. Толкование уяснение
характеризует познавательную природу
толкования норм права. Уяснение имеет
творческий характер, и оно тем успешней,
чем выше правовая культура субъектов,
осуществляющих толкования.
Вторая сторона толкования
– это разъяснение содержания норм
права, при нем осуществляется не только
мыслительный процесс, но и совершается
реальное юридическое действие, находящее
внешнее выражение в специальных актах,
которые называются актами толкования,
т.е. оно имеет документальное оформление.
Разъяснение выступает в форме суждений,
понятий, умозаключений. Его цель – раскрыть
смысл нормы права и обеспечить правильное
единообразное осуществление толкуемой
нормы во всех случаях, на которые она
рассчитана, устранить неясности и возможные
ошибки при ее применении.
При применении права лицо или
орган, применяющие юридические нормы,
должны уяснить их смысл и ознакомиться
с разъяснениями, даваемыми официальными
органами, наука правового уяснения преследует
цель установить ее смысл в полном объеме,
в то же время разъяснение имеет, как
правило, более конкретное назначение
– раскрыть смысл того или иного термина,
объяснить на кого распространяет свое
действие толкуемая норма, каково ее соотношение
с другими близкими по смыслу нормами
и т.д. Уяснению подлежат все нормативные
акты, разъяснению - лишь те, по поводу
которых возникают сомнения или разногласия
на практике. За уяснением вовсе не обязательно
должно следовать разъяснение, и в большинстве
случаев для правильного правоприменения
достаточно только уяснить смысл закона.
Толкование – разъяснение может
быть дано различными субъектами права:
высшими представительными
органами власти;
правоприменительными органами;
общественными объединениями;
должностными лицами;
научными учреждениями;
учеными;
частными лицами.
В связи с этим встает вопрос
о юридической силе и практической значимости
актов толкования.
Виды толкования норм права
Толкование – разъяснение может
быть классифицировано по различным основаниям:
по юридической силе выделяют
официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование, в свою
очередь, подразделяется на: нормативное
и казуальное и судебное.
Нормативное толкование так
же подразделяется: на аутентическое (аутентичное)
и легальное (делегированное) толкование.
Не официальное толкование
подразделяется на: доктринальное (научное,
компетентное, профессиональное) и обыденное.
по объему выделяют три вида
толкования: буквальное (адекватное), расширительное
(распространительное) и ограничительное.
Так же толкование можно
подразделить на: устное и письменное.
Официальное толкование
дается уполномоченными на то органами
и должностными лицами. Оно, как правило,
документально оформляется в специальных
актах (актах толкования) и является юридическим
образовательным для всех, кого это касается;
вызывает определенные последствия.
В Российской Федерации официальным
толкованием права занимаются: высшие
представительные органы, Конституционный
суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства,
государственные комитеты. Верховный
Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший
Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие
органы республик в составе России. Право
официального толкования-разъяснения
избирательного законодательства имеет
Центральная избирательная комиссия.
В ст. 125 п.5 Конституции РФ сказано, что:
«Конституционный Суд Российской Федерации
по запросам Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной думы,
Правительства Российской Федерации,
Органов законодательной власти субъектов
Российской Федерации дает толкование
Конституции Российской Федерации»4. В ст. 126 и 127 Конституции
РФ сказано, сто Верховный Суд РФ и Высший
Арбитражный Суд РФ дают разъяснение по
вопросам юридической практики в рамках
своей юрисдикции. Толкование актов Правительства
РФ осуществляется им самим в рамках его
компетенции. Министерства и ведомства
могут сами толковать свои акты. Генеральный
прокурор РФ дает толкование юридических
норм в своих приказах, инструкциях, письмах
только для подчиненных ему прокуроров.
Одним из подвидов
официального толкования является
нормативное толкование. Оно «
предназначается для общего руководства
в процессе применения права, относится
к неограниченному числу случаев и распространяется
на обширный круг субъектов».5 Нормативное толкование правовых
актов дается на основе широкого изучения
и обобщения юридической практики. Оно
не «привязывается» к одному какому-либо
случаю. Оно подается в общей форме,
практически в виде новой нормы. Субъект
нормативного разъяснения, основываясь
на собственном убеждении, учитывая имеющиеся
мнения и сложившуюся практику, преследует
цель обеспечения в дальнейшем единообразного
понимания и применения толкуемой нормы.
Потребность в нормативном
толковании возникает в случаях, когда
интерпретируемые акты содержат правотворческие
ошибки в виде неясных, недостаточно четких
формулировок, по-разному понимаются и
применяются правоприменительными органами.
Особенностью такого толкования
является то, что оно закрепляется в форме
тех нормативно-правовых актов, которые
может принимать соответствующий государственный
орган или должностное лицо. Например,
Президент РФ может оформлять акты толкования
своих нормативных указов в форме указов,
Правительство РФ – в форме постановлений
или распоряжений. Поэтому такие интерпретационные
акты являются общеобязательными и подлежат
применению одновременно с актами, содержание
которых они интерпретируют.
Одновременно акты нормативного
толкования не обладают свойствами нормативно-правового
акта. Оно лишь устанавливает действительный
смысл и сферу действия толкуемого акта,
условия применения права и обязанности
субъектов права.