Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:59, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уже несколько лет
стоит вопрос, какой подход к анализу социальных явлений надо избрать: формационный или цивилизационный. Необходимо провести анализ данного подхода в изучении традиционного общества и государства, выявить все плюсы и минусы цивилизационного подхода.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Развитие и становление традиционного общества………………………4
2. Исследование проблемы цивилизационного подхода в типологии государств…………………………….................................................................14
Заключение……………………………………………………………………..22
Список источников и литературы…………………………………………..27
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ)
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права, конституционного права
Тема: Традиционное общество и аграрное государство в цивилизационном подходе типологии государств
(Курсовая работа)
Новосибирск 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Развитие и становление традиционного общества………………………4
2.
Исследование проблемы цивилизационного
подхода в типологии государств…………………………….........
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………..27
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уже несколько лет
стоит вопрос, какой подход к анализу социальных явлений надо избрать: формационный или цивилизационный. Необходимо провести анализ данного подхода в изучении традиционного общества и государства, выявить все плюсы и минусы цивилизационного подхода.
Теоретическая разработанность темы закреплена в трудах многих ученых например таких, как А.Тойнби, О.Шпенглер, П.А.Сорокин ,Г.Еллинек., У. Ростоу.
Исследованием данного подхода занимались такие ученные В.С. Степин, В.П Каряков, А. Панарин.
Традиционное общество в цивилизационном подходе изучают Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский .
Актуальность и теоретическая разработанность позволяют выделить объект исследования и предмет.
Объектом является начальная стадия цивилизационного процесса (доиндустриальная (аграрная)), рассматривая которую мы придем к более детальному познанию предмета исследования .
Предмет: Традиционное общество и аграрное государство в цивилизационном подходе типологии государств.
Объект и предмет позволяют наметить цель и задачи .
Целью исследования является подробно рассмотреть развитие традиционного общества и аграрного государства в рамках указанного подхода.
Задачи исследования:
1.Традиционное общество и аграрное государство;
2.Исследование проблемы цивилизационного подхода в типологии государств
Решение поставленных задач планируется осуществить использованием следующих методов: анализа, метод систематизации исторической базы.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами данного исследования и включает следующие части: введение, две основных части и заключение, список используемых источников и литературы .Во введении определена актуальность темы ,теоретическая разработанность ,определены объект и предмет исследования ,поставлены цели и задачи, указаны методы.
1. Развитие и становление традиционного общества
Традиционное общество — общество , которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный вклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.
Для традиционного общества, как правило, характерны:
1. Традиционная экономика
2. Преобладание аграрного уклада;
3. Стабильность структуры;
4. Сословная организация;
5. Низкая мобильность;
6. Высокая смертность;
7. Низкая ожидаемая продолжительность жизни.
Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило — по праву рождения).
В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.
Одним из тех , кто изучал традиционное общество является американский экономист и политический мыслитель Уолт Уитмен Ростоу . В своих работах "Стадии экономического роста" и "Политика и стадии роста" он описывает традиционное общество как одну из стадий развития социально-экономический тенденций . При этом за основу берет уровень развития производительных сил. Для «традиционного общества», считал У. Ростоу, характерно, что свыше 75% трудоспособного населения занято производством продовольствия. Национальный доход используется главным образом непроизводительно. Это общество структурировано иерархически, политическая власть принадлежит земельным собственникам или центральному правительству 1.
Традиционные общества, как правило,
авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм
необходим, в частности, для пресечения
попыток несоблюдения традиций или их
изменения.
В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.
В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в лока-льном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.
Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.
Традиционное
общество относительно стабильно, индустриальное
общест- во постоянно оживляется переменами.
Это не означает, как пишут некоторые журналисты,
что происходит ускорение истории. Все
идет так, как должно идти, просто индустриальное
общество создано для перемен и может
меняться, оставаясь самим собой; традиционное
общество меняется относительно медленно,
но очень глубоко.
Традиционное общество, как правило,
малочисленно и размещается на относительно
ограниченной территории. Выражение массовое
общество подчеркивает гигантские размеры
индустриального общества, противопоставляя
их относительно небольшим размерам традиционного
общества. Отсюда вытекают специализация
и разнообразие, более характерные для
социальных единиц ( групп и индивидов)
внутри социального общества.
Традиционных обществ много и все
они разные; говорят, что у них одно общее
- то, что они не современные. Современные
общества в основных своих структурах
и проявлениях одинаковы.
Понятие традиционное общество охватывает
огромную историческую эпоху - от (
условно) патриархально-родового общества
с господствующим мифологическим сознанием
до ( так же условно) окончания феодального
периода, для которого были характерными
господство натурального хозяйства, деление
общества на сословия с их привилегиями,
с достаточно жесткими, в том числе юридическими,
межсословными перегородками, монархическая
наследственная власть.
Для традиционного общества характерен
замедленный рост средств производства,
что порождает представление об ограниченности
жизненных благ, доступных обществу ( стереотип
постоянного пирога), и возможностей природы
как источника благ. Поэтому важной заботой
для общества является соблюдение привычной
меры распределения имеющихся средств
существования.
Производство традиционного общества
ориентировано на непосредственное потребление.
В традиционном обществе родство - основная
форма социальной организации, в современном
обществе оно перестало быть таковой,
а семья не только выделилась из системы
родства, но и изолировалась от нее. Большинство
современников не знают по имени своих
дальних родственников, скажем троюродных
братьев. Ближайшие родственники тоже
собираются реже, чем прежде. Чаще всего
поводом для их встречи служат юбилеи
и праздники.
В традиционном обществе индивид не может
изменить положения, данного ему при рождении.
Доиндустриальная социальность
основана на межличностных отношениях.
В научной литературе в применении к нерыночным
связям принято употребление разных терминов:
коммунократические, коммуналистские,
солидаристские, коллективистские, ассоциативные
отношения. Каждый из них в определенной
степени оправдан, хотя и подразумевает
специфический вариант таких отношений
или какую-либо их сторону. Определение
этих отношений как общинных или традиционных
оказывается слишком размытым или частичным,
не отражающим существа положения.
Эгалитаризм в традиционных обществах
сосуществовал в сложном переплетении
с принципами иерархизма, четко фиксируемыми
в сознании. Степень и характер иерархизма
резко менялись в зависимости от уровня
социальной дифференциации. Ранговые,
кастовые, сословные разделения, оформляемые
внешними признаками и нормами поведения,
становились и в сознании воплощением
внутренней ценности индивидов. Такая
система вырабатывает не только повиновение,
но и преклонение, раболепие, льстивость
по отношению к вышестоящим и установки
на доминирование и презрение по отношению
к нижестоящим. Господство и подчинение
воспринимаются как составные части солидаризма
своих, в рамках которого большой человек
( хороший монарх, помещик, вождь, чиновник)
оказывает обязательное покровительство,
а маленький человек отплачивает ему повиновением.
Распределение в традиционном обществе
тесно связано с эгалитаризмом и иерархизмом
традиционного социума и сознания.
Богатство в традиционном обществе
также тесно связано с системой межличностных
отношений и необходимо для ее поддержания.
Как уже сказано выше, материальное благосостояние
служило подтверждению социального статуса
и реализации сопутствующих ему обязанностей.
Богатство в традиционных обществах не
связано с трудом и хозяйственной предприимчивостью.
Предпринимательство тоже, как правило,
не связано с хозяйственной деятельностью.
Традиционная знать, обладающая большими
богатствами, считает хозяйство недостойным
занятием, несовместимым со своим статусом,
и брезгует предпринимательскими занятиями.
Крестьянство и ремесленники в условиях
традиционного хозяйства не в состоянии
производить так много, чтобы разбогатеть
и наращивать свою деловую активность,
да они и не ставят себе такой цели. Это
не означает, что в традиционных обществах
вообще отсутствует жажда богатства и
наживы и предприимчивость - они существуют
всегда и везде, но в традиционных обществах
всякая страсть к наживе, всякая жажда
денег стремится к своему удовлетворению
за пределами процесса производства благ,
транспорта благ и даже большей частью
и торговли благами. Люди бегут в рудники,
копают клады, занимаются алхимией и всякими
волшебствами, чтобы добыть деньги, потому
что их нельзя добыть в рамках обыденного
хозяйствования. Аристотель, который наиболее
глубоко познал существо докапиталистического
хозяйства, совершенно правильно поэтому
считает наживу денег за пределами естественной
потребности не принадлежащей к хозяйственной
деятельности
Торговля в традиционных обществах
имеет иной смысл, нежели в современном
капиталистическом. Прежде всего, товары
не являются просто меновыми стоимостями,
а покупатель и продавец - безличными участниками
обмена. Товары являются потребительными
стоимостями, несущими знак тех социальных
отношений, которые в добуржуазных обществах
связаны с потреблением материальных
благ, и эти отношения, символические и
престижные, в первую очередь определяют
цены.
Обмен в традиционных обществах распространяется
не только на товары. Важнейшим элементом
традиционных межличностных отношений
является услуга.
Если в традиционном обществе социальный
контроль держался на неписанных правилах,
то в современном его основой выступают
писанные нормы: инструкции, указы, постановления,
законы.
Таким образом, традиционные общества
чаще всего являются наиболее стабильными
до тех пор, пока в них не происходят изменения.
Но как только нормы и ценности начинают
подвергаться сомнению, люди испытывают
резкое обесценивание своих стремлений.
Такую ситуацию некоторые ученые называют
революцией растущих ожиданий. Известно,
например, что революции возникают не
там, где люди бедствуют, а там, где условия
жизни улучшаются. Все дело в том, что параллельно
с улучшением условий жизни значительно
расширяются желания и потребности людей.
Революции и другие восстания наиболее
вероятны тогда, когда прерываются периоды
улучшения условий жизни и создается разрыв
между увеличением потребностей и падением
возможностей для их реализации.
Напомним, что традиционные общества характеризуются
не только нулевым экономическим ростом,
стремлением к своеобразному эгалитаризму,
но и жесткой религиозной ( или специфической)
так называемой деревенской системой
ценностей, моралью, обычаями, которые
служат основой чувства национальной
общности. Высшими ценностями в рамках
традиционной модели являются стабильность
и порядок, а также неизменность моральных
ценностей, передаваемых из поколения
в поколение. К существенным характеристикам
относится также замкнутость социальной
структуры, стабильность обычаев и традиций.
Важнейшая характеристика
экономики традиционных обществ состоит
в том, что потребление, как физически
необходимое, так и престижное, определяется
социальным статусом. При этом статус
в традиционном обществе также является
жизненной потребностью индивида, и уровень
потребления призван его демонстрировать.
Ценность труда в рамках традиционных
обществ не однозначна. Причина этого
- существование двух субкультур ( правящего
и производящего классов) и определенных
религиозных и этических традиций. Но
в общем и целом подневольный физический
труд имеет низкий социальный статус.
Изменения в отношении ценности труда
связаны с распространением христианства.
Средневековым теологам труд уже представляется
необходимым занятием, поскольку способствует
праведному образу жизни. Труд признается
достойным похвалы как умерщвление плоти,
искупление греха, но он не должен сопровождаться
даже мыслью о приобретении, обогащении.
Для святого Бенедикта труд выступает
орудием спасения, поскольку он позволяет
помогать другим ( монастырская милостыня)
и потому что, занимая тело и ум, отгоняет
греховные искушения. Ценностью труд является
и для иезуитов, для которых хорошо трудиться
- миссия, которую Господь доверил нам
на Земле, способ участия в божественном
созидании мира. Человек обязан трудиться,
и цель труда состоит в удовлетворении
потребностей, устранении праздности
и в благотворительности.
В патриархальной системе ( традиционном
обществе) практически все нормы экономического
поведения, вплоть до количественных параметров
производства и распределения конкретных
благ, почти неизменны. Они формируются
и существуют буквально как неотъемлемая
часть самого экономического субъекта.
Именно поэтому базар в традиционных обществах
- не просто место торговли. Прежде всего,
это место общения, где не только заключают
сделки, но и устанавливают межличностные
отношения.
Целью хозяйственной деятельности в
традиционных обществах является
не только обеспечение себя необходимыми
продуктами, но и ( хотя бы на уровне нормативной
этики) нравственное совершенствование,
целью распределения - сохранение стабильного
социального ( божественного) порядка.
Реализации этой же цели служат обмен
и потребление, которые в значительной
степени носят статусный характер. Не
удивительно, что предприимчивость и хозяйственная
активность не являются ценностями для
данной культуры, поскольку они подрывают
порядок, установленный Богом, нарушают
основы порядка и справедливости 2.
Как нам стало понятно, традиционное общество - это аграрное общество, которое формируется в государствах аграрного типа.
При этом такое
общество может быть не только землевладельческим,
как общество древнего Египта, Китая или
средневековой Руси, но и основанном на
скотоводстве, как все кочевые степные
державы Евразии (Тюркский и Хазарский
каганаты, империя Чингисхана и т.д.). И
даже на рыбной ловле в исключительно
богатых рыбой прибрежных водах Южного
Перу (в доколумбовой Америке).
Характерным для доиндустриального традиционного общества
является господство редистрибутивных
отношений (т.е. распределения в соответствии
с общественным положением каждого), которые
могут выражаться в самых разных формах:
централизованное государственное хозяйство
древнего Египта или Месопотамии, средневекового
Китая; русская крестьянская община, где
редистрибуция выражается в регулярных
переделах земли по количеству едоков
и т.д.