Уполномоченный по правам человека в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 23:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование нового для России института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране;
2. Рассмотрение правовой регламентации деятельности Уполномоченного по правам человека;
3. Характеристика основных направления деятельности омбудсмена.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с областным законом « Об уполномоченном по правам человека в Ростовской области» Уполномоченный руководствуется принципами: законности, политической беспристрастности, объективности, независимости, гласности, взаимодействия и сотрудничества с государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, справедливости, уважения достоинства личности.

Уполномоченный  по правам человека обязан предоставлять  ежегодные отчеты о своей деятельности в Законодательное Собрание Ростовской области и Главе Администрации (Губернатору) Ростовской области. Доклады Уполномоченного по правам человека подлежат опубликованию в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Ростовской области.

Так же в соответствии с Законом Уполномоченный по правам человека принимает участие  в  формировании и реализации государственной  политики в сфере защиты прав и  свобод человека и гражданина. Он имеет  право принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях Законодательного Собрания Ростовской области, коллегиальных органов Законодательного Собрания Ростовской области, Администрации Ростовской области и иных государственных органов Ростовской области, представительных органов муниципальных образований, коллегиальных органов представительных органов муниципальных образований и иных органов местного самоуправления.

Для обеспечения  своей деятельности Уполномоченный по правам человека вправе создавать  общественные приемные, в том числе по вопросам защиты прав несовершеннолетних, для работы в которых могут привлекаться граждане и правозащитные организации, в том числе на договорной основе.

Общественные  приемные действуют на основании  соответствующих положений, утвержденных Уполномоченным по правам человека. 8

В 2009г к Уполномоченному  обратилось множество жителей Ростовской области, что говорит об эффективности  его деятельности. Например, в адрес  Уполномоченного по правам человека в Ростовской области поступило  обращение гр.Г., в котором заявитель указал, что специалисты одного из филиалов ростовского регионального отделения фонда социального страхования неправомерно отказывают ему в предоставлении проездных документов для проезда в организацию, обеспечивающую инвалидов техническими средствами реабилитации. В интересах заявителя донской омбудсмен обратился к управляющему ГУ РРОФСС РФ, указав, что согласно Постановлению Правительства РФ от 07.04.2008г. №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется также путем предоставления проезда  к месту нахождения необходимой организации. Вскоре, благодаря действиям Уполномоченного, гр. Г. был обеспечен специальными талонами на бесплатный проезд, а руководитель филиала соцстраха предупрежден о недопустимости формального отношения к рассмотрению обращений инвалидов.

В феврале 2009г  Уполномоченному по правам человека  в Ростовской области  обратилась гражданка П.,  лицо из числа детей-сирот, учащаяся одного из ПУ г. Ростова-на-Дону, одинокая мать новорожденного ребенка.  
Заявитель попала в сложную жизненную ситуацию, поскольку в течение последнего года ушли из жизни ее бабушка и отец, документы на квартиру утрачены, а кроме этого имеется большая задолженность по уплате коммунальных платежей, на погашение которой нет средств.  
Уполномоченный обратился в органы опеки  и филиал ООО «Донэнергосбыт» по месту жительства заявителя с просьбой об оказании помощи молодой матери. На основании ходатайств Уполномоченного службы приняли решение о ликвидации части имеющейся задолженности и помогли переоформить лицевые счета.

  Также в компетентность Уполномоченного входит работа  по рассмотрению обращений граждан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина в порядке, установленном Федеральным законом, в качестве дополнительных государственных гарантий права граждан на обращение Уполномоченный по правам человека вправе: создавать рабочую группу для проверки фактов, изложенных в обращении, беспрепятственно посещать государственные органы Ростовской области, органы местного самоуправления при проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении обращения, запрашивать и получать с соблюдением федерального закона от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц сведения, документы и материалы, обращаться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с ходатайством о применении мер в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".9  

  24 январь 2009г в адрес донского омбудсмена поступила жалоба гр. Б. о нарушениях уголовно-процессуального законодательства, якобы допущенных Первомайским районным судом г. Ростова-на-Дону при вынесении приговора в отношении ее сына гр. В.Из обращения следовало, что суд вынес приговор на основании недопустимых доказательств, не принял во внимание показания свидетелей, подтверждающих непричастность подсудимого к совершению преступления. Обращение гр. Б. было направлено в прокуратуру Ростовской области для рассмотрения с учетом всех изложенных доводов. Согласно полученному из прокуратуры области ответу, 15 февраль 2009 года определением судебной коллегии по уголовным делам Ростовского  областного суда приговор районного суда отменен, а дело направлено на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе. Доводы жалобы будут учтены при поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции.

Рассмотрение обращений  граждан, в целях оказания им содействия в восстановлении нарушенных прав и интересов, является основным направлением деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области. С точки зрения социального статуса в 2008г, больше всего обращений поступило от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, подсудимых и  обвиняемых в совершении преступлений, - 654 или 20,8% от общего количества. Далее следуют заявления инвалидов – 204 (6,5%), от пенсионеров поступило 111 обращений (3,5%). За 2008г  период в аппарат обратилось 1625 женщин (51,8%), 1498 мужчин- (47,7%) и менее 1%  несовершеннолетних.

По результатам рассмотрения 2150 обращений, в соответствии с действующим  законодательством, гражданам даны разъяснения, а в ряде случаев обращения направлены в государственные органы и должностным лицам для рассмотрения в пределах их компетенции. Положительно разрешено – 150 обращений, что составляет  6,4 % от общего количества.

В адрес Уполномоченного  в 2008 году поступило 38 жалоб на неисполнение решений суда (1,6 % от общего количества поступивших обращений граждан).

Рассмотрение  этих жалоб и поступающая по запросам Уполномоченного информация о причинах неисполнения судебных решений свидетельствует, что в большинстве случаев  судебными приставами-исполнителями принимаются все предусмотренные действующим законодательством меры для исполнения судебных решений. Имеющиеся нарушения в деятельности судебных приставов-исполнителей в основном носят процессуальный характер – нарушение сроков возбуждения исполнительных производств, несвоевременное проведение исполнительных действий и прочее,  по сути, не оказывают существенного влияния на конечный результат, т.е.  не являются непосредственной причиной проблемы неисполнения судебных решений.

Причиной же данной проблемы является, по мнению Уполномоченного, отсутствие правового  механизма реального исполнения  судебных решений, что, прежде всего, должно быть разрешено  на законодательном уровне.         

 Анализ обращений  данной категории показывает,  что довольно часто не исполняются судебные решения, где должником выступают федеральные органы государственной власти. 

Уполномоченный  по правам человека особое внимание уделяет  обращениям военнослужащих и их родственников.  Так, в адрес Уполномоченного поступило  заявление Ш., сын которой проходит военную службу по призыву в одной из частей СКВО. Заявительница сообщила о привлечении  сына командованием части на работах по ремонту личной квартиры, о применении к нему со стороны сослуживцев насилия, вследствие чего он самовольно оставил  место службы. В результате проверки, проведенной по запросу Уполномоченного, факт неуставных взаимоотношений подтвердился частично. Командиру батареи, привлекавшему рядового Ш. к работам по ремонту квартиры, объявлено предостережение, а командованию части внесено представление об устранении нарушений закона, в котором поставлен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. На основании указания штаба СКВО, рядовой Ш. переведен для дальнейшего прохождения военной службы в другую воинскую часть, расположенную на значительном расстоянии от бывшей части.

Стоит сказать, что Ростовский омбудсмен занимается и разрешением споров, связанных  с нарушением трудовых прав граждан, т.к. они являются основополагающими  в государстве. Право на труд  включает в себя целый   комплекс  прав граждан в сфере трудового законодательства:

право зарабатывать на жизнь работой по своему выбору;

право на получение  вознаграждения за труд;

право на  безопасные условия труда;

право на получение  гарантированных  законодательством мер государственной поддержки в   сфере реализации трудовых прав и т.д.

На протяжении I - III  кварталов 2008 года в адрес Уполномоченного не поступало обращений по вопросам нарушения  трудовых прав, требующих незамедлительного вмешательств, а в IV квартале прошедшего года экономическая ситуация осложнилась, и к Уполномоченному стали обращаться граждане по вопросам нарушений в сфере труда и занятости. При этом они указывали, что работодатели, особенно на крупных предприятиях, при принятии решений фактически  о сокращении рабочих мест, предлагали  работникам уволиться по собственному желанию, без учета их волеизъявления. В связи с изменением ситуации на рынке труда работающее население больше всего беспокоят два вопроса - невыплата заработной платы  и участившиеся случаи увольнения работников, ввиду этих обращений администрацией и Уполномоченным по правам человека  совместно с Государственной инспекцией труда в Ростовской области и прокуратурой области был проведен целый ряд мероприятий.

Итоги деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области за анализируемый  период  показывают, что права  человека в области в целом  соблюдаются, имеются благоприятные  условия для их эффективной реализации. Практика рассмотрения обращений граждан показывает, что,  необходимо  внести изменения в работу органов государственного и муниципального управления, прежде всего превратив систему оказания государственных услуг населению в более доступную, оперативную и качественную.

Защита прав и свобод человека предполагает постоянное, согласованное взаимодействие представителей всех ветвей государственной власти, общественных организаций, а также  гражданскую активность людей.

 

Заключение

 

По мнению исследователей, российский вариант института Уполномоченного по правам человека ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсмен представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации характеризуется юридической неопределенностью и неконкретностью.

Высказываются следующие предложения по усовершенствованию законодательства об Уполномоченном. Во-первых, Уполномоченный по правам человека должен обладать правом законодательной инициативы, что существенно повысит его возможности и авторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию, а именно в ч. 1 ст. 104, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.

Кроме того, важный момент состоит в том, чтобы более  четко прописать в Законе задачи Уполномоченного. В Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркивали контрольную функцию омбудсмена.

Далее, нужно  выработать определенную концепцию  деятельности омбудсмена – определить, чем он должен заниматься, а чем  нет, какие именно жалобы он должен рассматривать.

Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать, что институт Уполномоченного по правам человека пока все еще находится в начальной стадии своего становления. В дальнейшем законодательство о нем, вероятно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.

А такой инструмент контроля крайне необходим, поскольку нарушения прав человека со стороны государственных структур и их служащих (в особенности это касается правоохранительных органов, которые, казалось бы, должны стоять на страже закона и прав и свобод граждан) происходят повсеместно. Существующие же механизмы защиты от этого произвола слишком слабы и неэффективны.

Развитие института  Уполномоченного по правам человека может стать важным шагом в  этом направлении. При этом существенным фактором, от которого во многом зависит эффективность его деятельности, является его опора в основном на институты негосударственной правозащиты, тесное взаимодействие с общественными правозащитными организациями. Омбудсмен должен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, стать представителем гражданского общества во взаимоотношениях с государством. Только тогда он сможет стать действенным контролирующим органом, противодействующим нарушениям прав человека со стороны государства и его служащих.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые источники

 

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – №52. – Ст. 1865.
  2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” (с изм. от 16 октября 2006 г.) // Собрание Законодательства РФ. – 1997. – №9. – Ст. 1011.
  4. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (в редакции от 3 июля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (часть I). – Ст. 1.
  5. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 “О государственной тайне” (с изм. от 1 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №41. – Ст. 4673.
  6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. №2134-II ГД “О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ” // Собрание Законодательства РФ. – 1998. – №7. – Ст. 801.
  7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. №77-IVГД “О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченного по правам человека в РФ” // Собрание Законодательства РФ. – 2004. – №8. – Ст. 623.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ