Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 14:39, контрольная работа
Всего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллинского конгресса в Коринфе, означавших конец политической самостоятельности Греции.
Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его огромными военно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис.
Введение 3
Утопия Платона 4
Заключение 18
Список использованной литературы 18
Согласно Платону основная черта этого порядка - лишение воинов права на собственность. Все, что им необходимо, они должны получать от работников производительного труда, и притом в количестве не слишком малом, не слишком большом.
Питание воинов происходит в общих столовых. Весь распорядок и рамки жизни стражей направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности и в первую очередь от тлетворного влияния денег.
стражей возможно лишь соединение мужчин с женщиной для рождения детей, семья для них в сущности невозможна.
только рождается младенец, его отбирают у матери и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют к кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствии матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие - другими женщинами. Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всех стражей.
Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве.
Общность жен и детей в классе хранителей государства завершает то, что было начато общностью имуществ и потому есть для государства причина его высочайшего блага
Общность достояния, отсутствие личной собственности делает невозможным и возникновение судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений.
Отсутствие имущественных раздоров внутри класса воинов сделает по Платону невозможным ни раздор внутри низшего класса работников, ни восстание их против обоих высших классов.
конце своего описания проектируемого им государства Платон самыми радужными красками изображает блаженную жизнь членов такого общества, особенно воинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни победителей олимпийских состязаний. Содержание, которое они получают как плату за свою деятельность по охране общества, дается и им самим, и их детям. Они почитаются при жизни, они удостаиваются почетного погребения после смерти.
Платона почти не занимают вопросы устройства жизни и труда производящего класса, вопросы его быта, его морального состояния. Платон оставляет за рабочими принадлежащее им имущество и лишь обусловливает пользование этим имуществом. Он ограничивает его условиями, которые продиктованы вовсе не заботой о жизни и благополучии рабочих, а только соображениями о том, что требуется для того, чтобы они хорошо и в достаточном количестве производили все необходимое для двух высших классов - правителей и воинов. Вот в общей форме эти условия.
Устранение из жизни рабочих главного источника нравственной порчи - противоположных полюсов богатства и бедности. Богатые ремесленники перестают радеть о своем деле, бедные и сами не в состоянии из-за отсутствия необходимых орудий хорошо работать и не могут хорошо обучать своей работе учеников.
Ограничение функций рабочего одним-единственным видом специализированного общественного труда. Это тот его вид, к которому работник наиболее способен по своим природным задаткам, но который определяется не им самим, а предписывается правителями государства.
Строжайшее повиновение. Оно обусловлено всем строем убеждений рабочего и прямо следует из основной для него доблести - сдерживающей меры.
К самому труду как таковому, отношение
Платона не только безразличное, но скорее
даже пренебрежительное. Неизбежность
производительного труда для существования
и благосостояния общества в целом не
делает в глазах Платона этот труд привлекательным
или достойным почитания. На душу труд
действует принижающим образом. В конце
концов он удел тех, у кого способности
скудны и для кого нет лучшего выбора.
В третьей книге «Государства» есть место,
где Платон помещает кузнецов, ремесленников,
перевозчиков на весельных судах, а их
начальников рядом с худыми людьми - пьяницами,
бешеными и непристойно ведущими себя.
Всем таким людям по Платону, не только
не следует подражать, но и внимания обращать
на них не следует.
Руководство платоновских правителей
ограничивается требованием, чтобы каждый
разряд работников выполнял только одну,
указанную ему свыше отрасль работы. Ни
о каком планировании процесса производства
у Платона нет и речи. Точно так же нет
речи и ни о каком обобществлении средств
производства.
Бросается в глаза то, что в платоновской
теории разделения труда и специализации
отсутствует, даже не называется класс
рабов. Но в этом нет ничего удивительного.
Проект Платона рассматривает разделение
труда в государстве только между его
свободными гражданами. Платон не забыл
о рабстве. Рабство просто вынесено у него
за скобки.
Многие исследователи Платона ломали
себе голову по поводу положения класса
земледельцев и ремесленников в идеальном
государстве. Многие полагали, что это
рабы, что это означает у Платона увековечивание
рабовладельческого государства. Однако
его ремесленники не рабы, они свободны,
в меру той свободы, которая допускается
в идеальном государстве.
Они уже по одному тому не могут быть у
Платона рабами, что два его сословия -
философы и воины - лишены всякой частной
собственности, т.е. землевладельцы и ремесленники
им принадлежать не могут. Более того,
только этому сословию предоставлена
у Платона экономическая свобода. Члены
его производят продукты потребления,
самостоятельно их продают, входят в экономические
отношения с иностранцами. Все это строжайше
запрещено философам и воинам.
Платон не раз ссылается на социально-политический
строй Спарты с ее государственными крепостными.
Можно было бы говорить о государственном
крепостничестве в идеальном государстве
Платона.
В сущности, все сословия у Платона закабалены
одним - служением вечному и абсолютному
миру идей.
Разделение умственного и физического
труда у Платона абсолютизировано и увековечено
на все времена: одни только мыслят и воюют,
другие только кормят. Разделение труда,
преподносимое Платоном в виде абсолютной
нормы, несомненно, заимствовано из практики
рабовладельческой формации и доведено
до степени египетского кастового строя.
Аскетически строй свое идеальное государство
Платона, однако мало кто обращает внимание
на слова Платона о том, что взрослый или
ребенок, свободный или раб, мужчина или
женщина, словом, все целиком граждане
должны беспрестанно петь самому себе
очаровывающие песни.
Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение
- это, по мысли Платона, реальное воплощение
божественных законов, так что всё государство,
со всеми его мирными обычаями и со всеми
его войнами, есть только бесконечное
художественное самоутверждение: «Надо
жить, играя», - говорит Платон.
Цель жертвоприношений, песнопений и плясок
- отразить и победит врагов в битвах. Здесь
даже трудно отличить, где божественный,
непреклонный и аскетический закон, и
где тут пляски и вечная игра.
В утопии Платона не только выражены представления
философа об идеальном государственном
порядке, но и отражены важнейшие черты
действительного, реального античного
полиса - далекие от намеченного идеала.
Сам того не замечая и не желая, Платон
обнажает классовое происхождение и классовую
тенденцию своей утопии. Сквозь идеализирующие
очертания изображаемой Платоном гармонии
ясно проступает противоположность высших
рабовладельческих классов и низших классов,
резко обособленных друг от друга.
Недостаточно обосновано у Платона созерцание
идей, которое является профессией сословия
философов. Что они созерцают, кроме небесного
свода с его вечно правильными, механически
и геометрически размеренными движениями?
Общественные отношения, возникающие
по законам геометрии или астрономии,
являются отношениями чертежника к его
чертежу. Если одно сословие только чертит,
а другое является только чертежом, то
это близко к тому, что обыкновенно называется
рабовладением. Следовательно, независимо
от своего непосредственного содержания,
утопия Платона в конечном счете отражает
рабовладельческую основу эпохи разложения
греческих полисов.
Платон остался до конца верен строгим
и суровым идеалам старой Греции, в спартанско-критском
духе.
В идеальном государстве Платона не только
работники напоминают рабов, но и члены
двух высших классов не знают полной и
истинной свободы. Субъектом свободы и
высшего совершенства оказывается у Платона
не отдельная личность и даже не отдельный
класс, а только все общество, все государство
в целом. Это государство существует ради
самого себя, ради своего внешнего великолепия,
что касается гражданина, то его назначение
только в том, чтобы способствовать красоте
его построения в роли служебного члена.
Все признаются лишь как всеобщие люди.
Сам Платон говорит об этом наияснейшим
образом. «Законодатель, - поясняет он,
- заботится не о том, чтобы сделать счастливым
в городе особенно один какой-нибудь род,
но старается устроить счастье целого
города, приводя граждан в согласие с убеждением
и необходимостью... и сам поставляет в
городе таких людей, не пуская их обращаться,
куда кто хочет, но располагая ими применительно
к связности города».
Заключение
Воззрение Платона на государство и на
роль в нем личности имеет все черты реакционной
социальной утопии. Кого могла спасти
в те катастрофические времена такая утопия?
Практически она имела нулевое значение
даже при сочувствии к намерениям Платона
со стороны некоторых государственных
и общественных деятелей.
Платон был объявлен буржуазными историками
предтечей теорий социализма и коммунизма,
что отрицалось советской наукой. То, что
на Западе называли платоновским коммунизмом,
в СССР называли коммунизмом потребления,
в отличие от теории научного коммунизма,
то есть коммунизма производства. Коммунизм
Платона - и исторически, и политически
не признавался советскими историками
результатом исследования, а более того,
такая формула считалась публицистическим
мифом новейшего антикоммунизма.
Но в этой утопии есть и положительная
черта. С редким реализмом Платон понял
характерную для античного полиса связь
единичного с целым, зависимость личности
от более широкого целого, обусловленность
индивида государством. Поняв эту связь,
Платон превратил ее в норму задуманного
им проекта идеального общественно-политического
устройства.
Список использованной литературы
· В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975
· А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 1993
· Платон. Сочинения в 4-х томах. М.:
Мысль, 1964
Читать полностью:http://www.km.ru/