Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – комплексное рассмотрение понятия «Федерализм» и состояния и развития современного этапа федерализма в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………...................2
Глава 1. История федерализма
1. Понятие и сущность федерализма.........................................................................5
2. Становление и развитие федерализма в Российской Федерации.......................8
3. Проблемы современного федерализма................................................................13
Глава 2.История административно - территориального устройства России
1. Административное деление СССР......................................................................15
2. Административное деление России.....................................................................18
3. Национальный состав населения России............................................................20
Глава 3. Международный опыт и особенности Российского федерализма
1. Особенности Российского федерализма.............................................................24
2. Типы федераций....................................................................................................27
Заключение ................................................................................................................31
Литература…………………………………………………………………………..34
Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации не предусмотрено изменение субъектного состава РФ по инициативе федерального центра, что ограничивает потенциал изменения федеративного устройства России на основе федеральных округов. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора является данное иностранное государство. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект РФ.
Конституция РФ не предусматривает право субъекта на односторонний выход из состава РФ - право сецессии. Поэтому любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции РФ, в частности, ее норм о государственной целостности России. Применение двух подходов в основание выделения субъектов - национальный и территориальный - также относится к особенностям российскогофедерализма. В результате из 83 субъектов 26 (21 республика + 4 автономных округа + 1 автономная область) являются национальными, чтпреимущественно отражено в названии данных субъектов, и 56 территориальных субъектов (9 краев + 46 областей + 2 города федерального значения). Таким образом, формирование современных федеративных отношений в России обусловлено историческими корнями, политическими факторами, национально-этническими особенностями. Здесь следует отметить, что федерации, создаваемые по национально-территориальному принципу, традиционно рассматриваются как средство решения национального вопроса в многонациональных государствах. В советском государствоведении длительное время противопоставлялись "буржуазные" федерации, созданные по территориальному принципу, и федерации "социалистические", в основе которых лежал национально-территориальный принцип. Социалистическая федерация, во-первых, должна была строиться только по национально-территориальному принципу; во-вторых, согласно теории социалистического федерализма, сочетать в себе суверенитет федерации и ее субъектов, из чего выводилось право выхода субъектов из федерации; в-третьих, основываться на принципах добровольности объединения и равноправия субъектов федерации. В последние десятилетия развитие федерализма показывает, что ни национально-территориальный подход (средство решения национального вопроса), ни подход территориальный (в частности, как способ децентрализации управления) к организации федеративного государства нельзя абсолютизировать.
Многонациональное российское государство с точки зрения управления требует большой осторожности, ибо вопросы сохранения страны как единого непротиворечивого целого и национальной безопасности напрямую связаны с умением находить компромиссные решения в федеративных отношениях.
1.3. Проблемы современного федерализма.
Сейчас Россия проходит нелегкий путь становления федеративной государственности через многослойную федеральную систему, при которой субъекты Федерации при формальном равенстве оказались по многим параметрам фактически неравны.Потребуется сложный, длительный процесс, чтобы субъекты Федерации получили равные права. Еще рано готовить о фактическом равенстве субъектов Федерации, так как прежде всего не завершено формирование соответствующей вертикали исполнительной власти. Федерализм представляет собой универсальный инструмент организации государства, который отвечает как критериям целостности и единства, так и широкой самостоятельности субъектов Федерации, федерализм для России это оптимальная, наиболее отвечающая размером, сложному региональному и многонациональному составу страны, форма государственного устройства. Это более современное политическое средство урегулирования, децентрализации государственной власти и широкого демократического участия народных масс в построении могущественной державы. Таким образом, федеративное устройство представляет собой лучший способ политического развития многонациональной России, переживающей сложный этап глубоких общественных преобразований, установление подлинно равноправных и стабильных отношений между субъектами Российской Федерации, между центральной и местной властью.
Под напором сегодняшних
проблем на второй план отходит такая
черта современного федерализма, как
его многообразие. Федерация может
объединять как равноправных субъектов,
так и политико-
В заключении следует сказать, что необходимо уравнять в правах все республики, а также создать механизм разумного и оптимального сочетания федеральных и республиканских интересов, потому что наращивание договоров и иного неравноправия рано или поздно развалит Федерацию. И Россия либо создаст цивилизованную федерацию, либо на 2-3 года увязнет в межнациональных конфликтах. Между тем нельзя рассчитывать на быстроту и легкость проведения радикальной реформы федеративного устройства Российской Федерации. Обеспечить реализацию конституционных норм, устранить все противоречия и пробелы законодательства, укрепить федеративное устройство России - только таким образом можно упрочить стабильность Российской Федерации, ее целостность, ее единство и увести от угрозы распада.
Глава 2. История административно-
2.1. Административное деление СССР.
Общая площадь территории Союза Советских Социалистических Республик по состоянию на август 1991 года составляла 22,4 млн км².
Советский Союз состоял
из союзных Советских
Все вышеуказанные административно-
в 1940 — Молдавская ССР (образована из части Молдавской АССР, входившей в состав УССР, и части территории, переданной СССР Румынией), Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР (бывшие независимые Латвия, Литва и Эстония) и Карело-Финская ССР (образована из Карельской АССР, входившей в состав РСФСР и части территории, присоединённой после Советско-финской войны); в состав УССР вошла Черновицкая область, образованная из части переданной Румынией территории.в 1944 — в состав РСФСР вошла Тувинская АО (до этого — независимая Тувинская Народная Республика).в 1945 — в состав РСФСР вошла Калининградская область (до этого — Восточная Пруссия), а в состав УССР — Закарпатская область, переданная Чехословакией.В 1946 — в результате Второй мировой войны в состав РСФСР вошли южная часть острова Сахалин и Курильские острова, ранее принадлежавшие Японии.В 1956 году Карело-Финская ССР была упразднена, а её территория вновь включена в состав РСФСР в качестве Карельской АССР.6 сентября 1991 года Государственный совет СССР признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии.
Карта адмистративного деления СССР.
Источник: www.ostu.ru
2.2. Административное деление Российской Федерации.
В составе Российской
Федерации 83 равноправных субъекта, в
том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей,
2 города федерального значения, 1 автономная
область, 4 автономных округа. Россия также
подразделяется на 7 федеральных округов.
Субъекты Федерации имеют своё административно-
Области: Амурская область, Архангельская
область, Астраханская область, Белгородская
область, Брянская область, Челябинская
область, Иркутская область, Ивановская
область, Калининградская область, Калужская
область, Кемеровская область, Кировская
область, Костромская область, Курганская
область, Курская область, Ленинградская
область, Липецкая область, Магаданская
область, Московская область, Мурманская
область, Нижегородская область, Новгородская
область, Новосибирская область, Омская
область, Оренбургская область, Орловская
область, Пензенская область, Псковская
область, Ростовская область, Рязанская
область, Сахалинская область, Самарская
область, Саратовская область, Смоленская
область, Свердловская область, Тамбовская
область, Томская область, Тверская область,
Тульская область, Тюменская область,
Ульяновская область, Владимирская область,
Волгоградская область, Вологодская область,
Воронежская область, Ярославская область.
Края: Алтайский край (Барнаул), Камчатский
край (Петропавловск-Камчатский), Хабаровский
край (Хабаровск), Краснодарский край (Краснодар),
Красноярский край (Красноярск), Пермский
край (Пермь), Приморский край (Владивосток),
Ставропольский край (Ставрополь), Забайкальский
край (Чита).
Автономная область: Еврейская автономная
область
Автономные округа: Ненецкий автономный
округ, Ханты-Мансийский автономный округ,
Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий
автономный округ.Города федерального
значения: Москва, Санкт-Петербург.
Карта административного деления России.
Источник: А.М Прохоров "Советский Энциклопедический словарь "
страницы 97-98.
2.3. Национальный состав населения России.
Россия — многонациональное
государство. Характеристика этнического состава
проводится по результатам переписи населения.
По данным первой всеобщей переписи населения
Российской империи 1897 года, в этническом
составе насчитывалось 196 народов, причем
доля русского населения составляла 44,3%.
Этнический состав СССР был не менее пестрым,
и численность народов очень различной.
Так, на долю двадцати двух из них приходилось
около 96% населения. В России сейчас проживает
около 130 наций и народностей. Население
Российской Федерации принадлежит, в основном,
к четырем языковым семьям: индоевропейской
(87% населения), алтайской (8%), уральской
(2%) и кавказской (2%). Семьи, в свою очередь,
делятся на группы. Самый многочисленный
славянский народ — русские (в 1989 г. —
119,9 млн. чел.), на него приходится 81,5% населения
страны. Русский народ сыграл государствообразующую
роль в истории нашей страны. Из других
народов наиболее многочисленны татары
(5,5 млн. чел.), украинцы (4,4 млн. чел.). Самая
высокая доля русских в населении центральных,
северных и северо-западных районов европейской
части страны. Именно здесь зародилось
русское государство, поэтому в этих регионах
русские составляют до 93% всего населения.
Русские преобладают также на Урале, на
юге Сибири и Дальнего Востока. Для России
в целом характерна пестрота национального
состава. Особенно разнообразен национальный
состав в районах по Волге и Каме, на Северном
Кавказе. На Востоке и Севере России существует
множество очагов распространения малочисленных
народов, придающих здесь карте народов
России мозаичный характер. Основную часть
населения составляют народы, большей
частью живущие в России, а за пределами
ее составляют лишь небольшие группы (например,
русские, татары, буряты и др.). Также значительная
часть населения — народы республик бывшего
СССР, ставших сейчас независимыми государствами
(украинцы, белорусы, казахи, армяне, поляки
и т.д.). В нашей стране проживают также
представители народов, в большинстве
живущих за пределами России (вьетнамцы,
китайцы, румыны, абхазы и др.). Языки всех народов равноправны,
но языком межнационального общения является
русский. Многие народы сильно рассредоточены
по территории РФ; во время расселения
народов по огромным пространствам России
они часто объединялись путем слияния
близких по языку и культуре народов или
путем ассимиляции - «растворения» одного
народа в другом. Поэтому сейчас невозможно
выделить чистые в этническом отношении
территории. Миграционные процессы и ассимиляция
привели к сокращению сферы применения
родного языка на территории многих национальных
образований. Кроме того, произошла частичная
утрата национальной самобытности многих
народов и их превращение в национальные
меньшинства на территории своих республик.
Из 21 республики в составе РФ только в
Чувашии, Туве и республиках Северного
Кавказа (за исключением Адыгеи и Карачаево-Черкесии)
коренные народы составляют более половины
населения. В конце 80-х годов в СССР появились
многочисленные национальные движения,
объявившие своей целью возрождение родного
языка, культуры, религии. Но их деятельность
часто носила националистский характер,
сопровождалась этническими конфликтами.
В большинстве случаев основной причиной
последних было стремление властных структур
в республиках к большей независимости
от центра, для чего и были использованы
национальные движения. Большую роль в
возникновении межэтнической напряженности
сыграли также последствия депортации
некоторых народов в годы Великой Отечественной
войны и неоднократный пересмотр границ
республик. Наиболее острыми стали вооруженные
столкновения ингушей и осетин в Северной
Осетии, абхазов и грузин в Грузии.
Межэтнические конфликты имеют глубокие
исторические корни, а в настоящее время
они обострены политическими и экономическими
проблемами. Для разрешения конфликтов,
необходимо, прежде всего проведение более
совершенной национальной политики, реально
учитывающей интересы всех народов; создание
условий для свободного развития национальных
языков и культур, воспитание взаимного
уважения национальных традиций. Демографические
проблемы нашей страны как в капле воды
отражаются в жизни каждого из проживающих
на ее территории народов. Это касается
как самых малочисленных народов, так
и самых крупных. Численность самого большого
из них — русского стремительно сокращается. Растет смертность, в том числе детская
и младенческая, а также увеличивается
заболеваемость и смертность людей репродуктивного
возраста (т.е. способных к продолжению
рода). Рождаемость, наоборот, снижается,
и если тенденция ограничения количества
детей в русских семьях не будет изжита
и превратится в закономерность, то скорость
вымирания русских как этноса только от
этого фактора составит 20-25% за период
жизни одного поколения. Очевидно, что
интересы России, национальные интересы
всех народов, численность которых уменьшается,
состоят в увеличении естественного прироста,
уменьшении смертности, в реальном увеличении
рождаемости. Для этого недостаточно просто
проводить экономические реформы и улучшать
материальный уровень жизни. Населению,
измученному годами нестабильности и
свалившимися на него проблемами, необходимо
обрести точку опоры, которая помогла
бы ему вынести этот непомерный груз. Такой
опорой, без сомнения, должно стать возрождение
роли традиционных нравственных, духовных,
культурных, религиозных ценностей в жизни
людей всех национальностей.