Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 22:05, курсовая работа
Институт федерализма рассматривается в качестве инструментальной ценности, позволяющей эффективно сочетать интересы публичные, интересы государства в целом и составляющие его территорий. Федеративное государство имеет несколько различных уровней организации единой государственной власти на основе разделения властей или сложившегося административно-территориального деления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛИЗМА.
1.1. Понятие и сущность федерализма…………………………………………5
1.2. Политико-правовой аспект федерализма………………………………....8
ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА.
2.1. Национальный вопрос и федеративное развитие в России……………14
2.2. Актуальные проблемы национального строительства в Российской Федерации………………………………………………………………………19
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ, ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РФ.
3.1. Особенности федеративного устройства РФ…………………………...21
3.2. Пути и перспективы совершенствования федерализма в России……..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….32
До настоящего времени конфедерации в мировой истории были явлением редким и преходящим, что свидетельствует о неустойчивости данного типа. Тем не менее федерация и конфедерация по-прежнему считаются основными формами федерализма, характеризующими политико-территориальное устройство децентрализованных государств и государственных союзов.4
Третий вид федерализма — федератизм (federacy) — характеризует асимметричные взаимоотношения между федерированным государством и более крупной федеративной державой. Основой поддержания союза в этом случае является сохранение федерированным государством широкой внутренней автономии при его отказе от некоторых форм участия в управлении федеративным образованием.
Четвертый вид — ассоциированная государственность (associated state flood) — сходен с описанным выше в той же степени, в какой конфедерация сходна с федерацией. И в том и в другом случае отношения асимметричны, но при ассоциированной государственности федерированное государство в меньшей степени связано с федеративной державой, и в конституции, оформляющей взаимоотношения сторон, как правило, предусмотрена возможность разрыва существующих между ними отношений при специально оговоренных условиях. Подобные отношения установлены между Соединенными Штатами, с одной стороны, и Федерированными Штатами Микронезии, а также с Маршалловыми островами — с другой.
Федеральное устройство предполагает, что люди не замыкаются в рамках политических границ и не рассматривают всех, находящихся вне этих границ, как своих соперников из враждебного мира. Принципы взаимозависимости заставляют проявлять внимание к сочетанию различных интересов на всех уровнях властных отношений.
Федерализм, традиционно характеризующийся наличием двух уровней государственного управления, не сводится к взаимоотношению центрального правительства и субъектов как федеральных подсистем. В настоящее время субъекты федерации делегируют значительную часть своих властных полномочий более низким уровням управления (округам, муниципалитетам, коммунам и т.п.). Это такой же пример федерализма, как и разделение власти между центральным правительством и субъектами. Подобная децентрализация позволяет увеличить эффективность управления на низовом уровне и в известной мере выбирать способ правления на индивидуальной основе. В частности, высказывается мнение, что по своему значению принципы, провозглашаемые этой системой, могут претендовать на роль нового "Федералиста", поскольку они раскрывают новые грани самоуправляющегося общества.
В современной федеративной системе можно выделить следующие уровни:
- общегосударственный;
- субъектов федерации (штаты, земли, провинции, кантоны, республики, автономные образования);
- местного самоуправления (муниции, общины, округа, коммуны и другие местные органы власти).
Институты федеративного государства разных уровней не подчиняются друг другу, не связаны какой-либо иерархией и выполняют различные функции. Именно такая схема взаимодействия позволяет устойчиво существовать федерации. Эта система получает признание во многих государствах как неотъемлемая часть федерации в виде законодательных актов о местном самоуправлении.5
Основная тенденция
в развитии современной федеративной
системы выражается в стремлении к ограждению
от необоснованного вмешательства
государства — его ограничению. В то же
время правительства имеют достаточно
неплохую власть для регулирования тех
сфер
общественной жизни,
в которых Они могут потребовать принудительного
вмешательства и вправе это сделать.6 Но "большая часть
общественной жизни организуется индивидами
и их ассоциациями. федеративное гражданское
общество предполагает наличие широкого
спектра таких ассоциаций, а государство
рассматривается как наиболее всеохватывающая
ассоциация, но не более того".
Понимание всеобъемлющих процессов деволюции в современном мире невозможно без учета той роли, которую играет стремление личности к самоуправлению. Индивид, федерация и ее субъекты, взаимодействуя на разных уровнях, образуют сложную систему прав и обязательств. Исходя из этого понятие "федерализм" сегодня имеет два значения. Сохраняя традиционное обозначение взаимоотношений между различными правительственными уровнями, федерализм все более расширяет свои границы, определяя систему, сочетающую "самоуправление и долевое правление через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации". Развиваясь и совершенствуясь, современный федерализм становится своеобразным гарантом всеобъемлющего процесса, определяемого как "институциализация свободы".
С другой стороны, федеральная система становится такой формой организации правительственной и правовой системы, при которой власть распределяется между центральным общенациональным правительством, субъектами, областями и отдельными землями, причем каждая из них в определенной степени суверенна в своих правах. Именно распределение полномочий, а не их концентрация является ключом к эффективному управлению.
ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
2.1. Национальный вопрос и федеративное развитие в России
Решение национального вопроса в России напрямую зависит от модернизации ее государственного устройства. По сей день сохраняется традиция включения национальной составляющей в качестве принципа федеративного устройства многонациональных государств. При этом нередко подразумевается, что федерация в мононациональных государствах лишена смысла из-за отсутствия национальной проблемы.
В Конституции РФ отсутствует терминологическое обозначение национальных, национально-государственных, национально-территориальных образований как таковых. Они являются результатом доктринального толкования учеными, специалистами и не имеют законодательного закрепления в соответствующих понятиях, однако широко используются в научной литературе и политической публицистике.
Утверждение о национальной составляющей Российской Федерации логически следует из норм Конституции РФ (ст. 5, 65, 66), в соответствии с которыми справедливо делается вывод о построении федерации на основе сочетания национального и территориального принципов, а сама конституционная модель называется национально-территориальной. Поэтому нельзя согласиться с бытующим мнением, что Конституция РФ не определяет модель федерализма.
Присутствие национального компонента в государственном устройстве России - факт очевидный. Отсутствие законодательной терминологии, указывающей на это обстоятельство, не может служить аргументом, отрицающим национальный источник государственного устройства России. В статье 3 Конституции РФ прямо указывается на многонациональный народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации.
Исходя из концептуальных
Сторонники федеративного
Совершенствование российского
федерализма видится либо на
пути конкретизации уже
В основе первой концепции федерализма лежит признание этнической составляющей в государственном строительстве и необходимость этнизации государственности. В рамках данной концепции все варианты моделей федерализма так или иначе разрабатываются с обязательным учетом национального принципа строения государственности.
Концепция этнического
Понятно, что концепция этнического федерализма активно поддерживается в национальных республиках, которые заинтересованы в сохранении своей государственности.
Территориально-этнокультурная
Близкой к территориально-
Модернизация государственного
устройства России не может
не предусматривать решение
В силу вековых исторических
особенностей расселения
Информация о работе Федерализм и национальный вопрос политико правовые проблемы