Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 22:05, курсовая работа
Институт федерализма рассматривается в качестве инструментальной ценности, позволяющей эффективно сочетать интересы публичные, интересы государства в целом и составляющие его территорий. Федеративное государство имеет несколько различных уровней организации единой государственной власти на основе разделения властей или сложившегося административно-территориального деления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛИЗМА.
1.1. Понятие и сущность федерализма…………………………………………5
1.2. Политико-правовой аспект федерализма………………………………....8
ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА.
2.1. Национальный вопрос и федеративное развитие в России……………14
2.2. Актуальные проблемы национального строительства в Российской Федерации………………………………………………………………………19
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ, ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РФ.
3.1. Особенности федеративного устройства РФ…………………………...21
3.2. Пути и перспективы совершенствования федерализма в России……..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….32
2.2. Актуальные проблемы национального строительства в Российской Федерации
Национальная идея, национальные устои, национальная самоидентификация - всё это попытка ответить самому себе на один, может быть самый важный вопрос в жизни каждого человека - «кто я в этом мире?».
В последнее время СМИ и интернет всё чаще, с поразительной настойчивостью, пестрят различными статьями, комментариями, исследованиями на тему межнациональных отношений. Уже и праздник 4 ноября, День народного единства, 53 процента опрошенных называют праздником национализма. Сложившаяся в нашей стране практика обсуждения национального вопроса, к сожалению, носит в большинстве своём какой-то истерический характер. С одной стороны, кричат, прежде всего, о нарождающемся русском фашизме, каком-то пещерном этническом национализме, об угрозе экстремизма. С другой стороны, о необходимости борьбы с этими радикальными явлениями, о бездействии государства и попустительстве властей. Уже и так называемые оппозиционные партии всё более активно используют национальный вопрос в своей предвыборной риторике. Доходит до парадоксов, когда коммунистическая КПРФ говорит о пресловутом «русском вопросе», забывая про свои идеологические догмы интернационализма
Уже более двадцати лет, начиная
с 1991 года, в нашей стране идёт
формирование федеративных
Наверное, самым болезненным вопросом
в развитии российского
Союз равноправных регионов, укрепление
межрегиональных связей, развитие
взаимовыгодных горизонтальных
связей - вот что является «могильщиком»
Русская национальная идея в
ближайшей исторической
Глава III. Особенности, пути и перспективы развития федерализма в РФ
3.1. Особенности федеративного устройства РФ
Федерализм в России находится еще в процессе становления и приспособления к либерально-демократическим принципам управления страной.
Если рассмотреть Россию в
исторической плоскости, то видно,
что ранее унитарное
После распада СССР и
Кстати, не будь в СССР такого
недальновидного союзного
С другой стороны, если бы Россия,
так же, как и все союзные
республики, была унитарным государством,
то сейчас бы в стране
Несмотря на провозглашенные
в Конституции РФ нормы
1. Многочисленность и видовое разнообразие субъектов федерации:
В состав РФ на текущий момент входит 83 равноправных субъекта – 21 национальная республика, 9 краёв, 46областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Безусловно, многочисленность и многообразие субъектов РФ обусловлены огромной территорией, природно-экономическим разнообразием регионов, полиэтничностью и разной конфессиональной ориентацией населения, но такое положение затрудняет управление страной и ее развитие. Поэтому стоит задача сокращения количества субъектов (в основном за счет их объединения) и некоторая унификация их структуры.
2. Асимметрия и фактическое неравенство субъектов:
«В идеале» симметричная
Как не существует реального
равенства людей (даже перед законом),
а напротив, налицо колоссальная
дифференциация доходов и
Так, национальным республикам
Более того, русский народ(составляющий
80% населения России) как не имел
собственного национально-
Фактическое неравенство
3. Централизованное управление
и суверенитет отдельных
Главной проблемой любого
В настоящее время в России
налицо противоречие между
4. Национально-территориальный
принцип федеративного
Это наиболее важная и
Существование национальных
Такие «особо равные» регионы
с «титульным» населением (которое,
как правило, не составляет большинства)
Более того, федеральная власть старается никак не вмешиваться в распределение властных полномочий в национальных республиках.
Такая «страусиная» политика
федеральных властей и
Жить надо сегодняшним днем, существующими реалиями, а не спорить, кто жил раньше, «изначально» на данной территории. Ведь для всех проживающих именно этот регион, это культурно освоенное пространство – Родина и ее богатства создавали все.
3.2. Пути и перспективы совершенствования федерализма в России
Проблема развития российского федерализма является ключевой и фундаментальной для всей России. От ее успешного решения в огромной мере зависит социально-политическая стабильность в обществе и государстве, сохранение территориального единства страны, судьбы экономических и социальных реформ, демократизация всех сторон общественной жизни, становление правового государства, гармонизация межнациональных и региональных отношений, упрочение духовной общности многонационального российского общества.
Сегодня, с одной стороны, можно констатировать. Что за прошедшее десятилетие было сделано немало с точки зрения начала становления нового, демократического федерализма: признание суверенитета республик, расширение их прав и прав других субъектов РФ; своевременное заключение Федеративного договора 1992 г., предотвращение распада РФ и серьезное снижение напряженности во взаимоотношениях федерального центра и субъектов Федерации; сочетание общетерриториального и национально-территориального начал в структуре РФ; принятие Конституции РФ и конституционное закрепление основных принципов нового российского федерализма; широкое внедрение практики заключения договоров между РФ и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий; повышение статуса ряда субъектов РФ; утверждение линии на децентрализацию и развитие местного самоуправления; успешное решение проблемы признания и сочетания общефедерального государственного языка (русского) и государственных языков республик и др.
С другой стороны, с сожалением
приходится признать, что процесс
становления подлинно
До сих пор четко и конкретно
не определено к какому
Информация о работе Федерализм и национальный вопрос политико правовые проблемы