Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:09, контрольная работа
Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ
Законодательные полномочия занимают особое место в компетенции Федерального Собрания. Они прямо обусловлены его конституционным статусом как законодательного органа – парламента РФ. Законодательная деятельность по своему значению и объему – приоритетная. Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова, охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Конституция РФ определяет в общей форме пределы законодательной деятельности российского парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.
Федеральное Собрание не имеет права законодательствовать вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов. Конституцией РФ установлено еще одно ограничение законодательной власти парламента: он не может пересматривать положения глав 1, 2, 9 Конституции РФ, не может сам его принимать, хотя палаты могут выдвинуть такое предложение согласно статье 135 Конституции РФ.
Конкретизируя компетенцию Федерации, Конституция РФ называет ряд отраслей права, по которым Федеральное Собрание может издавать законы:
Статья 71 Конституции РФ: о судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно – процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности (1).
Конституция РФ конкретизирует законодательные полномочия Федерального Собрания и другим путем. Она в своих статьях называет федеральные законы по тем или иным вопросам, хотя и не устанавливает точного, полного их перечня, то есть не ограничивает полномочия парламента принятием лишь определенного круга законов.
Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе – основной и необходимой инстанции в этой работе. Статья 105 Конституции РФ (1) устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Совет Федерации также обладает правами по участию в законодательной деятельности, но они имеют иной характер по сравнению с законодательными полномочиями Государственной Думы. Конституция РФ не наделяет Совет Федерации правом принимать законы, однако он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой. Но такое отклонение закона не носит абсолютного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов – не менее чем двумя третями от общего числа депутатов).
Совет Федерации играет роль своего рода противовеса Государственной Думе, способствуя предотвращению поспешных, некачественных, не взвешенных законодательных решений. Он наделен для этого достаточно действенными и реальными правами. Совет Федерации не обязан рассматривать все законы, принятые Государственной Думой, и если тот или иной закон не был им рассмотрен в течение 14 дней, то он считается одобренным. Однако законы по вопросам, названным в статье 106 Конституции РФ, Совет Федерации обязан рассматривать.
Статья 106 (1) гласит об обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;
д) статуса и защиты государственной границы РФ;
е) войны и мира.
Более значительна законодательная роль Совета Федерации при принятии поправок к Конституции РФ и федеральных конституционных законов.
К ведению Совета Федерации так же относится утверждение изменения границ между субъектами РФ, указав Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории. Среди полномочий Совета Федерации – назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности. К правам Совета Федерации отнесены назначение должностных лиц: судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ, Генерального прокурора РФ и освобождение последнего от должности. Кроме того, эта палата назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Государственная Дума наряду с законодательными полномочиями наделена и другими, в основном касающимися назначений должностных лиц, ответственности Президента и Правительства, а также амнистии. К ведению Государственной Думы (статья 103 Конституции РФ) отнесены следующие права, связанные с назначением должностных лиц: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность Председателя ЦБ РФ и освобождение его от должности; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
Основное направление деятельности Федерального Собрания – законотворчество, большое значение имеет законодательный процесс – рассмотрение, принятие и обнародование законов. Он осуществляется в особом порядке. В законодательном процессе выделяется несколько стадий, через которые проходят законы, чтобы приобрести юридическую силу.
Внесение законопроекта – законодательная инициатива. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладает Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду, ВАС РФ по вопросам их ведения. Определенные категории законопроектов, касающихся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Обычно заслушивается доклад, содоклад об обсуждаемом законопроекте, проводят прения, высказываются предложения и замечания.
2. Практическая часть. Задача №5.
Монтажницы, Степанюк, имеющая ребенка возраста 2 года 9 месяцев и Павлеева, имеющая 15 летнего ребенка, отказались поехать в командировку в другой город для монтажа оборудования на заводе. Руководитель монтажного управления, ссылаясь на трудовой договор монтажниц, в котором предусмотрены поездки в командировку, предложил им срочно выехать в командировку либо они будут уволены с работы.
Законны ли действия руководителя монтажного управления? Ответ обоснуйте.
Решение задачи:
Действия руководителя монтажного управления в отношении монтажницы Степанюк, имеющую ребенка возраста 2 года 9 месяцев по поводу увольнения с работы не правомерны.
Согласно статьи 259 Трудового кодекса, направление в командировку монтажницы Степанюк допустимо только с ее письменного согласия и при условии, что это не запрещено ей медицинскими рекомендациями. Также Степанюк должны ознакомить в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку (2).
В отношении монтажницы Павлеевой, имеющей ребенка в возрасте 15 лет, действия руководителя не правомерны только в том случае, если у неё ребенок – инвалид или она осуществляет уход за больными членами семьи, в соответствии с медицинским заключением, при этом она должна быть ознакомлена в письменном виде со своим правом отказаться от командировки (2).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации принятая 12.12.1993г. всеобщим голосованием // Парламентская газета, № 4; 23-29.01.2009г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 01.04.12) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (в ред. 20.10.11г.)
4. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2008.-862с.
5. Гражданское право. В двух частях.Ч.1./Мозолин В.П. – М.: Юристъ, 2005. – 719 с.
6. Гражданское право. Учебник. В 3 томах. Т.1./ А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект,2011.-1008с.
7. Российское гражданское право. Учебник. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Статут, 2010. - с. 174 – 283.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Теоретическая часть.
Федеральное собрание
формирования палат и их компетенция 3
2. Практическая часть 15
Список используемых источников 16
Негосударственное (частное) образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики»
Кафедра «Административного, финансового
и международного права»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Правоведение»
Выполнил: студентка 1 курса
заочного факультета группы МО-19(ш)
специальности «Менеджмент»
Адрес: г. Южно-Сахалинск,
Проверил: Никитин Ю.А.
Южно-Сахалинск
2012
на письменную контрольную (курсовую) работу
по ______________________________
наименование предмета
студента______________________
ФИО
______________________________
Оценка______________________
Рецензент
«________» ___________________________ 20___г.
______________________________
______________________________
______________________________
на письменную контрольную (курсовую) работу
по ______________________________
наименование предмета
студента______________________
ФИО
______________________________
Оценка______________________
Рецензент
«________» ___________________________ 20___г.
______________________________
______________________________
______________________________