Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:20, доклад
Федеративное государство – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и её субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции.
Способы разграничения компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространёнными являются два. В Канаде, Бразилии, Мексике конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии, Российской Федерации конституции предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и её субъектов.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Федеративное устройство государства
Доклад
студентки дневного отделения очной формы обучения 1 курса группы 82001311
Тереховой Александры Дмитриевны
Научный руководитель:
доц. Бубликов В.В
БЕЛГОРОД 2014
Федеративное государство – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и её субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции.
Способы разграничения компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространёнными являются два. В Канаде, Бразилии, Мексике конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии, Российской Федерации конституции предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и её субъектов.
Федеративные конституции включают в предметы ведения федерации важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе - организация местных органов власти, общественно необходимые работы и службы. Конституция федеративных государств по-разному, с учетом уровня развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил определяют объем предметов ведения федерации и её субъектов. Различным образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в Швейцарии и Мексике они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но здесь необходимо учитывать, что более 30% всей территории США принадлежит федерации на правах собственности.
Само применение термина «федерализм» должно подчеркивать тот факт, что основой федерации является соглашение между сторонами о приверженности определенному порядку.
Построенные на началах федерализма государства получили различные наименования. В некоторых случаях они определяются как объединенные или соединенные (Соединенные Штаты Америки), в других – союзные (Швейцария, Германия) либо содружества (Австралия).
В федеративном государстве имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
Черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
В симметричных федерациях субъекты
обладают одинаковым конституционно-правовым
статусом (например, Федеративная Демократическая
Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки),
в асимметричных — конституционно
По особенностям формирования федерации выделяют:
При формировании территориальных федераций
используется территориальный географический
признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному
признаку (например бывшие федерации Союз Советских Социалистических
Республик, Чехословакия, Югосл
По способу образования федерации делятся на:
Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). В конституциях таких федераций прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия). Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).
По степени централизации:
Существует еще один подход к типологизации федераций – по набору разнообразных факторов и характеристик. В соответствии с ним, можно выделить несколько типов федеративных устройств:
«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР). Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. (восточная часть карибского моря).
Совокупность вопросов, относящихся к сфере обеспечения единства страны, регулируется в федеративном государстве основными положениями общефедеральной конституции и относится к прерогативам центральной власти; вопрос о территориальной целостности составляет часть более общей проблемы обеспечения единства и целостности страны; проблема территориальной целостности (особенно в федеративных государственных образованьях, чья территория фактически состоит из территориальных владений субъектов федераций) может рассматриваться и как относительно самостоятельный вопрос, но в современной мировой практике и в правовых документах предпочтение отдается его анализу в контексте других составных элементов государственной целостности; в основных законах, как правило, отсутствует прямая конституционная норма, связанная с обеспечением территориальной целостности федеративного государства, она трактуется в судебных прецедентах как производное от «единства федеративного государства»; набор средств и методов по обеспечению единства и целостности федерации в решающей степени зависит от исторически сложившихся традиций развития государственности, типа («силового» или «цивилизованного») федеративного образования; опыт современных развитых федераций показывает, что основной упор делается на профилактические, предупредительные меры по сохранению целостности государства; использование «силовых» действий, и в первую очередь регулярной армии против субъекта федерации является крайне редким, исключительным случаем, который должен в обязательном порядке получить одобрение федерального парламента; любые политические заявления руководящих государственных деятелей, направленные на запугивание субъектов федерации применением вооружённой силы, преследуются по закону вплоть до отстранения от власти.
В настоящее время в мире насчитывается
около трех десятков федеративных государств.
Список включает в себя как крупные (Бразилия,
Россия, Канада), так и государства гораздо
меньше по площади (Федеративная Исламская
Республика Коморских островов, Объединенные
Арабские Эмираты); США, Австралийский
Союз, Федеративная Республика Германия,
Югославия, Республика Индия, Австрия,
Мексика, Бельгия, Аргентина,
Швейцария
(федерация несмотря на своё официальное
название — Швейцарская Конфедерация),
Босния и Герцеговина (формально — мягкая
федерация, фактически — конфедерация),
Южно-Африканская Республика,
Австралия
и т. д.