Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:46, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение феодализма как особой формации в трудах ученых, его правовых особенностей и значимости.
Задачами работы является раскрытие теоретико-правовых особенностей феодального общества и феодального государства в формационном подходе, рассмотрение правового регулирования данной формации.
Исследование проведено на основе общенаучных методов: анализа и моделирования, специальных методов познания: системного и сравнительного, а также на основе изучения имеющихся разработок в данной области в трудах известных теоретиков теории государства и права.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованн
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретико-правовые особенности феодального общества и феодального государства в формационном подходе……………………….5
1.1 Феодальное общество………………………………………………..5
1.2 Феодальное государство…………………………………………….8
Глава 2 Механизм правового регулирования………………………15
Заключение………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………24
Нередко отработочная рента сочеталась с денежной или натуральной рентой. Так, в соответствии с Законником сербского короля Стефана Душана (1349-1354) феодально зависимые крестьяне (мероцхи) наряду с платой по числу душ ("как плату платят и работу работают, так и землю да держать") обязаны были нести и другие повинности. "Меропхам закон по всей земле, - говорится в Законнике. - В неделю да работают два дня помещику и да дают ему в год царский перпер и безвозмездно да косят ему сено один день и (обрабатывают) виноградник один день, а кто не имеет виноградника, да выполняют они ему другие работы один день".
Наряду с экономическими
формами эксплуатации и принуждения
крепостных крестьян и ремесленников
большое значение имело также
их внеэкономическое принуждение, зачастую
выражавшееся в различных формах
прямого насилия. Некоторые из этих
форм были закреплены в законодательстве.
Согласно, например, Законам кнута (Англосаксонская
правда первой половины XI в.) с целью
удержания подчиненных в
В соответствии с Кутюмами Бовези (Франция, XIII в.) сеньор имел право "обращать навеки в крепостных вместе с их семейством" крестьян, уклонявшихся "без уважительных причин" от военных походов, насильно заставлять платить "брачный выкуп" и др. "Личная крепостная зависимость создавалась многими путями", - подчеркивалось в Кутюмах Бовези.
Помимо насильственного закрепощения "многие отдавали себя и потомков своих и имущество свое святым, облагая себя повинностями по своей доброй воле, побуждаемые великим благочестием"; продавали себя и свою семью, "впавши в бедность"; отдавали себя в крепостную зависимость для того, чтобы оградить себя от других сеньоров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой. Кроме того, "есть и другие способы приобретения (крепостных), ибо существуют земли, которые имеют свойство делать людей недворянского рода, мужчин или женщин, в случае, если они проживут на них один год и один день, крепостными тех сеньоров, под властью которых они проживают".
Таким образом, в условиях
феодального строя
В качестве политической организации
господствующего класса феодалов-крепостников
это государство было призвано осуществлять
роль орудия подавления и угнетения
масс - крепостных крестьян и ремесленников,
охранять частную собственность
феодалов на землю, служить в качестве
одного из важнейших средств сохранения
и укрепления их экономического и
социально-политического
Каковы были основные функции и механизм феодального государства? Выполняя волю и интересы господствующего класса феодалов, крепостническое государство осуществляло ряд внутренних функций. Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной" зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в организации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутри господствующего класса; в создании наиболее благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоев населения.
Строгая иерархическая структура
земельной собственности и
Внешние функции феодального
государства соответствовали
Духовные и договорные княжеские грамоты XIV-XV вв. надо рассматривать как документы, служившие орудием в осуществлении внутренней и внешней функций государства, являвшегося органом господствующего класса.4
Действовавшее право, особенно в раннефеодальный период, практически не ограничивало феодалов в вопросах ведения захватнических войн и присвоения чужих территорий. При подготовке и ведении войн каждый феодал опирался на помощь, получаемую от своих вассалов в виде живой силы, денег или оружия. В целях предотвращения распрей в войске во время походов или при дележе захваченной добычи Законник Стефана Душана особо предусматривал, например, что "в войске (на походе) да не бывает ссоры. Если же двое поссорятся, да бьются они, а иной никто из воинов да не помогает им" и что "всяк да волен купить из военной добычи, приобретена ли она на царской (сербской) или в чужой земле".
Становление и развитие феодального
строя, переход его от одной стадии
к другой соответственно отражались
на функциях феодального государства
и на характере его деятельности.
В раннефеодальный период - на стадии
зарождения и формирования феодализма
государство функционировало
И, наконец, в позднефеодальный
период - на стадии разложения феодализма
и появления зачатков капитализма
феодальное государство использовало
все находящиеся в его
Внутренние и внешние
функции феодального
Сложный, непрерывно разраставшийся по мере развития феодального общества государственный механизм содержался за счет огромных налогов, всякого рода штрафов, податей и пошлин, налагавшихся на ремесленников, городских жителей за счет нещадной эксплуатации крепостных крестьян. Именно на них, по словам Ф. Энгельса, "ложилась своей тяжестью вся общественная пирамида: князья, чиновники, дворянство, попы, патриции и бюргеры".
Исключительно важную роль в период существования феодального государства играла церковь. Ее власть нередко приравнивалась к власти императора или короля.
Церковь обладала огромными экономическими, политическими и идеологическими средствами воздействия на образ мыслей и поведение людей. Она всячески насаждала и защищала религиозное мировоззрение, освящала феодальный строй, вела беспощадную борьбу со всякого рода отступлениями от церковных канонов и догматов - ересями. Борьба с ересями находила широкое отражение в феодальном праве. "И кто окажется еретиком, живя между христианами, - указывалось, в частности, в Законнике Стефана Душана, - да пожжется по лицу (заклеймится) и да изгонится. Кто же будет таить, и тот да заклеймится". "Если кто-либо приписывает Богу то, что ему не подобает, - говорилось в "Каролине", - или в своих речах отрицает то, что ему присуще, либо оскорбляет всемогущество Божье или Святой его матери Девы Марии, то он должен быть взят властями или судьей по долгу службы и посажен в тюрьму и подвергнут затем смертной казни, телесным или увечащим наказаниям соответственно обстоятельствам и характеру богохульства и положению совершившего его лица".
Церковь подчиняла себе и
держала под неусыпным
Глава 2. Механизм правового регулирования
Феодальное право выражало волю и интересы феодалов, обусловленные в конечном счете материальными условиями жизнедеятельности этого класса. Его основные задачи заключались в юридическом оформлении и закреплении феодальной собственности на землю и другие средства производства, в закреплении сложившейся системы эксплуатации и поддержании порядка, выгодного господствующему классу, в регулировании системы иерархических отношений, существовавших внутри господствующего класса, в обеспечении экономического, политического и духовного господства феодалов, в охране феодальной собственности и власти.
Опираясь на действующее право, господствующий класс жестоко подавлял всякие попытки сопротивления своему господству, восстания, бунты, стихийные или организованные выступления против угнетения и насилия со стороны феодалов.
"Если кто-либо в
стране, городе, владении или области,
- говорилось в связи с этим
в Каролине - общеимперском законе
Германии, принятом в 1532 г., - умышленно
учинит опасный бунт простого
народа против власти и это
будет обнаружено, то соответственно
тяжести и обстоятельствам его
преступления он будет
Характерные черты и особенности феодального права заключались прежде всего в том, что оно носило ярко выраженный сословный характер, открыто закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в обществе, выступало как привилегия класса феодалов. Члены общества наделялись правами и свободами в зависимости от того, какое место в феодальной иерархии они занимали.
Привилегированными сословиями являлись духовенство и дворяне. Сильно ограничивались в правах горожане. Крестьяне лишены были самых элементарных прав, за исключением права иметь в своем владении домашний скот и инвентарь, необходимый для работы на феодалов. Они полностью выпадали из феодальной иерархии и фактически являлись бесправным сословием. "Следует знать, - говорилось, например, в Кутюмах Бовези, - что людям нашего века известны три состояния. Первое - это знатное. Второе - состояние свободных по происхождению людей, рожденных свободной матерью", и "третье состояние людей - крепостное".
"Между правами дворян
и других свободных людей
Феодальное право неизменно выступало как право более сильного над менее сильным, как "кулачное право". Оно составляло широкий простор для произвола со стороны класса феодалов над крепостными крестьянами, практически не предусматривало никаких преград на пути угнетения и эксплуатации трудящихся масс. Феодальное право в открытой форме признавало в качестве источника права прямое насилие, поощряло захват чужих территорий, закрепляло и оправдывало внеэкономическое принуждение крепостного крестьянства.
Существование кулачного права не ограничивалось историческими рамками феодализма. Оно в значительной мере сохраняло свою силу и в условиях капитализма.
Характерной особенностью феодального
права был партикуляризм, т.е. отсутствие
единой системы права в масштабе
всей страны и преобладание в нем
местных обычаев и актов
Роль канонического права была велика особенно в тех странах, где господствующая религия возводилась в ранг государственной. Творцами канонического права были служители религиозных культов. Римско-католическая церковь, например, наделяла полномочиями творить право "на земле" римского папу. Большую роль в процессе создания и применения канонического права играли также высшие церковные сановники - кардиналы, церковные соборы, создававшиеся папами, как правило, из высших представителей духовенства для решения наиболее важных и зачастую спорных религиозных вопросов, и церковные трибуналы.
Информация о работе Феодальное общество и феодальное государство в формационном подходе