III. Федерация и конфедерация:
общее и особенное.
Федеративное государство
(федерация) — многосоставное государство,
части которого обладают политической
автономией (признаками государственного
суверенитета). Это союзное, соединенное
государство, в составе которого имеются
государственные образования, обладающие
значительной политической самостоятельностью.
Федерация — это союз ряда государственных
образований. Признаки:
1. территория состоит
из территорий ее субъектов;
2. двухуровневая система
органов государственной власти
(федеральная система органов
власти и система органов власти
субъекта федерации);
3. две системы законодательства
— общегосударственная и субъектов;
4. субъекты федерации могут
иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;
5. отсутствие у
субъектов федерации права сецессии
— выхода из состава федерации;
6. непризнание за
субъектами федерации суверенитета
(хотя они обладают некоторыми
его признаками). Это обусловлено
тем, что федеральное законодательство
распространяет свою силу на
всю территорию страны и имеет
приоритет перед актами законодательства
субъектов;
7. финансовая зависимость
субъектов от федеральной власти
(не имеют права чеканить монету,
эмиссии банковских билетов и
других денежных знаков);
8. принцип двойного
гражданства (не во всех федерациях);
9. в двухпалатном
парламенте одна из палат представляет
интересы субъектов;
10. двухканальная система
сбора налогов:
11. разграничение предметов
ведения федерации и ее субъектов;
12. субъекты федерации
лишены права самостоятельно
выступать на мировой политической
арене, этого не признает за
ними и международное право.9
Одной из важнейших форм государственного
устройства, хотя и менее распространенной
по сравнению с другими, является конфедерация. Она представляет собой объединение
или союз государств, при котором государства,
образующие конфедерацию, полностью сохраняют
свою самостоятельность, имеют свои собственные
высшие и местные органы власти, управления
и правосудия. Для координации совместных
действий государства – члены конфедерации
создают объединенные органы. Последние
функционируют лишь в строго определенном
порядке и преследуют строго определенные
цели.
Конфедерация (от позднелат.
«confoederatio») — временный союз государств, создаваемый
для достижения политических, экономических,
культурных и прочих целей. Является переходной
формой государства, в дальнейшем или
же преобразуется в федерацию, или же снова
распадается на ряд унитарных государств
(как это стало с Объединённой Арабской
Республикой и Сенегамбией).
Страны Европейского экономического
сообщества в своем общении преследует
прежде всего экономические цели, причем
эти цели относятся к разряду постоянных:
обеспечение наиболее благоприятных условий
для движения товаров, перелива капитала,
денежного обращении и т.д. При конфедеративном
устройстве государства - члены конфедерации
- сохраняют свои суверенные права, как
во внутренних, так и во внешних делах.
Конфедерация нередко
рассматривается как промежуточное звено
на пути движения государств к образованию
федерации.
Признаки:
1. временное межгосударственное
образование, которое распадается
после достижения тех целей, ради
которых оно было учреждено (созданные
в 1958 году Египтом и Сирией
для разрешения арабо-израильского
конфликта конфедеративный союз
— Объединенная Арабская Республика
— распался в 1961 году, т.е. когда
надобность в нем отпала). Конфедерация
— это неустойчивое образование,
либо со временем перерастает
в федерацию, либо распадается;
2. государства-члены
конфедерации в полном объеме
сохраняют за собой суверенитет
и обладают правом сецессии;
3. отсутствие единой
территории, гражданства;
4. добровольный характер
вступления в конфедерацию, о
чем лишний раз свидетельствует
право сецессии, которым обладают
члены конфедерации;
5. формирование органов
управления, необходимых для достижения
целей, послуживших основанием для
объединения;
6. рекомендательный характер
актов органов конфедерации: для их вступления
в силу требуется одобрение высшими органами
власти субъектов объединения;
В отличие от федеративного
устройства конфедерация характеризуется
следующими чертами:
- Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
- Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Важнейшее различие между двумя
понятиями – суверенитет территориальных
единиц. У конфедерации он есть, у федерации
– нет. Соответственно, будет различаться
и возможность выхода из состава. Покинуть
федерацию практически нереально, сама
попытка приравняется к мятежу, и на практике
такое происходит крайне редко. Прекращение
конфедерации – логичный этап завершения
её деятельности.
Федерация считается устойчивым
государственным образованием, возраст
отдельных представителей исчисляется
столетиями. Конфедерация распадается
либо после того, как цели её создания
достигнуты, либо вследствие внутренних
противоречий. Одна и та же административная
единица может входить в состав лишь одной
федерации. Одно и то же государство может
быть членом нескольких конфедераций
– это не запрещено.
Таким образом, можно
сделать вывод, что вопрос о самодостаточности
конфедерации как формы государственного
устройства на сегодняшний момент является
весьма и спорным. Граница между федерацией
и конфедерацией, безусловно, размыта.
Условно конфедерацию можно определить
как временный юридический союз суверенных
государств, созданный для обеспечения
их общих интересов. 10
Заключение.
Заключение в современном мире
унитарные государства преобладают по
количеству над федерациями. Все исследователи
исходят из того, что унитарное государство
– это всегда единое государственное
образование. Государство при этом делится
лишь на административно-территориальные
части. Для унитарного государства характерно
существование общих для всей страны высших
органов государственной власти и управления,
единой правовой и судебной системы, единой
конституции, общей финансовой и налоговой
системы, единой централизованной системы
национальной безопасности, единого гражданства
и др. Но зато в федерациях проживает
более трети населения всего земного шара,
что является значительным плюсом для
этой формы государственного устройства.
Можно также отметить, что среди федеративных
государств есть высокоразвитые гиганты
(США) и малые индустриальные страны (Бельгия),
крупные (Бразилия) и небольшие государства
(новая Союзная Республика Югославия),
находящиеся на среднем уровне развития,
разного рода бывшие колонии (Индия), страны
со значительным удельным весом патриархальных
порядков (Танзания в Африке, Папуа – Новая
Гвинея в Океании). Каждая из моделей государственного
устройства имеет как позитивные, так
и негативные стороны, поэтому нельзя
сказать определенно какая из них лучше
для развития государств современного
мира. И это объективно, т.к. ни одну из
них в настоящее время нельзя назвать
совершенной.
Список использованной
литературы
Нормативно - правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.
- Научная литература,
монографии, статьи
- Венгеров А.Б. Теория государства
и права. - М.: Омега-Л, 2006
- Грачев Н. И. Государственный
суверенитет и формы территориальной
организации современного государства:
основные закономерности и тенденции
развития. — монография. — М.: Издательство «Книгодел»,
2009
- Матузов Н.И., Малько А.В. Теория
государства и права. - М.: Юрист, 2007.
- Теория государства и права.
Мелехин А.В. М.: 2007
- Чиркин В.Е. Модели современного
федерализма: сравнительный анализ // Государство
и право, 1994. № 8-9. С. 155.
III. Учебная литература
- Алексеев С.С. Теория государства
и права. Учебник. -- М.: Издательская группа
ИНФРА-М, 1997.
- Теория права и государства:
учебник / А.В. Васильев. – 4-е изд., доп.
и перераб. – М.: Флинта: МПСИ, 2005.
- Теория государства и права:
Учебник для вузов М.М. Рассолова Издательство:
ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г.
1
Алексеев С.С. Теория государства и права.
Учебник. -- М.: Издательская группа ИНФРА-М,
1997.
2
Венгеров А.Б. Теория государства и права:
Учебник для юридических вузов. - М.: Юриспруденция,
2000
3
Грачев Н. И. Государственный суверенитет
и формы территориальной организации
современного государства: основные закономерности
и тенденции развития. — монография. —
М.: Издательство «Книгодел», 2009
4
Теория государства и права: Учебник для
вузов М.М. Рассолова Издательство: ЮНИТИ-ДАНА;
Закон и право, 2012 г.
5Алексеев
С.С. Теория государства и права. Учебник.
-- М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1997.
6
Алексеев С.С. Теория государства и права.
Учебник. -- М.: Издательская группа ИНФРА-М,
1997.
7
Теория государства и права: Учебник для
вузов М.М. Рассолова Издательство: ЮНИТИ-ДАНА;
Закон и право, 2012 г.
8
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства
и права. - М.: Юрист, 2007.
1
Чиркин В.Е. Модели современного федерализма:
сравнительный анализ // Государство и
право, 1994. № 8-9. С. 155.
2
Теория права и государства: учебник /
А.В. Васильев. – 4-е изд., доп. и перераб.
– М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 320.
1
Теория права и государства: учебник /
А.В. Васильев. – 4-е изд., доп. и перераб.
– М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 320-321.
1
Теория права и государства: учебник /
А.В. Васильев. – 4-е изд., доп. и перераб.
– М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 321.
9
Венгеров А.Б. Теория государства и права.
- М.: Омега-Л, 2006
10
Теория государства и права. Мелехин
А.В. М.: 2007. — 640 с.; Консультант Плюс, 2009,
2-е изд.