Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 20:22, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение республиканской формы правления и выявление ее особенностей.
Достижению цели курсовой работы будет способствовать выполнение следующих задач:
- рассмотреть понятие республиканской формы правления и историю появления;
- проанализировать виды республиканской формы правления и их признаки
Введение 3
Глава 1. Форма правления в структуре формы государства 5
Понятие и виды формы правления 5
Республиканская форма правления: понятия, виды и принципы 9
Глава 2. Виды республиканской формы правления 13
2.1. Президентская республика и ее характерные черты 13
2.2. Парламентская республика и ее характерные черты 16
2.3 Смeшанная рeспублика и ее характерные черты 20
Заключение 23 Список используемой литературы 25
В республике органы власти
избираются на определенный срок. В
большинстве стран
Юридичeскими свoйствами республиканской формы правления являются:
- принцип существования единоличного и коллегиального главы государства — президента, парламента и кабинета министров, а коллегиальность проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
- принцип выборности. Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться на определённый срок.
- принцип ответственности. Юридическая ответственность главы государства. Выражается в том, что в случае наличия признаков преступления в деяниях главы государства он должен быть привлечён к ответственности, но перед этим он отрешается от должности. Для реализации этого положения в конституциях присутствует институт импичмента.
- принцип представительства. В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
- Принцип народовластия. Источником власти признается народ.6
- обязательность решений верховной государственной власти выражается в том, что эта власть действует в соответствии с законом и подчиняется закону. Так в Конституции России закреплено, что Федеральные законы, указы президента, постановления правительства действуют на всей территории России и подлежат обязательному исполнению.
Среди существующих форм правления республика стала наиболее распространенной формой государственности в современном мире.
На сегодняшний день именно республика выступает как законченная в формально-юридическом смысле, наиболее прогрессивная и демократическая форма правления.
Принято делить республики на президентские и парламентские, но выделяются и смешанные республики (Финляндия, Франция), сочетающие в себе черты парламентской и президентской форм правления.7 Особое распространение получила первая из этих форм.
Таким образом, республика - это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. Для республики характерны признаки разделения властей, выборности власти, принцип ответственности и иные принципы. Республиканская форма правления имеет глубокие исторические корни, первая республика появилась еще до нашей эры
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
2.1. Президентская республика и ее характерные черты.
Республики в зависимости от соотношения законодательной и исполнительной властей, от того, какое место и роль в них занимают и играют президент, правительство и парламент, традиционно подразделяются на президентские и парламентарные (парламентские) республики. Следовательно, эти формы республиканского правления различаются отнюдь не тем, что одна имеет институт президента, а другая — институт парламента. Оба этих института обычно имеются как в президентской, так и в парламентской республике. Но характер взаимоотношений органов исполнительной и законодательной (представительной) властей у этих республиканских форм правления существенно различаются.
Прeзидeнтская рeспублика – oдна из разнoвиднoстeй сoврeмeннoй фoрмы гoсударствeннoгo правлeния, кoтoрая наряду с парламeнтаризмoм сoeдиняeт в руках прeзидeнта пoлнoмoчия главы гoсударства и главы правитeльства.
Наибoлee характeрныe чeрты прeзидeнтскoй рeспублики:
1) президент избирается
всем народом на прямых
2) президент по своему
усмотрению назначает и
3) президент юридически
и фактически руководит
4) правительство не несет
ответственности перед
Президентская республика — наиболее распространенный вид республики, более двух столетий существующий в США — стране классического президентского правления. Сегодня такими республиками являются также Россия и Казахстан, Бразилия и Мексика, Египет и Нигерия, Индонезия и Ирак, Филиппины и Зимбабве, Тунис и Перу, большинство стран СНГ, большинство республик в Африке и Латинской Америке, ряд азиатских республик.
Главной отличительной чертой президентской
республики (в ее сопоставлении с
парламентарной республикой) является
то, что в ней исполнительная власть,
ее формирование, положение, деятельность
и ответственность четко
Президентские республики могут в
том или ином отношении серьезно
отличаться друг от друга в рамках
их общих черт. Так, в одних из
них (например, в США, Бразилии и др.)
президент сам возглавляет свой
кабинет министров, играющий при
нем совещательную роль, а в
других — наряду с президентом
существует особый орган — правительство,
Совет министров, возглавляемый
премьер-министром (Россия, Египет и
др.). Если в США, Нигерии и некоторых
других странах при назначении президентом
министров требуется согласие сената,
то в Бразилии и ряде других стран
этого не требуется. В ряде президентских
республик допускаются и
Президентская республика как одна из форм государственного правления имеет ряд достоинств, которые нельзя не учитывать. Во-первых, она в принципе создает особенно благоприятные условия и предпосылки для реализации принципа разделения властей. Во-вторых, всенародно избранный президент олицетворяет единство страны, выступает символом единства нации и т.д. В-третьих, эта форма позволяет сосредоточить высшую управленческую власть в одних руках, что особенно важно в условиях быстрого решения серьезных общенациональных проблем и необходимости концентрации сил на переходных, кризисных и иных особых этапах развития страны. В-четвертых, президентская форма правления исключает или серьезно ослабляет ее зависимость от различных и переменчивых партийно-фракционных пристрастий, сильно проявляющихся в парламентской деятельности. Вместе с тем нельзя не учитывать, что в рамках президентской республики возрастает опасность противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий.
2.2. Парламентская республика и ее характерные черты
Парламентарная (парламентская) республика — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти.
Основные характеристики
1) Президент, как правило,
избирается не народом, а
2) Правительство формально
формируется президентом, но
3) для начала своей работы правительство получает от парламента вотум доверия;
4) Правительство несет
ответственность только перед
парламентом, парламент может
выразить правительству вотум
недоверия, после чего
Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в тех случаях, когда в таких республиках президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, в Ирландии, Болгарии, Финляндии и др.), его полномочия оказываются весьма ограниченными, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.
Главное в характеристике парламентарной
республики состоит в том, что
верховенство в ней принадлежит
парламенту, а правительство несет
перед ним, а не президентом политическую
ответственность и уходит в отставку
в случае получения вотума недоверия
со стороны парламента. Конечно, и
в этих условиях осуществляется принцип
разделения властей, ибо исполнительная
власть в лице правительства, обладая
известной самостоятельностью, может
в случае выражения ему вотума
недоверия парламентом
Политико-правовой статус президента в парламентарной республике во многом схож со статусом монарха в современной парламентской монархии. Он так же, как правило, отдален от текущих политических процессов и не осуществляет реального правления в стране. В отличие от ситуации в президентских республиках, он не является главой правительства, исполнительной власти. Вся исполнительная власть практически осуществляется правительством и его главой. Даже если за президентом такой республики формально закрепляются более или менее широкие полномочия, они осуществляются, как и в случае с монархом в парламентарной монархии, по инициативе правительства и с помощью контрассигнации. Так, и в парламентской республике формально президент обычно назначает и увольняет правительство. Но, в отличие от президентской республики, где президент делает это действительно самостоятельно, здесь он фактически не свободен в своем выборе и вынужден обычно назначать премьер-министром того, кто пользуется поддержкой парламентского большинства, а министрами тех, кого представляет премьер, получивший вотум доверия от большинства парламента. В таких республиках именно парламент, как правило, его нижняя палата, фактически назначает и увольняет правительство и министров.
Акты, издаваемые президентом в
парламентской республике, как правило,
получают юридическую силу и подлежат
исполнению только тогда, когда они
скреплены подписью премьер-министра
или соответствующего министра. При
этом сами эти акты обычно издаются
на основании решений, принятых парламентом,
правительством или отдельными министрами.
Президент в таких республиках
обычно не обладает правом отлагательного
вето по отношению к принятым парламентом
законам, а если формально и обладает,
то практически не использует его, как
и монарх в парламентской монархии.
Президент в парламентской
Парламентская республика обладает своими
достоинствами. По сравнению с президентскими
республиками, она по своему характеру
и принципам организации и
функционирования серьезно суживает возможность
возникновения противостояния исполнительной
и законодательной ветвей власти,
отдавая явный приоритет
С целью сглаживания этого
Информация о работе Форма правления в структуре формы государства