Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 15:03, реферат
Актуальность работы. Проблема помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в России стоит особенно остро. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают непомерные перегрузки для семьи. Число детей, лишенных родительского попечительства возрастают. Поэтому изучение форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, особенно актуально в современном обществе. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Цель работы - исследование форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Введение
1. Общая характеристика правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2. Усыновление (удочерение) детей
3. Опека и попечительство над детьми
4. Приемная семья
5. Устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Библиографический список
Федеральное агентство по образованию
Омский государственный институт сервиса
Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин (ФСГД)
Реферат
по дисциплине «Правоведение»
«Формы воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей, в семейном праве»
Подготовил(а) студент(ка)
V курса Садыкова А.Р.
обучающий(ая)ся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
№ зачетной книжки 71012
Проверил: Шаталин Е.А., доцент, канд.полит. наук
Омск – 2015
Введение
Дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими
родителями, всегда относились к числу
нуждающихся в заботе со стороны государства.
В наше время официальное признание получил
термин "дети, оставшиеся без попечения
родителей". Об их праве на особую защиту,
государственную помощь специально говорится
в п.1 ст.20 Конвенции о правах ребенка1.
По статистике в России из
100% сирот, покинувших стены детского дома
или интерната — 90% никогда не адаптируются
к нормально взрослой жизни.
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние три года снизилась на 3,5%, отмечается в пресс-релизе Счетной палаты РФ. Сокращение численности детей-сирот в государственном банке данных обусловлено не только снятием их с учета, но и увеличением количества детей, возвращенных родителям и устроенных в семьи, - говорится в пресс-релизе. Также отмечается, что на 1 июня 2014 года на учете в государственном банке числилось 101 тыс. детей-сирот, что на шесть тыс. меньше по сравнению с 2013 годом. Нормативная база в области реализации Указа Президента России по защите детей-сирот позволила усовершенствовать государственную политику в этой сфере.
Смягчены требования к российским усыновителям, опекунам, попечителям, которые освобождены от необходимости предоставлять справки по соответствию жилого помещения санитарным и техническим нормам, сокращена разница в возрасте между не состоящим в браке усыновителем и ребенком, упрощена система отчетности опекунов и попечителей.
В Российской Федерации существует четыре вида форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, установленные Семейным кодексом РФ), а именно: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность работы. Проблема помощи
детям, оставшимся без попечения родителей,
в России стоит особенно остро. Тяжелое
материальное положение большинства населения,
рост алкоголизма и наркомании, маргинализация
общества создают непомерные перегрузки для семьи. Число детей, лишенных
родительского попечительства возрастают.
Поэтому изучение форм воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей, особенно
актуально в современном обществе.
Объектом исследования являются общественные
отношения, возникающие в связи с применением
различных форм воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей.
Цель работы - исследование форм воспитания
детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Общая характеристика правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы: формы "индивидуального" устройства и формы "неиндивидуального устройства.
При «индивидуальном» устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство).
В случаях «неиндивидуального» устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица. Разумеется, конкретные действия по воспитанию ребенка или по уходу за ним совершают физические лица — работники организации, однако их личность для формы устройства ребенка юридического значения не имеет. Важно только, что педагоги учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь соответствующее образование. Однако это требование общего характера. Для передачи ребенка в такое учреждение не имеет значения, какое имя носит его будущий педагог. Более того, один педагог (или воспитатель, няня) может быть в любое время заменен другим, что невозможно сделать при «индивидуальном» устройстве ребенка (например, при помещении под опеку).
В настоящее время в
Особого упоминания заслуживает такая
форма устройства детей, как детский дом
семейного типа. Она была введена в законодательство
Федеральным законом от 2 января 2000 г. №
32-ФЗ «О внесении дополнения в статью 123
Семейного кодекса Российской Федерации».
Более подробно отношения, связанные с
данной формой устройства, урегулированы
Правилами организации детского дома
семейного типа13. В п. 2 названных Правил
указывается, что «детский дом семейного
типа организуется на базе семьи при желании
обоих супругов взять на воспитание не
менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения
всех совместно проживающих членов семьи,
в том числе родных и усыновленных (удочеренных)
детей». То есть ребенок (или несколько
детей) передается семье, состоящей из
супругов и, возможно, их детей. Однако
п. 4 Правил обязывает при этом создавать
такие детские дома в организационно-правовой
форме воспитательных учреждений, учредителями
которых по смыслу постановления должны
выступать органы исполнительной власти
субъекта РФ или органы местного самоуправления.
В Российской Федерации запрещена деятельность
других, кроме органов опеки и попечительства,
юридических и физических лиц по выявлению
и устройству детей, оставшихся без попечения
родителей. К сожалению, в некоторых регионах
РФ распространена практика передачи
детей на воспитание в семьи граждан на
основании решений, принимаемых администрацией
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Такие действия
противоречат федеральному законодательству.
Поскольку попытки несанкционированного
занятия устройством детей, оставшихся
без попечения родителей, особенно распространены
при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. включена
специальная ст. 126.1 «Недопустимость посреднической
деятельности по усыновлению детей», в
которой определено, кому и при каких обстоятельствах
разрешено оказывать усыновителям содействие.
Необходимо иметь в виду, что незаконные
действия по усыновлению (удочерению)
ребенка преследуются уголовным законодательством
и законодательством об административных
правонарушениях (ст. 5.37 КоАП РФ; ст. 154
УК РФ).
2. Усыновление (удочерение) детей
Усыновление (удочерение) – юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
Из этого следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, как и в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным.
Усыновление является одним из самых древних правовых институтов и существует во всех современных правовых системах, как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.
Лица, достигшие 18-лененго возраста, не могут быть усыновлены.
Под интересами ребенка при усыновлении понимается создание для него благоприятных условий материального и морального характера для воспитания и развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении. О семейном благополучии ребенка также говорится в преамбуле Конвенции о правах ребенка.
Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением тех случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей.
Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается лишь в тех случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимися родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление производится по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.
Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, т.к. суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.
Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.
Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Следовательно, никто не может принудить к усыновлению вопреки воле. Данное волеизъявление должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое подается в районный суд, находящийся по месту проживания (нахождения) ребенка.
Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления.
Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Лица, имеющие право быть усыновителями:
-лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
-супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
-лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
-лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
-бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
-лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, согласно Постановления правительства РФ № 542 от 01.05.1996
-лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
-лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
-лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленного преступление против жизни или здоровья граждан.
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Законом Российской Федерации не устанавливается предельный возраст усыновителей (усыновителя), несмотря на неоднократные попытки ввести поправки по данному вопросу.
При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.
3.Опека и попечительство над детьми
Опека (попечительство) - устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - в возрасте от 14 до 18 лет.
Одной из основных задач опеки и попечительства является воспитание и образование детей, оставшихся, по каким бы то ни было причинам, без родительской опеки.
В ст. 146 Семейного кодекса предусматривается, что опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна
Назначая ребенку опекуна, специалисты органов опеки и попечительства обязательно должны учитывать, какие отношения складываются или уже сложились между опекуном и ребенком. Если опекун живет не один, то следует учесть, как относятся к ребенку члена семьи опекуна, хотя их мнение не является решающим, поскольку опекаемый может не проживать в семье опекуна, а жить на своей жилплощади. Если это возможно, то спрашивается желание самого ребенка, и оно учитывается при назначении опеки. Органы опеки назначают ребенку опекуна или попечителя ребенку в течение месяца со дня, когда стал известен факт о необходимости установления опеки над ребенком.
Информация о работе Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в семейном праве