Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в семейном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 15:03, реферат

Краткое описание

Актуальность работы. Проблема помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в России стоит особенно остро. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают непомерные перегрузки для семьи. Число детей, лишенных родительского попечительства возрастают. Поэтому изучение форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, особенно актуально в современном обществе. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Цель работы - исследование форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2. Усыновление (удочерение) детей
3. Опека и попечительство над детьми
4. Приемная семья
5. Устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

политология реферат - копия.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный институт сервиса

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин (ФСГД)

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Правоведение»

 

«Формы воспитания детей,

оставшихся без попечения родителей, в семейном праве»

 

 

 

 

 

Подготовил(а) студент(ка)

V курса Садыкова А.Р.

обучающий(ая)ся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

№ зачетной книжки 71012

Проверил: Шаталин Е.А., доцент, канд.полит. наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2015

 

 

Введение

Дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в заботе со стороны государства. В наше время официальное признание получил термин "дети, оставшиеся без попечения родителей". Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в п.1 ст.20 Конвенции о правах ребенка1. 
По статистике в России из 100% сирот, покинувших стены детского дома или интерната  —  90% никогда не адаптируются к нормально взрослой жизни. 

Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние три года снизилась на 3,5%, отмечается в пресс-релизе Счетной палаты РФ. Сокращение численности детей-сирот в государственном банке данных обусловлено не только снятием их с учета, но и увеличением количества детей, возвращенных родителям и устроенных в семьи, - говорится в пресс-релизе. Также отмечается, что на 1 июня 2014 года на учете в государственном банке числилось 101 тыс. детей-сирот, что на шесть тыс. меньше по сравнению с 2013 годом. Нормативная база в области реализации Указа Президента России по защите детей-сирот позволила усовершенствовать государственную политику в этой сфере. 

Смягчены требования к российским усыновителям, опекунам, попечителям, которые освобождены от необходимости предоставлять справки по соответствию жилого помещения санитарным и техническим нормам, сокращена разница в возрасте между не состоящим в браке усыновителем и ребенком, упрощена система отчетности опекунов и попечителей. 

В Российской Федерации существует четыре вида форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, установленные Семейным кодексом РФ), а именно: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальность работы. Проблема помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в России стоит особенно остро. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают непомерные перегрузки для семьи. Число детей, лишенных родительского попечительства возрастают. Поэтому изучение форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, особенно актуально в современном обществе. 
 Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 
 Цель работы - исследование форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 
 

 

1. Общая характеристика правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы: формы "индивидуального" устройства и формы "неиндивидуального устройства.

 При «индивидуальном» устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство).

В случаях «неиндивидуального» устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица. Разумеется, конкретные действия по воспитанию ребенка или по уходу за ним совершают физические лица — работники организации, однако их личность для формы устройства ребенка юридического значения не имеет. Важно только, что педагоги учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь соответствующее образование. Однако это требование общего характера. Для передачи ребенка в такое учреждение не имеет значения, какое имя носит его будущий педагог. Более того, один педагог (или воспитатель, няня) может быть в любое время заменен другим, что невозможно сделать при «индивидуальном» устройстве ребенка (например, при помещении под опеку).

 В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ к формам «неиндивидуального» устройства относится передача ребенка в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка различаются: формы временного и постоянного устройства. Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет право на семью. Ребенку, помещенному в интернат или иное учреждение, органы опеки и попечительства и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подходящую семью. Устройство ребенка без указания срока (постоянное) предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми, а потому может быть облечено лишь в правовую форму усыновления. Пожизненный характер этих отношений играет роль при их установлении, но не исключает впоследствии отмены усыновления, как родство родителей и детей не исключает лишения родителей родительских прав. Такая форма устройства, как опека (попечительство), носит временный (срочный) характер. Предусмотренная гл. 21 СК РФ приемная семья, а также патронатная семья и иные предусмотренные законами некоторых субъектов РФ формы устройства детей являются разновидностью опеки (попечительства). Их отличие от «обычной» («классической») опеки или попечительства главным образом состоит в том, что при осуществлении «обычной» опеки опекун не получает за свои действия никакого вознаграждения. 
 Особого упоминания заслуживает такая форма устройства детей, как детский дом семейного типа. Она была введена в законодательство Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 32-ФЗ «О внесении дополнения в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации». Более подробно отношения, связанные с данной формой устройства, урегулированы Правилами организации детского дома семейного типа13. В п. 2 названных Правил указывается, что «детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей». То есть ребенок (или несколько детей) передается семье, состоящей из супругов и, возможно, их детей. Однако п. 4 Правил обязывает при этом создавать такие детские дома в организационно-правовой форме воспитательных учреждений, учредителями которых по смыслу постановления должны выступать органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.

  В Российской Федерации запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, в некоторых регионах РФ распространена практика передачи детей на воспитание в семьи граждан на основании решений, принимаемых администрацией учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такие действия противоречат федеральному законодательству. Поскольку попытки несанкционированного занятия устройством детей, оставшихся без попечения родителей, особенно распространены при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. включена специальная ст. 126.1 «Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей», в которой определено, кому и при каких обстоятельствах разрешено оказывать усыновителям содействие. Необходимо иметь в виду, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка преследуются уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 5.37 КоАП РФ; ст. 154 УК РФ). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Усыновление (удочерение) детей

Усыновление (удочерение) – юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.

Из этого следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:

  • установление новой правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным и родственниками усыновителя,
  • прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по кровному происхождению.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, как и в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным.

Усыновление является одним из самых древних правовых институтов и существует во всех современных правовых системах, как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.

Лица, достигшие 18-лененго возраста, не могут быть усыновлены.

Под интересами ребенка при усыновлении понимается создание для него благоприятных условий материального и морального характера для воспитания и развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении. О семейном благополучии ребенка также говорится в преамбуле Конвенции о правах ребенка.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением тех случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается лишь в тех случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимися родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление производится по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, т.к. суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.

Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Следовательно, никто не может принудить к усыновлению вопреки воле. Данное волеизъявление должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое подается в районный суд, находящийся по месту проживания (нахождения) ребенка.

Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Лица, имеющие право быть усыновителями:

  1. Совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

-лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

-супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

-лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

-лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

-бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

-лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, согласно Постановления правительства РФ № 542 от 01.05.1996

-лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

-лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

-лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленного преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Законом Российской Федерации не устанавливается предельный возраст усыновителей (усыновителя), несмотря на неоднократные попытки ввести поправки по данному вопросу.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Опека и попечительство над детьми

 

Опека (попечительство) - устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - в возрасте от 14 до 18 лет.

Одной из основных задач опеки и попечительства является воспитание и образование детей, оставшихся, по каким бы то ни было причинам, без родительской опеки.

В ст. 146 Семейного кодекса предусматривается, что опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна

Назначая ребенку опекуна, специалисты органов опеки и попечительства обязательно должны учитывать, какие отношения складываются или уже сложились между опекуном и ребенком. Если опекун живет не один, то следует учесть, как относятся к ребенку члена семьи опекуна, хотя их мнение не является решающим, поскольку опекаемый может не проживать в семье опекуна, а жить на своей жилплощади. Если это возможно, то спрашивается желание самого ребенка, и оно учитывается при назначении опеки. Органы опеки назначают ребенку опекуна или попечителя ребенку в течение месяца со дня, когда стал известен факт о необходимости установления опеки над ребенком.

Информация о работе Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в семейном праве