Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют:
- унитарные государства ;
- федерации ;

Содержание

1. Введение ..................................................... стр. 2
2. Унитарное государство ................................ стр. 3
3. Федерация: ................................................... стр. 4
а) территориальная
б) национальная
4.Специфика федерализма в России ...................... стр. 8
5. Заключение ............................................... стр. 11
6. Список литературы .................................... стр. 12

Вложенные файлы: 1 файл

работа.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

 

ПЛАН:

1. Введение             .....................................................  стр. 2

2. Унитарное  государство          ................................  стр. 3

3. Федерация:           ...................................................  стр. 4

а) территориальная

б) национальная

4.Специфика федерализма в России  ......................  стр. 8

5. Заключение             ...............................................  стр. 11

6. Список литературы            ....................................  стр. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

                                                                                                                                                                                                                                 При рассмотрении данного вопроса прежде   всего   необходимо

уяснить, что форма государственного устройства  является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.

Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют:

- унитарные государства ;

- федерации ;

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

- это единое цельное государственное  образование, состоящее из административно- территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

У  унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют  с различных аспектов.

На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть осуществляется президентом.

  Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности. Однако, местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным, если во главе местных органов власти  стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы (например, Финляндия).  В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония), где глав администраций частично назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут организовываться национальные и законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по численности национальностей. Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который официально представляет страну на международной арене.

Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и, соответственно, финансово-экономической  системы, а также наличие единого государственного языка общения.

Государство имеет единые вооруженные  силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в унитарном государстве  зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности.

На этом закончим рассмотрение унитарного государства и перейдем к федерации.

 

ФЕДЕРАЦИЯ

 

- это добровольное объединение  нескольких ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство.

Федеративное государственное  устройство уникально. Во-первых, оно  неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце-концов, географическим положением. Однако, несмотря на это, можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.

1. Верховная законодательная, исполнительная  и судебная власть принадлежит  федеральным органам государственной  власти.

2. Конституция разграничивает полномочия  субъектов и самой федерации.

3.Территория федерации состоит их:

а) Субъектов, которые по-разному  называются.

б) Соответственно, субъекты состоят  из административно- территориальных  единиц.

4. Субъекты федерации могут принимать  свои конституции, законы, постановления  и другие нормативно-правовые  акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.

5. Зачастую имеется двойное гражданство,  то есть субъект федерации  наделяет проживающего на его  территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.

6. Обычно от субъектов федерации  выделяются представителей, которые  являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее - одну его часть (палату). Вторая часть законодательного органа федерации всегда избирается народом.

7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени федерации.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.

 

 

 

а).  ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.

 

Такая федерация характеризуется  значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации.

Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного  субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы, регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.

Субъекты федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях.

Законодательство в территориальных  федерациях не предусматривает, а в  некоторых странах и запрещает  выход из состава федерации без  согласия всех остальных субъектов.

Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными органами.  Глава федерации является еще и главнокомандующим  (пример территориальной федерации - Германия).

 

 

в) НАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.

 

Национальные федерации - наиболее сложные образования. Им присущи все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:

1) Субъектами таких федераций  являются национальные государства  и национально-государственные образования,  которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

2) Такого рода федерации строятся  на принципе добровольного объединения  составляющих ее субъектов.

3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.

4) Национальная федерация обеспечивает  государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свободу и самостоятельное развитие.

5) В национальной федерации особенностью  является правовое положение  ее субъектов. В такого рода  федерации есть понятие - “  Право наций на самоопределение”. То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем, согласия субъектов федерации на это, как правило, не требуется.

 

Отличия территориальной и национальной федераций.

Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может делать.

    Федерации могут быть  конституционными и договорными  или конституционно–договорными. Российская Федерация является договорно-конституционной, ибо она основана на трёх  федеральных договорах (договор федерации с республиками, договор с областями и краями и договор с автономными областями и округами) и Конституции РФ.

 

СПЕЦИФИКА ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

Федеративное устройство России, закрепленное в Конституции 1993 г., основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.

Конституционные основы российского  федерализма создают предпосылки для совершенствования управления огромной страной, упрочения государственности, территориальной и социальной целостности, развития демократии посредством соблюдения прав и законных интересов различных национальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.

Федеративное устройство государство  тесно связано с демократией. Так, известный американский исследователь федерализма Д.Дж.Элейзер утверждает, что федерализм представляет собой «территориальное выражение демократии» (Элейзер, 1995, 106-115). Однако реализация заложенных в конституции предпосылок в повседневной политической практике наталкивается на серьезные препятствия, приводящие к серьезным нарушениям основ федеративного устройства. Противоборство между тенденциями децентрализации и централизации, демократическими методами управления и авторитарными привело к созданию противоречивого федерализма, который А.Салмин назвал фиктивным (Салмин, 2002, 48), а В.Ковалев номинальным (Ковалев, 2007, 236). М.Х.Фарукшин придерживается сходного мнения, характеризуя российский федерализм как неустоявшийся, имеющий «по ряду признаков более декларативный, чем реальный характер» (Фарукшин, 2007, 180). Население оказалось отдалено, а иногда исключено от процесса принятий решений и участия в федеративных политических связях.

Г.И.Грибанова предполагает, что  «в условиях демократического транзита политические элиты оказываются  вынужденными для сохранения территориальной  целостности страны нередко обращаться не только к демократическим, но и авторитарным инструментам воздействия, усиливая уровень централизации государственного управления», откуда происходит противоречивость федеративных реформ (Грибанова, 2007, 197).   

Исходя из исследований современных  российских ученых, можно констатировать, что в России сложилась специфическая федеративная система, которой присущи следующие черты:

– смешанный этнотерриториальный  характер построения федерации, чреватый этноконфликтами;– асимметричность  масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;

– неравенство статусов субъектов  федерации (различия между республиками и другими субъектами, наличие  субъектов федерации, входящих одновременно в состав других субъектов);

– экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по условиям жизни и труда граждан, по степени эффективности социальной инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений электората;

– дотационность большинства субъектов  федерации, а, следовательно, их зависимость  от субвенций федеральной власти;  

– авторитаризм региональных элит, меньший, чем в центре, контроль за их деятельностью со стороны гражданского общества и правовых институтов;

– неоправданно высокая роль субъективного  фактора, когда личные качества главы  региона и его персональные связи  в центре во многом определяют отношение  федеральных властей к региону и тем самым - социальное и экономическое положение проживающих в нем граждан.

Учет перечисленных особенностей российского федерализма представляет собой непременное условие позитивного  решения проблем, связанных с  совершенствованием взаимоотношений центр - регионы в публичной сфере.

Специфика российского федерализма определяется также социокультурными особенностями страны, историческим опытом взаимоотношений центра и регионов. Для российского федерализма характерно соединение национально-государственного и административно-территориального принципов построения системы правления. Это связано с многонациональным составом населения страны. Однако в отличие от других государств, в России сложилась асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

Информация о работе Формы государственного устройства