Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Форма государственного устройства представляет собой - элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, а также способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.
Выделяют три основных формы государственного устройства:
федеративное государство - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности.
конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей1.
унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Вопрос 1: Понятие формы государственного устройства................................5
Вопрос 2: Унитарное государство, его виды.....................................................8
Вопрос 3: Федеративное государство, его виды.………………………….....11
Вопрос 4: Способы возникновения территориального единства. Основные формы межгосударственных объединений…………………………..………16
Заключение..……………………………………………………………….…...21
Список использованной литературы и нормативно правовых актов……....22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая тема 17(1).doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

План

Введение…………………………………………………………………………3

Вопрос 1: Понятие формы государственного устройства................................5

Вопрос 2: Унитарное государство, его виды.....................................................8

Вопрос 3: Федеративное государство, его виды.………………………….....11

Вопрос 4: Способы возникновения территориального единства. Основные формы межгосударственных объединений…………………………..………16

Заключение..……………………………………………………………….…...21

Список использованной литературы и нормативно правовых актов……....22

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Форма государственного устройства представляет собой - элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, а также способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

Выделяют три основных формы государственного устройства:

  • федеративное государство - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности.
  • конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей1.
  • унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета.

Объектом работы являются общественные отношения, порождаемые в одной из форм государственного устройства.

Предметом работы можно считать практическую реализацию законов, юридическую литературу и научные труды современных правоведов в области возникновения и процветания какой-либо формы государственного устройства с целью усовершенствования, развития и регулирования общественных отношений, складывающихся в данной сфере.

Цель работы - комплексное рассмотрение вопросов о понятии формы государственного устройства, ее видах, а также определение способов возникновения территориального единства и основных форм межгосударственных объединений.

Данная цель достигается решением следующих задач:

  1. Проанализировать нормативную правовую базу и юридическую литературу, устанавливающую понятие и виды форм государственного устройства.
  2. Исследовать унитарное государство и его виды.
  3. Рассмотреть федеративное государство, его виды.
  4. Определить способы возникновения территориального единства и основные формы межгосударственных объединений.

Методологическая основа работы: в основу исследования положены: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, конкретно-социологический и статистический методы научного познания.

Структура курсовой работы. Она соответствует поставленным цели и задачам и состоит из введения, четырех вопросов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие формы государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами2.

Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные и федеративные3.

Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т.е. федеральными органами государственной власти, и органами власти субъектов, входящих в федерацию.

Субъекты федерации - территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.

Унитарное государство - это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов4. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. Органы власти административно-территориальных образований подчиняются единым, общим для всей страны высшим органам государственной власти (например, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Франция, Венгрия, Португалия, Латвия, Литва, Эстония и др.). В унитарном государстве - единое законодательство, единое гражданство для всей страны, единая денежная система, административно-территориальное управление осуществляется единым центром. Административно-территориальные единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

Конфедерация представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств5. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов.

В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность.

Конфедерация в основном носит временный характер. В современной юридической литературе выделяют и содружество как форму объединения государств (СНГ). Содружество так же, как и конфедерация, создается для достижения определенных целей.

Империя - сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий6. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала XX в. (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.

Таким образом, под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными субъектами, а также между центральными и местными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Унитарное государство, его виды

Унитарное государство (от лат. unitas — единство) - единое государство, частями которого являются административно-территориальные единицы, не обладающие суверенными правами (Греция, Испания, Китай, Нидерланды, Украина, Финляндия, Франция, Швеция и др.7).

Основные признаки унитарного государства:

  • единая конституция (конституции приняты в большинстве стран мира);
  • единая система высших органов государственной власти — глава государства, правительство, парламент (однопалатный или двухпалатный, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны;
  • единое гражданство и единая государственная символика;
  • единая система законодательства и единая судебная системы;
  • отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц;
  • в международных отношениях выступает в единственном числе8.

Части унитарного государства имеют разные названия, например в Украине - области, в Польше - воеводства, в Англии - графства, в Швеции - округа (лены), в Греции - области.

Виды унитарных государств:

  • простые - состоят только из административно-территориальных единиц, которые имеют одинаковый правовой статус — Алжир, Иордания, Исландия, Колумбия, Ливан, Польша;
  • смешанные (усложненные) - имеют в своем составе одну или несколько административно-территориальных единиц, наделенных статусом административно-территориальных автономий (Великобритания, Грузия, Дания, Израиль, Китай, Португалия). Чаще всего статус автономии предоставляется тем частям унитарного государства, которые отличаются от других по национальному составу и географическому положению. В Финляндии - это Аландские острова, населенные шведами. В Украине - это Автономная Республика Крым.  Двухпалатные парламенты в унитарных государствах: Великобритания, Испания, Италия, Нидерланды, Франция, Ирландия, Турция, Япония и др. Однопалатные парламенты в унитарных государствах: Дания, Греция, Португалия, Узбекистан и др.; 
  • сложные — имеют в своем составе, кроме административно-территориальных автономий, политические (законодательные) автономии, обладающие статусом самоуправляющихся государственных образований. Такая форма государственного устройства характерна для регионального унитарного государства. От федеративных государств региональные государства отличаются тем, что в них не создается несколько систем законодательства, однако происходит децентрализация законодательной функции власти на уровне политической автономии9.

Для унитарного государства характерны единые высшие органы государственной власти и "организация" государства по административно-территориальному признаку. Основной структурной единицей, частью его является административно-территориальное образование (округ, воеводство и т.п.), не обладающее суверенитетом10.

Существуют две разновидности унитарного государства:

  • централизованное;
  • децентрализованное11.

В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности. В основе национально-территориальной организации унитарного государства эксплуататорского типа лежит принцип бюрократического централизма. Как общая тенденция прослеживается стремление правящих кругов поставить местные органы управления под строгий контроль центральной администрации.

Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.). Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др.

Таким образом, унитарное государство – это простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Федеративное государство, его виды

Федеративное государство - это сложное по субъектному составу союзное государство, составными частями которого могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д.

В федеративном государстве, как правило, существует одна неразделимая суверенная власть. Наличие в федерации отдельных государственных образований не свидетельствует о разделении суверенитета между федерацией и ее составными частями. В противном случае суверенное государство превратилось бы в союз отдельных государств, имеющих возможность отделиться (выйти из состава федерации) в одностороннем порядке12.

Основными признаками федерации являются:

  • наличие, кроме общей конституции федерации, конституций у ее субъектов, что означает наделение субъектов федерации учредительной властью (исключением является Индия, Пакистан, Нигерия, где субъекты федерации не имеют собственных конституций);
  • в политико-административном отношении территория не является единым целым, а состоит из территорий субъектов федерации (федерированных государств), которые, в свою очередь, имеют собственное административно-территориальное деление.
  • существование парламентов субъектов федерации, обладающих правом издавать законы, которые должны соответствовать общефедеральному законодательству и действовать в пределах своих территорий. И федерация, и субъекты федерации имеют право издавать законы об аналогичных вопросах (сфера совместных полномочий), при этом федеральные законы имеют верховенство над законами субъектов федерации;
  • наличие общефедерального правительства и самостоятельных органов управления субъектов федерации. В некоторых странах субъекты федерации имеют своих президентов (например, в РФ — Президент Татарстана и др.). Компетенция между федерацией и ее субъектом разграничивается федеральной конституцией;
  • наличие гражданства, как всей федерации, так и ее субъектов — у большинства федераций;
  • единство экономического пространства — наличие общефедеральной налоговой и денежной систем;
  • федерация, а не субъекты федерации, обладает суверенитетом и является субъектом международного права. Однако в договорных международных отношениях может выступать как федерация в целом, так и каждый из ее субъектов. В конституциях большинства федераций не предусмотрено право сецессии — право выхода из состава федерации13.

Информация о работе Формы государственного устройства