Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Форма государственного устройства представляет собой - элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, а также способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.
Выделяют три основных формы государственного устройства:
федеративное государство - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности.
конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей1.
унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Вопрос 1: Понятие формы государственного устройства................................5
Вопрос 2: Унитарное государство, его виды.....................................................8
Вопрос 3: Федеративное государство, его виды.………………………….....11
Вопрос 4: Способы возникновения территориального единства. Основные формы межгосударственных объединений…………………………..………16
Заключение..……………………………………………………………….…...21
Список использованной литературы и нормативно правовых актов……....22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая тема 17(1).doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Для федерации типично наличие двух уровней в системе органов государственной власти - самой федерации и ее субъектов, а также конституционно закрепленное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации (штатами, кантонами, землями). В ряде случаев устанавливается двойное гражданство. Союзный законодательный орган, как правило, двухпалатный: одна из палат представляет и выражает в федеральном парламенте интересы субъектов федерации14.

В отношении федеративного государства правильнее говорить, скорее, о распределении властных полномочий между федерацией и ее составными частями, а не о разделении суверенных прав. Суверенитет Российской Федерации, например, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными образованиями.

Вместе с тем в некоторых зарубежных федерациях составные части государства отличаются значительной самостоятельностью. В Швейцарии, например, кантоны обладают суверенитетом: 23 кантона, составляющие Швейцарскую федерацию, суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией.

Различают конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации основываются на принципах, закрепленных в конституции федеративного государства; договорные - образуются в результате определенного согласия договаривающихся сторон (федерации и составляющих ее субъектов). И в том и в другом случае сохраняется целостность государства, а суверенитетом обладает только федерация в целом.

Для избрания главы государства (президента) в некоторых федеративных государствах создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов федерального парламента и представителей субъектов федерации. Такой порядок избрания главы государства характерен, например, для Индии.

Различаются национально-территориальная и смешанная форма федерации. Первая характеризуется тем, что составляющие федеративное государство образования отличаются национальным составом населения, компактно проживающим на определенной территории, особенностями его культуры, языка, быта и т.д. Смешанная форма представляет собой сочетание некоторых признаков национально-территориальной организации союзного государства (в зависимости от национального состава населения) и административно-территориального устройства. Типичный пример смешанной федерации - Российская Федерация15.

Большинство зарубежных федераций построено по территориальному принципу. Несмотря на то, что в основном это многонациональные государства, перед ними не стоит проблема решения национального вопроса (Австралия, Бразилия, ФРГ, США и др.)16.

Единую территорию федеративного государства образуют территории составляющих ее субъектов. Двухуровневая система права действует в границах (в рамках) единого правового пространства, а федеральные законы имеют прямое действие на территории всех субъектов федерации. Как правило, вся полнота власти осуществляется только всей совокупностью государственных органов: федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Целостность федеративного государства, кроме того, обеспечивается единой денежной и налоговой системами, а также едиными вооруженными силами.

Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с общими для всех членов федерации федеральными высшими органами государственной власти аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации. Федерациями являются, например, США, Германия, Индия, Россия, Швейцария и др.

Выделяют различные виды федераций:

  • дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;
  • национально-территориальные федерации;
  • договорно-конституционные федерации;
  • симметричные федерации;
  • асимметричные федерации, т.е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации17.

Важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации.

Таким образом, федерация – это союз нескольких государственных образований, основанный на договоре и характеризующийся сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т.е. федеральными органами государственной власти, и органами власти субъектов, входящих в федерацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Способы возникновения территориального единства. Основные формы межгосударственных объединений

Способов возникновения территориального единства множество и все они плавно связаны и вытекают из форм межгосударственных объединений, которые представляют собой – содружества нескольких государств на основе договора для достижения поставленных общих целей.

Основные формы межгосударственных объединений:

  • конфедерация;
  • содружества;
  • сообщества;
  • совет;
  • другие формы.

Конфедерация (от латинского confoederatio - "сообщество") представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер18.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов.

В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность.

Конфедерация в основном носит временный характер. Например, союз Севера с Югом после гражданской войны в США с 1776 г. по 1787 г., союз кантонов в Швейцарии в 1815 - 1848 гг. На сегодняшний день конфедераций так таковых не существуют, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский союз).

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию)19.

Содружество - это союз суверенных государств, объединившихся на основе международного договора для достижения определенных целей, совместного осуществления и координации ряда направлений государственной деятельности при сохранении в других вопросах полной самостоятельности20.

Международный договор определяет цель и принципы формирования содружества, полномочия его органов и одновременно сохраняет за государствами-членами суверенитет и качества субъектов международного права (СНГ, Британское Содружество наций и др.).

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самые разные — экономические, культурные и др. Формами выражения, кроме международных договоров, служат уставы, декларации, соглашения, иные юридические акты21.

Содружество может иметь переходный характер: развиться в конфедерацию и даже в федерацию при наличии необходимых предпосылок либо, наоборот, привести к дезинтеграции, разъединению.

СНГ (Содружество Независимых Государств) - это объединение независимых государств, имеющих целью сохранить историческую общность народов и сложившиеся между ними связи путем координации политики, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества22. СНГ основано в 1991 г. тремя государствами — Беларусью, Россией, Украиной. Позднее к ним присоединились девять стран — Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Правовую основу СНГ составляют ряд соглашений и других документов.

СНГ осуществляет деятельность через общие координирующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационно-консультативный комитет, Главное командование объединенных вооруженных сил, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссию по правам человека, а также через их институты. Все органы СНГ являются консультативными.

Среди институтов Содружества видное место занимает Межпарламентская Ассамблея, которая состоит из парламентских делегаций — участников Соглашения о Межпарламентской Ассамблее (подписано 11.03.1992 г.). Решения Межпарламентской Ассамблеи имеют форму актов: заявлений, обращений, рекомендаций, предложений. В ее компетенцию входит разработка рекомендательных законодательных актов по вопросам, которые находятся в сфере общих интересов государств Содружества23.

Британское Содружество наций — объединение независимых суверенных государств (Великобритания и ее бывшие колонии, доминионы), имеющее целью налаживать и поддерживать общие связи между странами-членами, содействовать их экономическому и социальному развитию. Начало образованию Британского Содружества наций положено в 1867 г., когда Канада первой среди колоний получила статус доминиона. В 1919 г. английские доминионы впервые выступили на международной арене как субъекты международного права. Официально Британское Содружество наций ведет отсчет с периода предоставления независимости бывшим британским колониям: Индии, Пакистану и Бирме (Мьянма) в 1947 г.; на 01.01.2003 г. оно насчитывает 54 государства, которые независимы во внутренней и внешней политике, но в силу исторических причин признают британского монарха в качестве главы Содружества24.

Сообщество следует отличать от содружества. Региональными межгосударственными сообществами на европейском континенте являются Европейский союз (ЕС) и Совет Европы (СЕ).

Сообщество — это союз суверенных государств, объединившихся на основе межгосударственного договора для усиления интеграционных связей государств, входящих в него, и эволюции в сторону конфедеративного объединения.

Европейский союз (EU, European Union) — европейское сообщество государств, которое основано в 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. на базе трех европейских сообществ: Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ), созданного в 1951 г., Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданных в 1957 г.

У ЕС имеется единая (функциональная) территория, на которую распространяется юрисдикция его органов власти; население, имеющее единое гражданство, равные права и обязанности; органы публичной власти, акты которых имеют приоритет перед актами государственных органов членов Союза; свои система права, правопорядок, судебная система25.

Совет Европы — европейское сообщество государств, имеющее целью обеспечение теснейших связей между государствами-членами для защиты и реализации демократических принципов, содействие преобразованию Европы в демократическое и безопасное пространство, защиту прав человека, развитие и утверждение правосознания для формирования европейской культурной идентичности. СЕ создано после Второй мировой войны. Устав СЕ подписан и ратифицирован в 1949 г. В СЕ входит 48 государств26.

Сообщества создаются также для выравнивания экономического и научно-технического потенциала входящих в него государств, объединения их усилий для достижения глобальных целей (НАТО, ООН и др.).

Таким образом, форма межгосударственных объединений – это содружества нескольких государств на основе договора для достижения поставленных общих целей. Основными формами межгосударственных объединений являются: конфедерация; содружества; сообщества; совет; другие формы.

 

Заключение

В данной курсовой рассмотрены вопросы о понятии формы государственного устройства, ее видах, а также дано определение способов возникновения территориального единства и основных форм межгосударственных объединений, и решены поставленные задачи:

  1. Проанализирована нормативная правовая база и юридическая литература, устанавливающая понятие и виды форм государственного устройства.
  2. Исследовано унитарное государство и его виды.
  3. Рассмотрено федеративное государство, его виды.
  4. Определены способы возникновения территориального единства и основные формы межгосударственных объединений.

Информация о работе Формы государственного устройства