Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
- Изучение категории «форма государственного управления», как важнейшего составляющего формы государства.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.
Рассмотреть виды государственных устройств, выявить наиболее жизнеспособные.
Рассмотреть подробно федеративную форму государственного устройства на примере Российской Федерации. Для этого
Изучить становление Российской Федерации;
Рассмотреть юридическую природу российского федерализма;
Изучить особенности российского федерализма, его особенности, проблемы и тенденции развития.

Содержание

1. Введение.
2. Государственное устройство как составляющее формы
государства.
2.1 Понятие государственного устройства.
Виды государственного устройства.
2.3 Различия между унитарной и федеративной формами устройства.
3. Федеративное устройство РФ.
Федеративное устройство РФ.
Юридическая природа российского федеративного
государства.
Особенности и современные проблемы российского федерализма.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

Международный юридический институт

Тульский  филиал

   Факультет регионального обучения

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

Дисциплина:  Теория государства и права

ТЕМА: «Формы государственного устройства»

 

 Выполнил:

                                                                                      Студент 111 группы

Прохоров  А.И.

Научный руководитель:

Фомин О.Е.                                                                                          

                 

                                Дата защиты:_____________________

Оценка:__________________________

 

_________________________________

(подпись  научного руководителя)

 

 

 

 

ТУЛА

2012 г.

                                     План курсовой работы.

 

1. Введение.

2. Государственное  устройство как составляющее  формы

государства.

2.1 Понятие государственного  устройства.

    1. Виды государственного устройства.

2.3 Различия между  унитарной и федеративной формами  устройства.

3. Федеративное  устройство РФ.

    1. Федеративное устройство РФ.
    2. Юридическая природа российского федеративного

государства.

    1. Особенности и современные проблемы российского федерализма.

4. Заключение.

5. Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, чтобы показать, что же такое государственное устройство, какие бывают виды государственных устройств, их значение в истории и в современности и как они развивалась в нашей стране.

Цель исследования:

- Изучение  категории  «форма государственного управления»,  как важнейшего составляющего  формы государства.

Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.
  2. Рассмотреть виды государственных устройств, выявить наиболее жизнеспособные.
  3. Рассмотреть подробно федеративную форму государственного устройства на примере Российской Федерации. Для этого
  1. Изучить становление Российской Федерации;
  1. Рассмотреть юридическую природу российского федерализма;
  2. Изучить особенности российского федерализма, его особенности, проблемы и тенденции развития.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Государственное устройство как составляющее формы

государства.

1.1. Понятие государственного  устройства.

История существования государства  свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин – форма  государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями»1.

Форма государственного устройства входит в состав формы государства, наряду с формой правления и политическим режимом.

Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.2

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но на современной политической  карте мира она фактически не встречается.

При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, «союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)»3. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

 

Схема 1.






Необходимость определенным образом построить  территориальную организацию государства  вытекает из того обстоятельства, что  любое государство расположено  на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого  государства. Для выполнения своего социального назначения (организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п.) государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную( осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным. После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Как, например, шла территориальная структуризация США? При освоении Запада в ХVIII в. стали действовать следующие нормы: когда на4 землях Запада население достигало определенных размеров («5 тысяч свободного мужского населения дееспособного возраста»), соответствующая территория должна была созвать «генеральную ассамблею», чтобы помогать назначенному губернатору управлять делами. А когда население достигало численности «60 тысяч свободных лиц», Конгресс должен был принять территорию в качестве нового штата «на равных правах с прежними штатами во всех мыслимых отношениях». Количество штатов постепенно выросло до 50. Почти во всех случаях новый штат проходил через этап территориального управления.5

Кроме того, население того или иного государства может  быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства  и этот многонациональный аспект населения. Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные  деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные  образования и свои органы власти и управления.

Разумеется, государство - это  не сумма его территориальных  образований, но без этой структуры  государство функционировать не может.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого  образования.

 

 

 

1.2. Виды государственного устройства.

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная6. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств7. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств8.

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

1. Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

В унитарном государстве  единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное  образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед  центральной властью (чаще - перед  правительством). Кроме того, составные  части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных  воинских формирований, законодательных  органов и других атрибутов государственности.

Однако и унитарные  государства могут иметь в  своём составе автономные, т.е самоуправляющиеся, образования. Классический пример в этом отношении – Испания, где наряду с такими историческими областями, как Страна Басков и Каталония, выделяемыми по национальному признаку, созданы и территориальные автономии.9

2.Федеративное государство. В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности10. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др11. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:

  • Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.
  • Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.
  • В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.
  • В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации.
  • Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).
  • Возможно наличие двойного гражданства: гражданство страны и гражданство субъекта федерации (чаще всего относится к жителям республик).

Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между  федерацией и её субъектами. Чаще федерация  занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.

Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации  зависит от того, как складывается федерация:

1 вариант. Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Примером такого способа образования федерации является США.

2 вариант. Либо единое государство разделяется на части, либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, - те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.

Информация о работе Формы государственного устройства