Формы и методы осуществления функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является всестороннее, полное изучение сущностных характеристик функций государства.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Определить понятие «функции государства»;
Раскрыть признаки функций государства;
Рассмотреть виды функций государства;
Дать характеристику внутренним и внешним функциям государства;
Проанализировать формы и методы осуществления функций государства.

Содержание

Введение
1. Понятие, признаки и содержание функций государства
2. Виды функций государства
2.1. Классификация функций государства
2.2. Внутренние функции государства
2.3. Внешние функции государства
3. Формы и методы осуществления функций государства
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

функции государства курсовая.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

3. Функция интеграции  в мировую экономику проявляется  в деятельности по внешнеэкономическому сотрудничеству (в том числе в предоставлении другим государствам кредитов, займов, в использовании новейших зарубежных технологий и т.д.), в создании совместных предприятий с зарубежными партнерами, в поддержке иностранных капиталовложений (создание благоприятного инвестиционного климата, предоставление иностранным инвесторам таможенных, налоговых и других льгот).

4. Одной из приоритетных  функций современного демократического  государства является социальная  функция, осуществляемая в сфере  международных отношений. Речь идет прежде всего о защите прав личности (принятие международных актов - деклараций, конвенций - в области обеспечения прав человека, деятельность Европейского Суда по правам человека и т.д.) и осуществлении различных форм гуманитарной деятельности.

5. Экологическая. В  современных условиях многие  экологические проблемы (уменьшение  озонового слоя, глобальное потепление  климата, угроза исчезновения  редких животных, загрязнение рек,  почвы и атмосферного воздуха  и др.) не могут быть решены  усилиями только одного государства. Они требуют согласованных действий многих государств, входящих в мировое сообщество, приобретая характер планетарных экологических проблем. Нерациональное природопользование, характерное для многих развитых государств (неразумное, потребительское отношение к природно-экономическим и сырьевым ресурсам, приводящее к их истощению, использование разрушительных для экологии технологий), создает опасный дисбаланс в окружающей человека природной среде и несет реальную угрозу жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Современные государства участвуют в решении глобальных экологических проблем, осуществляют совместные мероприятия по преодолению последствий техногенных катастроф и т.п. [13, C. 211]

6. Поддержание мира (или, как ее еще называют, поддержание мирового порядка). Необходимо подчеркнуть, что ведение агрессивных, захватнических войн сопутствовало всем этапам развития человеческого общества. Сохраняется эта угроза и сегодня. Однако наличие оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического) значительно снижает возможность развязывания новых агрессивных войн. Важным фактором сохранения мира на планете является совместная деятельность государств по разрешению межнациональных конфликтов, обеспечению мирового правопорядка.

К внешнеполитической деятельности современного государства относится  и сотрудничество с другими государствами  в таких сферах, как культура (культурный обмен, организация международных  конкурсов, выставок), борьба с организованной преступностью (в том числе через интерпол) и др. [14, C. 187].

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

Формы осуществления  функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются  его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления  функций государства, которые реализуются  его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся:

1) правотворческая - деятельность  по подготовке и изданию нормативных  актов, способствующих осуществлению  той или иной функции государства;

2) правоприменительная  - деятельность по реализации  нормативных актов путем принятия  актов применения права; это  повседневная работа по выполнению  законов и по разрешению разнообразных  вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п. [15, C. 212].

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная  - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Методы осуществления  функций государства - это способы  и приемы, с помощью которых  органы государства реализуют его  функции. Среди подобных методов  прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.

Убеждать - значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки  воле управляемых), ограничивая свободу  их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

Рекомендовать - значит ориентировать  на конкретный вариант действий, желательных  с точки зрения общества и государства.

Поощрять - значит с помощью  системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность [17, C. 130].

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования были сделаны следующие  выводы.

Функции государства - это главные социально значимые направления деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи.

Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.

С учетом сказанного функции  государства можно определить как  особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Каждая функция имеет  определенное содержание, поскольку  предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. К числу основных критериев можно  отнести классификацию функций  государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Функции государства по значимости можно делить на главные и производные (вспомогательные).

Общепринятой является классификация функций государства  по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.

К внутренним функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, а к внешним - обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.

Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

I.  Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 - М.: Буквица, 2010г.

 

II. Монографическая и периодическая литература

 

2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс [Текст]. М.: Юрайт-Издат, 1994. – 315с.

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. [Текст]. М.: Омега-Л, 2004. – 287с.

4. Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). [Текст]. М.: Юрайт-Издат, 1992. – 367с.

5. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права [Текст]: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. – 420с.

6. Основы государства и права [Текст].: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994. – 412с.

7. Общая теория права и государства [Текст]: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. – 392с.

8. Общая теория права [Текст] : Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юристъ, 1994. – 417с.

9. Тарасова И.А. Социальная  функция государства [Текст] // История государства и права, № 9, 2012. – 39-42с.

10. Теория государства и права [Текст]: Учебник / Под ред. М.И. Абдулева. М.: Юристъ, 2007. – 512с.

11. Теория государства и права [Текст] / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М.: Юристъ, 1995. – 435с.

12. Теория государства и права [Текст] / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 524с.

13. Теория государства и права [Текст]: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. – 532с.

14. Теория государства и права [Текст]: Учебник / Под ред.  А.В. Мелёхина. М.: Юристъ, 2008. – 478с.

15. Теория государства и права [Текст]: Учебник / Под ред.  Л.А. Морозовой. М.: Юристъ, 2002. – 545с.

16. Теория государства и права [Текст]: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт-Издат, 2003. – 613с.

17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст]/ Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М.: Юрайт-Издат, 1995. – 495с.

18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст]: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. – 315с.

19. Хван Д.А. Проблема  определения и дифференциации  функций государства [Текст] // История государства и права, № 24, 2011. – 48-52с.

 

 


Информация о работе Формы и методы осуществления функций государства