Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 20:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть существующие формы государственного правления и показать их особенности.
Задачи курсовой работы:
- разобрать понятие и структуру формы государства;
- разобрать место и роль форм правления в форме государства;
- изучить виды форм правления и разобрать их достоинства и недостатки;
- разобрать монархию и республику, как формы правления;
- изучить нетипичные формы правления: монархию с элементами республики, республику с элементами монархии, полупрезидентскую республику, советскую республику.
Введение………………………………………………………………………….3
I.Форма правления в структуре формы государства…………...……………...5
1.Понятие и структура формы государства……….……………………….5
2.Место и роль формы правления в ее структуре….……………………...8
3.Понятие и виды формы правления. …………………………..………...10
II.Типичные формы правления…………………………………………………12
1.Монархия: понятие, признаки и виды…………………………………..12
2.Республика: понятие, признаки и виды…………………………………19
III.Нетипичные формы правления……………………………………………...27
1.Монархия с элементами республики……………………………………28
2.Республика с элементами монархии………………………...…………..29
3.Суперпрезидентская республика……….……………...………………..30
4.Полупрезидентская(полупарламентская) республика………..……..…31
5.Советская республика……………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНАУКИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»
(МГУПИ)
ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
Кафедра: «Правовое обеспечение национальной безопасности»
Курсовая работа
По
дисциплине: «Теория государства и права»
Тема: «Формы правления государств»
Выполнил(а):
студент(ка)
1 курса
заочной формы обучения
Института Комплексной Безопасности
шифр спец./напр. 40.03.01 КБ-12
Полякова Людмила Владимировна
Проверила:
Доцент кафедры, к.ю.н.,
Шеяфетдинова Наталья Александровна
Москва – 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I.Форма правления
в структуре формы государства…………...……………...5
1.Понятие и структура формы государства……….……………………….5
2.Место и роль формы правления в ее структуре….……………………...8
3.Понятие и виды формы правления. …………………………..………...10
II.Типичные
формы правления…………………………………………………12
1.Монархия: понятие, признаки и виды…………………………………..12
2.Республика: понятие, признаки и виды…………………………………19
III.Нетипичные
формы правления……………………………………………...
1.Монархия с элементами республики……………………………………28
2.Республика с элементами монархии………………………...…………..29
3.Суперпрезидентская республика……….……………...………………..
4.Полупрезидентская(
5.Советская республика……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Темой данной курсовой работы является "Формы правления государств". Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления является непосредственным представителем и носителем его сущности и содержания. Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами. По формам правления все государства делят на две крупных группы: монархии и республики. История и современность знают разнообразные виды монархий и республик. Они в веской степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования. В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Каждое из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что сказывается на содержании и форме организации государственного правления. Государство в целом представляет собой единство трех компонентов: государство существует постольку, поскольку существуют
1) население государства (нация, государственно-организованный народ),
2) государственная территория
3) государственная власть.
В наиболее общем виде государство предстает как множество людей (субъектов государственного общения, граждан или подданных), объединенных на установленной территории публичной политической властью правового типа. Отдельные государства, их виды, отличаются не только по содержанию публично-властных отношений, функций и задач государственной власти, но и по форме объединения людей в государство. Форма правления входит в понятие форма государства. Изучение форм (устройств) государства (а значит и форм правления) имеет огромное значение в современном мире. От формы правления в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов. В форме правления государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Изучением форм государственного устройства занимались такие известные ученые, как А.Б. Венгеров, М.Н. Марченко, В.В. Лазарев, Н.И. Матузова и А.В. Малько и другие известные ученые-правоведы. Данными авторами подробно изучены вопросы, касающиеся форм правления.
Цель курсовой работы – рассмотреть существующие формы государственного правления и показать их особенности.
Задачи курсовой работы:
- разобрать понятие и структуру формы государства;
- разобрать место и роль форм правления в форме государства;
- изучить виды форм правления и разобрать их достоинства и недостатки;
- разобрать монархию и республику, как формы правления;
- изучить нетипичные формы правления: монархию с элементами республики, республику с элементами монархии, полупрезидентскую республику, советскую республику.
I.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Форма
государства - это структура государственного
устройства, которая состоит из таких
компонентов как форма правления, государственное
устройство, политический режим.
Термин «форма государства» употребляется
в различных значениях. Во многих науках
- это понятие, используемое для выделения
данного явления (формы государства) из
других явлений государственности; в понятии
взятые в виде абстракции признаки отражают
существенные стороны формы государства
в их взаимосвязях, образующих определенную
целостность. Для действующего права той
или иной страны, прежде всего для ее конституционного
права, форма государства - это правовой
институт (в разных характеристиках - комплексный
институт или комплекс институтов), система
внутренне согласованных норм данной
отрасли права, регулирующих реальное
явление (форму), в их правовых взаимосвязях.
Теория государства и права при помощи общего понятия раскрывает свойства конкретных форм различных государств, а также общее и особенное в этих формах. Поскольку государство представляет собой постоянно функционирующую политическую организацию, то его форма связана с определенным видом государства как особого явления, представляющего диалектическое единство содержания и формы.
Существуют различные точки зрения на понятие «форма государства». Его трактуют в узком смысле (только форма правления) или в широком (совокупность формы правления и формы государственного устройства); политический режим в этой ситуации рассматривается как явление, характеризующее сущность государства, или область методов осуществления классового господства.
Интересна точка зрения, согласно которой следует различать внутреннюю и внешнюю форму государства; под первой понимается демократия, а под второй — конкретная организация политической власти. Так как демократия есть разновидность политического режима, то его необходимо понимать как внутреннюю форму государства, а совокупность форм правления и государственного устройства представляет собой внешнюю форму.
Государство, как и любой другой объект, предлагается рассматривать также как функциональную (динамическую) и организационную (статическую) систему, поэтому формой государства в динамическом аспекте считается политический режим, а в статическом — форма правления и форма государственного устройства.
Форма государства отвечает
на вопросы, на каких принципах и как территориально
построена государственная власть, как
создаются высшие органы государства,
как они взаимодействуют между собой и
населением, какими методами она осуществляется
и др.
Под формой государства понимается организация
государственной власти, выраженная в
форме правления, государственного устройства
и политического (государственного) режима.
Следовательно,
понятие формы государства охватывает:
а)
организацию верховной государственной
власти, источники ее образования и принципы
взаимоотношений высших органов власти
между собой и населением;
б)
территориальную организацию государственной
власти, соотношение государства как целого
с его составными частями;
в)
методы и способы осуществления государственной
власти.
Форма
государства зависит от конкретно-исторических
условий его возникновения и развития.
Решающее влияние на нее оказывают сущность,
исторический тип государства. Так, феодальному
типу государства соответствовала, как
правило, монархическая форма правления,
а буржуазному — республиканская. Форма
государства во многом зависит от соотношения
политических сил в стране, особенно в
период его возникновения. На форму государства
влияют национальный состав, исторические
традиции, территориальные размеры страны
и другие факторы.
Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:
а) форма правления – особый
порядок образования и
б) форма государственного
в) политический режим – методы
и приемы осуществления
2.МЕСТО И РОЛЬ ФОРМЫ
Под формой правления подразумевают организацию
верховной государственной власти, в особенности
высших и центральных ее органов, структуру,
компетенцию, порядок образования этих
органов, длительность их полномочий,
взаимоотношения с населением, степень
участия последнего их формировании. Форма
правления является ведущим элементом
в форме государства, трактуемый в широком
смысле.
В управлении государством участие принимают также местные органы государства (советы в тоталитарном социалистическом государстве, назначенные представители государственной власти в других странах). Наконец, самоуправление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государства с населением. Таким образом, оценивая ту или иную форму правления, помимо структуры и взаимоотношений трех традиционных для определения этого понятия органов следует учитывать роль других органов государства, которым по конституции принадлежит государственная власть или которые осуществляют ее на практике, форма прямых или обратных связей органов государственной власти с населением.
Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония - монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством. Форма правления - это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.
Форма государственного правления
дает возможность уяснить:
1)
как создаются высшие органы государства
и каково их строение;
2)
какой принцип лежит в основе взаимоотношений
между высшими и другими государственными
органами;
3)
как строятся взаимоотношения между верховной
государственной властью и населением
страны;
4)
в какой мере организация высших органов
государства позволяет обеспечивать права
и свободы гражданина.
По
указанным признакам формы государственного
правления подразделяются на монархические
(единоличные, наследственные) и республиканские
(коллегиальные, выборные).
3.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Государство – это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.
Форма правления - это структура
высших органов
Характер формы правления зависит
от типа общества. В обществах, не связанных
экономическими узами обмена и вынужденных
объединяться посредством централизованной
государственной власти, естественной
формой правления представляется монархия.
Там, где форма правления не сопряжена
с иерархической системой феодальной
собственности на землю и ее верховным
собственником в лице самого монарха,
она принимает вид деспотии. Для обществ,
основанных на обменных отношениях между
свободными, политически равными субъектами
– собственниками, характерна республиканская
форма правления.
Различаются две формы правления: - монархия
(древневосточная, римская централизованная,
средневековая раннефеодальная, сословно-представительная,
абсолютная, современная конституционная);
- республика (афинская демократическая,
римская аристократическая, спартанская
аристократическая, средневековые города-республики,
современные парламентские, президентская,
социалистическая).
II.ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ
ПРАВЛЕНИЯ
1.МОНАРХИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
Монархия - это такая форма правления,
при которой верховная власть осуществляется
единолично и переходит, как правило, по
наследству.
Монархия - одна из древнейших форм правления,
берущая свое начало с эпохи египетских
фараонов и шумерских правителей (III —
II тысячелетие до н.э.). Это свидетельствует
о ее способности существовать в различных
исторических, экономических, политических
и мировоззренческих условиях развития
общества.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого
общества. При феодализме она стала основной
формой государственного правления. В
буржуазном же обществе сохранились лишь
традиционные, а в основном формальные
черты монархического управления.
Основными
признаками классической монархической
формы управления являются:
1) существование единоличного главы государства,
пользующегося своей властью пожизненно
(царь, король, император, шах);
2) наследственный порядок преемственности
верховной власти;
3) представительство государства монарха
по своему усмотрению;
4) юридическая безответственность монарха.