Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Функция государства имеет исторический характер, проявляется в различных областях жизнедеятельности государства. Однако в условиях федераций в части организации экономических связей между субъектами федерации она приобретает особую значимость для стабильности и эффективности функционирования государства. Это вытекает из особой роли экономических отношений и экономической деятельности в общественной жизни как центрального стержня государственного организма, формирующего принципиальные черты всех элементов государственного устройства, особенности современного "государственного портрета".

Содержание

1. Понятие и классификация функции государства_____________________3
2. Основные внутренние функции государства на современном этапе_____8
3. Содержание внешних функций государства________________________18
4. Формы осуществления функций государства_______________________28
Список используемой литературы__________________________________34

Вложенные файлы: 1 файл

ТГиП курсовая 2.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 На современном  этапе развития общества и  государства монархии бывают  двух видов - дуалистические и  парламентарные. Характерной особенностью  дуалистической монархии является  формально-юридическое разделение  государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть

 

находится в  руках монарха, законодательная - у  парламента. Последний, однако, в ряде случаев фактически подчиняется  монарху.

 Парламентарная  монархия отличается тем, что  статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарную монархию нередко называют конституционной монархией.

 Современные  республики делятся на два  вида: президентские, характерной  особенностью которых является  соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью последних является довольно слабая власть президента. Характерным для парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.

 Форма государственного  устройства представляет собой  устройство государства, его внутреннее  деление на составные части  - административно-территориальные  единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государства в целом и отдельных его частей.

 Существуют  две основные разновидности форм  государственного устройства. Наиболее  простая из них - унитарное  государство. Это - единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой системы и конституции. Унитарными государствами являются Англия, Франция, Венгрия, Монголия и др.

 Более сложной  формой государственного устройства  является федерация. Федеративное  государство состоит из ряда  других государств или государственных  образований - членов федерации (штатов, кантонов, союзных или автономных республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное

 

деление. На территории каждого из них, наряду с деятельностью  общих для всей федерации высших органов власти и управления, действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами.

 Менее распространенной  по сравнению с другими формами государственного устройства является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства - члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных целях.

 Конфедерация  нередко рассматривается как  промежуточное звено на пути  движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

 Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличия определенных форм правления и государственного устройства государства отличаются друг от друга своими режимами. Под государственным режимом понимается совокупность методов осуществления государственной власти, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями.

 Государственный  режим является наиболее динамичной  составной частью формы государства,  чутко реагирующей на все наиболее  важные процессы и изменения,  происходящие в окружающей экономической  и социально-политической среде, в частности, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.

 Политическая  практика полностью подтвердила  справедливость тезиса о том,  что стоящие у власти слои  или классы, в частности, буржуазия, "во всех странах 

 

неизбежно вырабатывает две системы управления, два метода борьбы за свои интересы и отстаивание своего господства, причем эти два метода то сменяют друг друга, то переплетаются вместе в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ... Второй метод - метод "либерализма", шагов в сторону развития политических стран, в сторону реформ, уступок и т.д."

 В зависимости  от того, какой из этих методов осуществления государственной власти в той или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический ("либеральный").

 Авторитарный  режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.

 Логически  завершенной и наиболее опасной  формой авторитарного режима  является фашизм. Фашистский режим как крайняя форма авторитарного режима полностью ликвидировал в 30-40-е годы в ряде западных стран буржуазно-демократические права и свободы, уничтожил почти все оппозиционные организации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления. Широкая социальная база фашизма создается в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти - средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.

 Появление  фашистских режимов является показателем резкого обострения социально-классовых противоречий внутри западного общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечить свое господство, опираясь лишь на либерально-демократические методы. Она вынуждена под страхом утраты

 

государственной власти прибегать к широкому использованию  террористических методов. Ярким примером тому могут служить фашистские режимы, существовавшие в довоенный период в Германии и Италии.

 Характерными  чертами фашистских режимов в  этих странах были следующие:  сочетание репрессивных методов  правления с широкой социальной  и политической демагогией по  поводу защиты прав неимущих  слоев; официально насаждаемые  через средства массовой информации антикоммунизм и антисемитизм; постоянно проводимая на государственном уровне "охота на ведьм" - коммунистов и "всех иных", не согласных с проводимой фашистскими лидерами политикой; повседневная опора правящих кругов на армию, полицию и другие репрессивные органы; непререкаемая власть вождя - фюрера, дуче, ставших "богами" фашистской Германии и Италии.

 Кроме названных  существует ряд и других особенностей  фашистских режимов. Одной из  важнейших среди них является  абсолютное доминирование исполнительной  власти над законодательной. Диктатура исполнительной власти устанавливается повсеместно под предлогом проведения "кардинальных реформ", борьбы за "единство нации", за установление подлинной демократии, торжество законности и справедливости.

 Деятельность  парламентских структур при этом полностью парализуется и политически нейтрализуется. Представительная власть народа заменяется властью политиканствующей клики. Парламент практически лишается своей традиционной компетенции - творить законодательство.

 

Характерными признаками буржуазно-демократического режима являются следующие: конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций; существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти; официальное признание принципа буржуазно-демократической законности и конституционности, принципа разделения властей и др.

 

 

Список используемой литературы

1. Берк Э. Указ. соч. С. 71, 73.

2. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и сознание долга // В сб.: Вопрос теории государства и права. Саратов, 1983. С. 45.

3. Второй форум творческой и научной интеллигенции СНГ // Литературная газета. 2007. N 52.

4. Государство и право. 1993. N 6. Ст. 98-108.

5. Гегель Г.В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 317.

6. Гегель Г.В. Ф. Политические произведения. М., 1978. С. 87.

7. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.

8. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 83, 86, 89, 105-106.

9. Ильин И.А. Религиозный смысл  философии. М., 2006. С. 304, 299.

10. Калинина  Т.М. Российская и европейская  правозащитная система: соотношение  и проблемы согласования. Автореферат  дис. : канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.

11. Карташов  В.Н. Правозащитные системы: понятия,  основные типы и принципы. // В  сб.: Российская и европейская  правозащитная система: соотношение  и проблемы гармонизации. Н. Новгород, 2003. С. 12.

12.Колер И. Право как элемент  культуры. Пер. с нем. М., 1896.

13. Лившиц Р.3. Государство и право в современном  обществе // Теория права: новые  идеи. М., 1991. Вып. 1. С. 13.

14. Морозова  Л.А. Функции Российского государства  на современном этапе // Теория  государства и права / Отв. ред.  Я.А. Катаев, В.В. Лазарев. Уфа, 1994. С. 166.

15. Общая теория  государства и права. Академический  курс в 3-х томах. 2-е изд. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. С. 336-353.

16. Правовая культура в России  на рубеже столетий. Материалы  Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001 г.). Волгоград, 2001.

17. Теория государства  и права. М., 1994. Вып. 2. С. 40.

18. Фукуяма Ф.  Сильное государство: Управление  и мировой порядок в XXI веке. М., 2006. С. 199-200.

19. Хабриева Т.Я. Конституционализм в России: 10 лет развития // В сб.: Конституция и законодательство. М., 2003. С. 12.

20. Черноголовкин  Н.В. Теория функции социалистического  государства. М., 1970. С. 134-135.

1 .Теория государства и права. М., 1994. Вып. 2. С. 40.

2 Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. N 6. Ст. 98-108.

3 Теория государства и права / Отв. ред. Я.А. Катаев, В.В. Лазарев. Уфа, 1994. С. 166.

4 Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. 2-е изд. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. С. 336-353.

5 Черноголовкин Н.В. Теория функции социалистического государства. М., 1970. С. 134-135.

6 Лившиц Р.3. Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. С. 13.

7 Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. М., 2006. С. 199-200.

8 Калинина Т.М. Российская и европейская правозащитная система: соотношение и проблемы согласования. Автореферат дис. : канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.

9 Карташов В.Н. Правозащитные системы: понятия, основные типы и принципы. // В сб.: Российская и европейская правозащитная система: соотношение и проблемы гармонизации. Н. Новгород, 2003. С. 12.

10 Братусь С.Н. Юридическая ответственность и сознание долга // В сб.: Вопрос теории государства и права. Саратов, 1983. С. 45.

11 Хабриева Т.Я. Конституционализм в России: 10 лет развития // В сб.: Конституция и законодательство. М., 2003. С. 12.

12 Гегель Г.В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 317.

13 Берк Э. Указ. соч. С. 71, 73.

14 Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М., 2006. С. 304, 299.

15 Правовая культура в России на рубеже столетий. Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001 г.). Волгоград, 2001.

16 Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 83, 86, 89, 105-106.

17 Колер И. Право как элемент культуры. Пер. с нем. М., 1896.

18 Гегель Г.В. Ф. Политические произведения. М., 1978. С. 87.


Информация о работе Функции государства