Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Функции государства выражаются в осуществлении государственного управления. Государственное управление - это целенаправленная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношении в различных сферах жизни общества. Государство выступает по отношению к обществу субъектом управления. Государственное управление осуществляется для решения двух взаимосвязанных целей.

Содержание

Введение.
1. Методологическое значение функционального подхода в теории государства и права.
2. Понятие, признаки, структура функции государства.
3. Система (классификация) функции государства.
4.Основные функции государства.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 50.84 Кб (Скачать файл)

План

Введение.

1. Методологическое значение  функционального подхода в теории  государства и права.

2. Понятие, признаки, структура  функции государства.

3. Система (классификация) функции  государства.

4.Основные функции государства.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Функции государства выражаются в осуществлении государственного управления. Государственное управление - это целенаправленная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношении в различных сферах жизни общества. Государство выступает по отношению к обществу субъектом управления. Государственное управление осуществляется для решения двух взаимосвязанных целей.

Первая цель - это обеспечить стабильность, самосохранение общества, прочное закрепление достигнутого уровня общественных  отношении.

  Вторая цель – это обеспечение развития общества, реформы, совершенствование общественных отношений, дальнейшее развитие общества по пути прогресса. Между собой различаются цели и задачи государственного управления. Управленческие цели всегда носят стратегический, универсальный характер. Задачи государственного управления - это приоритеты государственной политики на конкретно-историческом этапе. В Российской Федерации задачи и функции государства находятся в ведении Президента России, который, согласно статье 80 Конституции РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

  Субъектом государственного управления выступает государство в лице государственного аппарата - ведомств, государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Объектами государственного управления выступают сферы общественной и частной жизни, на которые направлено управленческое воздействие. Это экономика, политика, семья, культура, правопорядок, оборона и безопасность государства, окружающая природная среда, социальная сфера, права и свободы граждан, международная деятельность и т. п. Управленческая деятельность государства носит универсальный характер, ухватывая практически все сферы общественных отношений.

  Одной из центральных проблем, рассматриваемых сегодня науками теории государства и права, а также, политологии, является проблема соотношения государства и гражданского общества.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся:  внутренние и внешние.

Цель работы – рассмотреть основные функции государства.

Задачи работы – представить общую характеристику функций государства; классифицировать функции государства.                                                     

 

 

 

 

1. Методологическое значение  функционального подхода в теории  государства и права.

Древние греки, введя в научный оборот понятие метода - «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования космоса, т. е. явлений природы, человеческого общества, вселенной.  Они видели в методе подход к изучаемым объектам планомерный путь научного познания и установления истины. В современную эпоху большие требования предъявляются к методу. Он должен быть подлинно научным, истинным, т. е. вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенность предмета изучения, адекватно отражаться в сознании субъекта.

Виднейшие ученые придавали методам познания исключительное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы - продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.

Методы теории государства и права - это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.  

Многовековой мировой опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далёко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.

Теорию права и государства нельзя рассматривать как собрание готовых истин, канонов или догм. Это живая, развивающаяся теория. 

Применяя методы познания, теория права и государства приближается к осуществлению своей конечной цели – служит в государственно-правовой практике, способствовать активному и творческому использованию государственных и правовых институтов.

Методы теории государства и права, как уже говорилось, тесно связаны с ее предметом. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука - бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.

Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.

Как отдельные методы, так и методология в целом определяются предметом самой науки. Важную роль играют субъективные факторы. Они заключаются в способности использовать по своему выбору методы исследования предмета.

Метод представляет собой совокупность правил, требований которые обеспечивают успех в работе. Процесс научного познания осуществляется особым методом.

 Методы предмета теории  государства и права – это  совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется  процесс получения объективно-истинных  знаний о сущности и закономерностях  государственно-правовых явлений.

Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.

К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук, включая теорию государства и права, относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности.

Основой смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.

Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.

Содержание принципа комплексности в изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук - философии, социологии, политэкономии, политологии.

В юридической литературе в связи с широким использованием философских категорий справедливо указывалось на то, что не нужно бояться "философизации" или "социологизации" государственно-правовой науки. Однако важно при этом не подменять юридическое исследование философским, социологическим или любым другим исследованием.

 

2. Понятие, признаки, структура  функции государства.

  Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства — характеристики именно того, что и как государство «делает».

  Функции государства – основные направления его деятельности, обусловленные социально-классовой сущностью и содержанием государства и направленные на достижение стоящих перед ним целей и задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

  Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе своего развития.

   Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. В функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала.

  В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение  тех средств и  способов,  которые  обеспечивают  выполнение  государством  своих функций. Такой обеспечивающей структурой является  государственный аппарат  - система органов государства, создаваемых специально для  выполнения  функций государства. Каждое звено этого аппарата, каждый  орган имеет  и  свои  собственные  функции,  представляющие  разделение  труда  по управлению  обществом.  Вот  почему  надо  различать  функции   государства, функции государственной власти и функции государственных органов.

   Итак, для  обеспечения  выполнения  своих  функций  в  любом  государстве формируется специальная структурная организация, называемая  государственным аппаратом. Аппарат государства - это иерархическая система государственных  органов,  взаимосвязанных общими принципами, единством конечной  цели  и  взаимодействием,  обладающих в пределах своей компетенции правом общеобязательных решений с целью реализации функций государства.  Государственные   органы являются структурными звеньями государственного  аппарата, обладающими властными полномочиями и участвующими в реализации определённых функций государства.     Для  образования государственного   органа   необходима   правовая   основа,   т.е.   издание специального  нормативно-правового  акта.  Обычно  система   государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства определяются не  волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью общества.   

  Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства, а  построение  аппарата  государства должно идти от функций к органу,  а  не  наоборот,  и  на  строгой  правовой основе.

   Функции государства не постоянный набор направлений его деятельности. С развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться новые, ранее неизвестные функции государства.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.

  Признаки функции государства.

В отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения о понятии функции государства. Однако имеется общее представление о них. Среди общих черт и особенностей функций государства как явлений, выделяющих их среди других государственных и негосударственных явлений, необходимо указать, прежде всего, следующие.

   Функции государства имеют комплексный характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не приравниваются к самой деятельности или отдельным аспектам деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства. Предполагается осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.

   По своему характеру, содержанию и назначению функции  государства никогда не бывают  социально нейтральными. Они всегда  выражают и отражают социально-классовую  сущность и содержание конкретного  государства. В них неизменно  проявляется та реальная, социально обусловленная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

  Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним на том или ином этапе развития целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих целей и задач. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны.    

Информация о работе Функции государства