Функции государства
не следует отождествлять с функциями
его отдельных органов или же государственных
организаций. Функции последних обладают
по сравнению с функциями всего государства
более узким характером. Если функции
государства охватывают собой всю его
деятельность в целом, активность всего
государственного аппарата или механизма,
то функции отдельных органов распространяются
лишь на его часть или на отдельные его
части.
Функции государства отличаются
своими методами и формами осуществления.
Формы осуществления функций характеризуют
связь государства с правом как одним
из основных средств властвования. Через
право государство проводит в жизнь
свои функции, свои экономические,
политические, идеологические задачи.
В одних случаях государство издает юридические
нормы, в других - организует
их исполнение, обеспечивает,
охраняет их. В зависимости от этого
и различают три основные формы осуществления
функций:
Правотворческая - государственная
деятельность, выражающаяся в разработке
и принятии юридических норм, в
которых закрепляются программы
деятельности людей. Она заключается
в издании нормативных актов,
т.е. актов, которые устанавливают новые
нормы, изменяют или отменяют старые.
Правоисполнительная - государственная
деятельность, выражающаяся в принятие
мер по исполнению норм права. Она
состоит главным образом в издании
властных индивидуальных актов, т.е.
актов, рассчитанных только на данный,
индивидуальный случай (например, издание
разового планового акта по строительству,
назначение гражданина на должность.)
Правообеспечительная
(правоохранительная) - государственная
деятельность, выражающаяся
главным образом в контроле
и надзоре за соблюдением и исполнением
норм , а также в применение принудительных
мер к их нарушителям. В
процессе осуществления
данной функции решаются
юридические дела, связанные с
применением юридических санкций,
спорами между отдельными лицами и т.д.
Государство в соответствии
с теми задачами, которые стоят перед ним
на том или ином этапе развития, может
использовать методы убеждения, поощрения
или принуждения в их различных сочетаниях.
Конкретная же функция государства представляет
собой единство содержания, форм и методов
осуществления государственной власти,
неразрывно связанных с данным направлением
деятельности государства.
Функции государства по
сути своей объективны. Они обусловлены
закономерностями взаимодействия общества
и государства, а потому у последнего нет
выбора, выполнять их или не выполнять.
Невыполнение государством своих функций
может вызвать негативную реакцию в общественной
жизни.
В то же время объективный
характер функций государства вовсе не
означает, что они реализуются помимо
воли и сознания людей. Напротив, роль
субъективного фактора здесь очень велика.
Государство только тогда функционирует
плодотворно, когда его функции в полной
мере соответствуют объективным потребностям
общества, а соответственно и людей, являющимися
его членами. Значит, сначала должны быть
осознаны объективные общественные потребности,
а уж затем определены функции государства
и механизм их осуществления. Причем все
это обеспечивается сознательной деятельностью
людей.
Каждая функция государства
имеет свой объект воздействия и свое
содержание. Объект — определенная сфера
общественных отношений (экономика, культура
и др.), на которую направлено государственное
воздействие. Объекты и служат критерием
разграничения функций государства. Содержание
функций показывает, что делает государство,
какие управленческие действия в данной
сфере оно совершает, чем конкретно занимаются
его соответствующие органы.
Функции государства различны,
порядок их возникновения и изменения
зависит от очередности задач, которые
встают перед обществом в ходе его эволюции,
и целей, которые оно преследует. Задача
— это то, что требует разрешения, а функция
— вид деятельности, направленной на такое
разрешение. Другими словами, задачи и
функции являются взаимосвязанными, но
не тождественными понятиями. В разные
исторические периоды приоритетное значение
приобретают те или иные цели и задачи
государства, а, следовательно, и различные
его функции. На одних этапах развития
центр тяжести переносится в сферу экономики,
поэтому в деятельности государства ключевое
место занимает экономическая функция;
на других – в сферу политики, тогда повышенное
внимание уделяется реализации функций
государственной власти. Выполнение каких-либо
задач ведет к исчезновению одних функций,
появление новых — к возникновению других.
3. Система (классификация) функции
государства.
Для изучения функций государства,
практического использования научных
знаний в этой области эффективно используется
метод классификации, ибо без этого метода
упорядочить и сопоставить все многообразие
государственно-правовых явлений и процессов
практически невозможно.
Классификационные критерии,
т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести
те или иные функции к конкретному классу,
группе, имеют разный характер.
Существуют различные основания
для классификации функций государства.
В юридической литературе выделяются
следующие критерии классификации:
- по сферам реализации;
- по продолжительности действия;
- по социальной значимости;
- по правовым формам существования (принципу
разделения властей);
- на основании территориального масштаба
Общепринятым считается разделение
функций по сферам реализации внутренние
и внешние. Внутренние функции направлены
на решение проблем, существующих внутри
государства. Внешние функции связаны
с реализацией задач на межгосударственном
уровне, где государство выступает субъектом
международно-правовых отношений. Следует
отметить, что среди ученых нет единого
мнения по поводу перечня внутренних и
внешних функций государства.
В зависимости от продолжительности
времени своего действия функции государства
подразделяются на постоянные и временные.
Постоянные функции осуществляются на
всех этапах существования и развития
государства, например, экономическая
функция, временные функции характеризуются
непродолжительностью существования,
что обусловлено спецификой задач государства
на отдельных этапах его жизни. Они
прекращают своё действие с решением определённой
задачи, как правило, имеющей чрезвычайный
характер (например, функция оказания
помощи региону, где произошло землетрясение).
По социальной значимости принято
выделять: основные и неосновные. Конечно,
такое деление весьма условно, т. к. критерий
такого разграничения четко не определен.
Каждая функция государства является
объективно необходимой для данного государства.
Все виды деятельности государства равно
важны, но это не исключает, конечно, возможности
определения на разных этапах приоритетных
направлений, на которых следует сосредоточить
внимание в первую очередь. Эти направления
становятся для государства основными.
Под основными функциями понимаются «наиболее
важные направления его деятельности,
охватывающие собой ряд отдельных однородных
направлений государственной работы»,
а под неосновными функциями государства
подразумевается «относительно более
узкие направления его деятельности, входящие
в состав основных функций как элемент
их внутренней структуры».
Но следует иметь в виду, что,
например, в нестандартных, чрезвычайных
ситуациях та или иная функция государства
становится «главнее» среди равных прочих
функций. Например, в условиях войны функция
обороны главенствует среди экономической,
социальной и прочих, а в условиях экологических
катастроф и аварий – экологическая функция
выходит на первый план.
Охрана интересов человека
и его прав скорее является не функцией,
а целью государства, причем любого, уважающего
своих граждан. Но если даже считать таковую
цель полноправной функцией, то ее осуществление
невозможно без осуществления всех иных
функций государства, что само по себе
ставит под вопрос главенство и автономность
рассматриваемой функции.
К числу критериев можно отнести
и принцип разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную. А значит, и
функции государства подразделяются на
законодательные, управленческие и судебные,
что в принципе отражает механизм реализации
государственной власти.
Классификация функций
государства приводится также
на основании территориального
масштаба, в пределах которого
они реализуются. В федеративном
государстве – это функция
федерации в целом и субъектов
федерации. В унитарном государстве
– это функции, осуществляемые
на территории единого, лишь в
административно-территориальном плане
делимого государства. В конфедерации
– это координирующие функции
всего сообщества (союза) государств
и функций, которые реализуются
на территории каждого из участников
этого союза государств.
4.Основные функции государства.
Внутренние функции - это основные
направления деятельности государства
по управлению жизнью общества.
К внутренним функциям,
охватывающим сферу внутренней, самостоятельной
жизни государства, непосредственно
касающимся каждого члена общества, относятся
следующие виды функций:
Охранительная.
Экономическая.
Социальная.
Культурно-воспитательная.
Природоохранительная.
К внешним функциям,
направленным на обеспечение существования
государства в мировом обществе, относятся:
Защита государства от вооруженных
нападений других государств.
Поддержание международных
политических отношений (дипломатическая
деятельность), экономических и культурных
связей.
Борьба с международной преступностью.
Участие в международной охране
окружающей Среды.
Реализация функций осуществляется
различными государственными организациями.
Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения
и связи между ними определяются
функциями государства. Функция всегда
первична по отношению к выполняющей ее
государственной организации. Функция
- это идея, необходимость деятельности,
ее направление, а государственная организация
- это та материальная сила, которая воплощает
данную идею, материализует ее. Государственная
функция - это очень широкое направление
деятельности и она не может быть реализована
какой-то одной государственной организацией.
Каждая из государственных организаций
в отдельности имеет свои особенные функции,
отличающиеся по масштабу от государственных
функций. Функции государства
выполняются своей совокупностью государственных
организаций.
Политическая функция государства
предполагает формирование легитимной,
компактной и эффективной системы управления
жизнью общества. Прежде всего, государство
является субъектом, реализующим народовластие.
Статья 3 Конституции России определяет,
что носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно,
а также через органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Государство направляет свою
деятельность на развитие и реформирование
общества в целях наиболее полной реализации
прав и свобод человека. В его ведении
находятся поиск, формулирование и осуществление
приоритетных задач общества на конкретном
историческом этапе. Кроме того, как уже
упоминалось выше, государство выступает
социально-политическим арбитром, обеспечивая
согласование противоречивых групповых
и индивидуальных интересов, поиск социального
компромисса, урегулирование социальных,
религиозных и межнациональных конфликтов.
Экономическая функция государства
подразумевает выработку экономической
стратегии, регулирование рыночных отношений
с целью функционирования экономики страны
в оптимальном режиме.
При этом государство осуществляет
данную функцию как прямыми методами путем
императивных предписаний, так косвенными
- предоставление льгот по налогообложению,
льготных кредитов из бюджета государства
и др.
Финансовая функция государства
включает эмиссию и упорядочение денежного
обращения на территории государства.
Государство также формирует бюджет -
централизованный денежный фонд, используемый
выполнения публичных задач и функций.
Через бюджет осуществляется перераспределение
национального дохода, прежде всего от
отраслей материального производства
в некоммерческие отрасли - науку, образование,
здравоохранение, государственную службу.
Главный источник формирования бюджетов
- налоги и сборы. Налог представляет собой
основанное на законе, односторонне-принудительное
изъятие государством в свою собственность
части имущества, принадлежащего налогоплательщикам.
При этом каждый пропорционально своим
доходам обязан участвовать в образовании
централизованных бюджетных фондов. В
нашей стране обязанность по уплате налогов
закреплена в Конституции.
Социальная функция государства
заключается в том, что государство обязано
обеспечить своим гражданам гарантированный
минимум жизненных благ, включая пищу,
жилье, медицинское обслуживание. Социальная
защищенность личности предполагает обеспечение
минимально необходимого жизненного уровня
для каждого. Социальная функция включает
справедливое распределение материальных
благ, борьбу с безработицей, материальную
поддержку отдельных слоев населения,
а именно - пенсионеров, инвалидов, детей,
лиц, пострадавших от стихийных бедствий,
беженцев. Кроме того, государство ответственно
за создание надлежащих условий для труда,
отдыха, оздоровления населения.
Правоохранительная функция
государства заключается в том, что государство
должно гарантировать равенство всех
перед законом, судом, устанавливать правила
поведения во всех сферах жизни общества,
носящие общеобязательный характер для
всех членов общества. Эта задача реализуется
в процессе правотворческой деятельности,
которой занимаются практически все государственные
органы. Государство обеспечивает правопорядок
и безопасность в сообществе, используя
для этого систему правоохранительных
институтов. Последние включают армию,
суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию,
прокуратуру, нотариат и другие органы.
Правоохранительная деятельность государства
направлена на точное и неуклонное осуществление
всеми участниками общественных отношений
правовых норм, то есть на обеспечение
правомерного поведения. Составной частью
указанной функции является правовая
пропаганда среди населения.