МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства
и права
Функции государства
(курсовая работа)
Выполнила студентка
2 курса, 327 группы
Киреева М.Р.
———————–
(подпись)
Научный руководитель
к.ю.н., доцент
Синкин К.А
———————–
(подпись)
Работа защищена
_________________2013г.
Оценка ________________
Барнаул 201
Содержание
Введение
Основная часть
1. Понятие функций государства……………………………
1.1. Понятие и содержание функции
государства……………...
1. 2. Признаки и развитие функций
государства……………….
2. Классификация функций государства…………………….
2.1. Критерии классификации……………………………………
2.2. Внутренние и внешние функции
государства……………..
3. Формы и методы осуществления
функций государства…….
3.1. Формы
осуществления функций государства………………….
3.2. Методы осуществления функций государства………………....
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………..
Введение.
Вопрос о функциях государства
на любом этапе развития является одним
из важнейших в общей теории государства.
Это связано, во-первых, с тем, что в функциях
проявляется сущность государства, его
социальное назначение. Поэтому познание
функций служит предпосылкой познания
главного и определяющего в государстве.
Во-вторых, функции государства определяют
его структуру. Иными словами, структура
государственной деятельности определяется
системой тех общественных отношений,
на которые государство оказывает необходимое
воздействие, и её невозможно характеризовать
в отрыве от системы регулируемых государством
общественных отношений. Изменение функций
неизбежно ведёт к изменению структуры.
Выбор данной темы работы также
обусловлен ее несомненной актуальностью
в современный период. В советской юридической
науке был выработан взгляд на проблему
государства, служивший в течение ряда
десятилетий идеологическим оправданием
тоталитарного режима. Обстановка изменилась
в связи с официальным признанием необходимости
формирования в нашей стране правового
государства в начале 90-х гг. XX века.
Перед новой Россией стоят новые
задачи и цели, произошли изменения, требующие
выделения новых функций, присущих
современной России. И наконец, вопрос
функций государства остается и к настоящему
времени дискуссионным. Существуют различные
подходы к их определению и классификации.
В юридической литературе встречаются
во многом противоположные точки зрения
по этому вопросу, а на страницах журналов
зачастую можно обнаружить критические
отзывы о вышедших из печати новых учебниках
и монографиях.
Объектом исследования
в курсовой работе являются функции государства.
Предметом исследования
являются общественные отношения, которые
связаны с рассмотрением функций государства.
Цель моей работы – наиболее полно
раскрыть понятие «функции государства».
Достижение таковой цели возможно при
выполнении следующих задач:
- раскрытие
понятия функции государства, позиций
различных ученых в определении
функций государства;
- раскрытие
сущности функций государства
с учетом тенденций их изменения;
- выделение
формальных признаков функций
государства;
- характеристика
различных классификаций функций государства;
- рассмотрение форм и методов
осуществления функций государства.
.
I. Понятие функций
государства
1.2. Понятие и содержание
функции государства
Термин «функция» в отечественной
и иностранной научной литературе имеет
различные значения. Само понятие «функции»
не является собственно юридическим.
В философском плане оно рассматривается
как «внешнее проявление свойств какого-либо
объекта в данной системе отношений»;
как
совокупность обычных или же
специфических действий отдельных лиц
или органов, обусловленных их природой
или необходимостью выживания; наконец,
как наличие у отдельного лица или группы
лиц специфических обязанностей, выполнение
которых им предписывается в процессе
выполнения ими служебной деятельности
(функции врача, полисмена и.т.п.)1
Применительно к государству
трактовка термина функции становится
еще более широкой. В трудах значительной
части правоведов стран ближнего и дальнего
зарубежья функции государства рассматриваются
как основные направления его деятельности,
как стороны их социального назначения,
виды социальной деятельности. Подобную
точку зрения высказывает и И.С. Самощенко.
Он считает, что функции государства –
это его социальное назначение внутри
и вне страны.2
Широкое признание имеет определение
функций государства как направления
его деятельности, в которых выражаются
и конкретизируются его классовая сущность,
служебная роль, задачи и цели, закономерности
развития.3
Аналогичный взгляд с некоторыми
модификациями на понятие функций государства
выражал А.П. Глебов. Он определил функцию
государства как социально-классовое
назначение государства, реализующееся
в целенаправленном его воздействии на
общественные отношения (объекты функций).4
В ряде работ функции государства
рассматриваются, например, как сущность
(содержание) деятельности государства
во внутренней и внешней сферах, как отношение
политически господствующего класса к
остальным классам и политическим группам
и др.. Сторонники первого тезиса по существу
ставят знак равенства между сущностью
и функциями государства, второго – допускают
элемент смешения понятия функций государства
с известным ленинским определением политики
как области отношений всех классов и
слоев к государству5
Ряд авторов, и в частности В.М.
Манохин, под функциями государства понимают
не «направление», а «части его деятельности»,
из которых слагается вся государственная
работа, и подчеркивают, что представление
о функциях государства дает практическая
деятельность государственного аппарата.6
С этим мнением вряд
ли можно согласиться полностью, так как
далеко не всякую деятельность или часть
деятельности государства следует равнять
с понятием «функция государства». К тому
же в данной трактовке слишком преувеличена
роль государственного аппарата.
Совершенно обособленно от
других авторов выглядит толкование функции
государства Л.И. Каском и Л.В. Николаевой,
которое базируется на философской трактовке.
Иными словами, под функцией государства
эти авторы понимают его конечные цели,
которые остаются неизменными на всем
протяжении существования государственности
или, во всяком случае, на протяжении существования
государства определенного исторического
типа.7
Л.А.Морозова предлагает трактовку
функций не только как направлений деятельности
государства, но и как механизм государственного
воздействия на общественные процессы,
ссылаясь на то, что выполняя определенные
функции в тех или иных сферах жизни общества,
государство одновременно посредством
проводимых реформ, различного рода преобразований,
правового регулирования общественных
отношений воздействует на состояние
общественных процессов.8
Однако, С.А.Комарову представляется,
что включение механизма государственного
воздействия на развитие общественных
процессов в понятие функции государства
не совсем справедливо, так как тем самым
делается попытка свести функции государства
в целом к функционированию его механизма,
а также подменить функционирование государства
различными способами правового воздействия,
хотя в науке существует такое самостоятельное
понятие, как правовые формы осуществления
функций государства.9
Зарубежные юридические и политические
теории сводят проблему функций государства
к деятельности его отдельных органов
и обсуждают законодательную, судебную,
налоговую и тому подобные функции государства.
Некоторые западные авторы выделяют функции
государства как организации защиты «общего
блага», «всеобщего благоденствия», «охраны
справедливости». В целом для западного
учения о государстве характерно понимание
функций государства, основанное на отрицании
закономерной зависимости сущности государства
и реального содержания его деятельности
от материальных и экономических условий
существования господствующих классов.
Например, в работах Г. Кельзена
при рассмотрении деятельности государства
как «чисто юридического феномена», сугубо
юридического лица и как своеобразной
корпорации, внимание уделяется лишь попыткам
проведения различий между государством-корпорацией
и другими сопредельными корпорациями.
Государство, пишет в связи с этим Г.Кельзен
в своей широко известной работе «Общая
теория права и государства», если рассматривать
его как «чисто правовой феномен, как юридическое
лицо», есть не что иное, как корпорация.
«Вопрос, однако, заключается в том, как
государство-корпорация отличается от
других корпораций»10
С.А.Комаров рассматривает функции
государства в логической связи «цель
– задачи - функции» и на этом основании
дает следующее их определение: «Функции
государства – это основные (главные)
направления (стороны, виды) деятельности
государства по реализации стоящих перед
ним задач для достижения определенных
целей, обусловленных как классовой, так
и общесоциальной его сущностью и социальным
назначением»11
Такое определение, как мне
кажется, логически выстроено и заслуживает
внимания. Таким образом, анализ научной
полемики по вопросу о понятии функций
государства показывает, что, несмотря
на определенные расхождения в определении
этого понятия, идет тенденция к сближению
взглядов, использованию всего наиболее
рационального, что внесено в теоретическую
разработку данной проблемы различными
авторами. С учетом достигнутого к настоящему
времени уровня разработанности концепции
идет процесс синтезирования существующих
толкований и точек зрения, что позволяет
в значительной мере преодолеть противоречия
и расхождения. Многие теоретические воззрения
все больше сводятся к признанию того,
что во всех случаях обсуждения функций
государства речь идет о деятельности
и роли государства, а функции государства
в любой исторический период обусловливаются
объективными общественными потребностями.12
Понятие функции государства
появилось и стало развиваться на предыдущем
этапе развития отечественной истории
государства и права. В рамках марксистко-ленинского
подхода выделялась классовая сущность
государства, а предмет, направление и
содержание деятельности государства
изменяются в зависимости от изменения
классовой сущности и формы государства.
На современном этапе также сохраняется
классовый подход к деятельной стороне
государства, но с важным уточнением: расширяется
и углубляется понимание социального
назначения государства, отвергается
жесткая связь между изменениями классовых
характеристик государства и его функций.
Как показала история, эта связь более
многогранна, а на функции более влияют
не столько классовые характеристики
государства, сколько новые условия и
проблемы современной жизнедеятельности
общества, существования цивилизации
(экология, ядерное вооружение, демография,
сырьевые и иные глобальные проблемы).13
Как справедливо отмечает Л.А.Морозова,
общесоциальная деятельность государства
обеспечивает определенную степень устойчивости
отношений и связей внутри общества, его
целостность и единение на базе общественных
интересов. Чем больший удельный вес общесоциальных
функций, тем выше роль государства как
инструмента преодоления противоречий,
средства достижения общественного компромисса,
стабилизации общественных связей. Такая
роль государства вынуждает его отказываться
в своей практической деятельности от
использования исключительно методов
насилия, принуждения. Все чаще ему приходится
обращаться к авторитету общедемократических,
гуманистических институтов и идей, например
к идее правового государства, господства
права в общественной и политической жизни,
соблюдения прав человека, защиты национальных
меньшинств, различным формам участия
населения в государственной и общественной
жизни, к поддержке начал самоуправления,
обеспечению свободы печати и гласности,
судебной защите прав законных интересов
гражданина и др..14
В этой связи рассмотрим содержание
функций, присущих государствам разных
общественно-экономических формаций по
мнению С.А. Комарова.15
Итак, функции государств эксплуататорских
типов имеют существенные общие черты:
1) ведущее значение функции
прямого подавления эксплуататорским
меньшинством эксплуатируемого большинства
населения. Различия касаются приемов,
масштабов, конкретных целей подавления
и классов, в отношении которых оно осуществляется;
2)охрана частной собственности
на орудия и средства производства; различия
вытекают из особенностей самих форм частной
собственности;
3) обеспечение лишь внешних
условий существующих отношений
эксплуатации, ограниченное вмешательство
государства в экономику.
Функции государства демократического
типа противоположны в своем содержании
функциям эксплуататорских государств:
1) второстепенное значение
функции прямого подавления; оно осуществляется
большинством населения в отношении свергнутого
эксплуататорского меньшинства и постепенно
утрачивает свое значение, хотя рецидивы
могут быть;
2) охрана всех существующих
различных форм собственности
на средства производства;
3) ведущее значение организаторских
функций, неизвестных эксплуататорским
государствам;
4) целенаправленность функций
на решение задач демократического
строительства.
В деятельности государства
присутствуют одновременно как классовые,
так и общесоциальные начала. Таким образом,
по источникам возникновения функции
государства можно подразделить на:
А) вытекающие из классовых
противоречий;
Б) вытекающие из потребностей
общества.