Функции государства: понятие и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, как и что «делает» государство.
С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стратегия обдуманных действий на опережение.

Содержание

Введение 3
1 Понятие функций государства 5
2 Эволюция функций Российского государства 9
3 Классификация функций Российского государства 16
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная теория государства и права.docx

— 48.20 Кб (Скачать файл)

Доверие к государству, государственной  власти, степень их поддержки населением (социальная легитимность власти) находятся  в прямой зависимости от демократического содержания функций государства, его  умения и желания учитывать в  своей деятельности многообразные  классовые, групповые, национальные и  другие социальные интересы. «Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естественные права и свободы, осуществляющее репрессии против своего народа или  отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями  разных стран, не может считаться  цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами, на благоприятное общественное мнение мирового общества»

В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов  непримиримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего. класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства - подавление сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в  самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс - стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления  изменились.

Итак, по причинам (источникам) возникновения  функции государства можно подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых  противоречий (подавление сопротивления  эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды  и др.).

По направленности функции государства  подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в  обществах, где основной экономический  потенциал сосредоточивался в руках  того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной  собственности, за посягательства на которую  устанавливались более суровые  меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка - важнейшая  и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве  на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому  данная функция модифицируется и  становится функцией охраны Прав и  свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние  десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью Дмитриев ЮЛ. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. №7.

Вторая половина XX столетия характеризуется  тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить  экономическая функция. Теперь государство  вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции  между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями  и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство  выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Экономическая функция государства  имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально  ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому  посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права  и интересы граждан - вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию  в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное  законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров  широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом  и импортом ряда товаров, стимулирует  развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена  потребностями развития общества в  целом.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции  государство создает фонды, которые  расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства  регламентируется особой отраслью - социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства - обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания  и развития здравоохранения, народного  образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство  создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их Морозова Л А. Функции Российского государства  на современном этапе // Государство  и право. 1993. №6.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно  осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется  сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные  масштабы научных исследований и  экспериментальных работ очень  сильно возросли. Поэтому государство  берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью  оплачивает расходы по фундаментальным  теоретическим исследованиям.

Внешними функциями государства  традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических  отношений. В наше время в связи  с формированием мирового рынка  активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается  коллективная безопасность, создаются  международные миротворческие вооруженные  силы. Все это и обусловило появление  соответствующих внешних функций.

Особую проблему представляет решение  вопроса о централизации и  децентрализации функций государства, который имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, например СНГ, с неизбежностью встают вопросы разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между надгосударственными органами и органами государства. При этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения границ (государственных и административных), двойного гражданства, свободы передвижения граждан и многих других вопросов.

Например, в пределах Российской Федерации  возникают проблемы децентрализации  функций. Необходимо разграничить сферы  деятельности полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти на местах как  бы трех уровней: органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, органами власти автономных областей и округов и органами власти краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Есть такие вопросы, при решении  которых централизация, понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна делу. Это  относится к таким стратегическим вопросам, к совместная оборона, обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и т.п. Но есть вопросы другого рода, где объективно требуется децентрализация функции государства, учет местной специфики, который может быть осуществлен только местными органами власти. Например, в процессе перехода к рыночной экономике для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов и органов местного самоуправления.

 
 
 

 

3. Классификация функций российского  государства

 

Функции российского государства  делятся на внешние и внутренние.

Основные внутренние функции российского  государства.

В драматический переходный период, который переживает наша страна, на первый план выдвигается экономическая  функция государства, ибо без  оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному  государству будут заблокированы.

Экономическим фундаментом отечественной  государственности должны быть многоукладная  экономика, равные возможности для  существования и развития всех форм и видов собственности. В такой  ситуации перспективными станут те из них, которые на деле докажут свое преимущество. Сейчас в стране нужно  производить только ту продукцию, которая  необходима человеку, государству, мировому рынку. Поэтому главное здесь - приоритетная государственная поддержка отечественного товаропроизводителя Владимиров В А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992. Верный резерв подъема экономики - демонополизация российского производства. Не может быть нормальной экономики, подлинной конкуренции, пока одно предприятие диктует другим свои условия только потому, что оно единственное. В этом деле без антимонопольного законодательства не обойтись.

Новый экономический механизм (институты рыночного хозяйствования, системы государственного управления, демонополизации, налогообложения, хозяйственного законодательства) еще только создается. Вот почему формирование системы государственно-правового регулирования рыночной экономики есть не откат назад, а движение вперед, развитие реформы, укрепление Российского государства. В плохо управляемой рыночной экономике никогда не будет настоящего рыночного хозяйства.

Экономическая функция реализуется  по двум взаимосвязанным направлениям деятельности государства: 1) установления форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования; 2) обеспечения надежной охраны и защиты всех существующих форм собственности Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 2002..

Методы реализации экономической  функции зависят от форм собственности  и видов хозяйствования. К государственному сектору экономики государство  должно относиться как полноправный хозяин, иначе не преодолеть неразбериху, не остановить разбазаривание государственной собственности. Здесь возможны методы гибкого планирования, государственного заказа, а при проведении кадровой политики - и административные методы. Однако главным и тут, видимо, должен быть метод материального и морального стимулирования.

Хозяйственно-экономические структуры  гражданского общества самоуправляемы. Государство может воздействовать на них экономическими методами и правовыми средствами.

При многоукладной экономике государство  обычно регулирует экономические процессы путем: установления государственных цен на отдельные стратегические и социально значимые виды продукции; распределения квот на сырье, импорт; установления (в той или иной мере) заработной платы; льготного кредитования и инвестирования; государственных субсидий и налогов.

Важнейшая обязанность государства  состоит в том, чтобы надежно  защитить свою экономическую основу (все формы собственности) от расхитителей, преступников. Для этого необходимо совершенствовать и обновлять законодательство, направленное на охрану экономической  основы государства, повышать качество работы правоохранительных органов.

Продолжением экономической функции  в сфере распределительных отношений  является социальная функция. Главное  ее назначение - обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать  для всех граждан равные возможности  в обеспечении материального  благополучия. В этой функции наиболее ярко выражается гуманистическая природа  государства, его призвание разрешать или смягчать социальные противоречия в обществе на началах справедливости, обеспечивать человеку достойные условия жизни, гарантировать ему определенный объем материальных благ. Именно здесь проявляется такое свойство государства, как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к потребностям и нуждам людей. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российское государство - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Информация о работе Функции государства: понятие и их классификация