Функции государства: понятие и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, как и что «делает» государство.
С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стратегия обдуманных действий на опережение.

Содержание

Введение 3
1 Понятие функций государства 5
2 Эволюция функций Российского государства 9
3 Классификация функций Российского государства 16
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная теория государства и права.docx

— 48.20 Кб (Скачать файл)

Социальная цена издержек и ошибок в проведении реформ оказалась столь  внушительна, что ставит под сомнение необходимость самих реформ, вызывает у многих либо безразличное к ним  отношение, либо активное или пассивное  им сопротивление. Давно сказано  и доказано, что даже самые лучшие планы, самые необходимые и полезные реформы могут быть извращены, загублены  плохим их исполнением. Однако сами реформы  тут не при чем, виноваты реформаторы, их волюнтаризм, некомпетентность, безответственность.

За последние годы десятки миллионов  жителей страны оказались за чертой бедности. Среди них и люди преклонного  возраста, и трудоспособные рабочие, и крестьяне, и интеллигенты, ученые, работники высшей школы. Невыносимы условия жизни многих молодых  семей Дмитриев ЮЛ. Соотношение понятий  политической и государственной  власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. №7. В обществе возникло вопиющее и уродливое по своим исходным нравственным началам неравенство. Баснословно богатыми оказались  не талантливые люди, не активные предприниматели, товаропроизводители, а те, кто расхищал, разбазаривал, продавал за рубеж созданное многолетним трудом общенародное достояние, т. е. разбогател криминальный капитал - главный источник роста преступности, обнищания и деградации общества.

Чтобы изменить столь взрывоопасную  социальную ситуацию, государству целесообразно  свою деятельность на ближайшую перспективу  подчинить следующим задачам: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев; более равномерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между различными группами населения; активно развивать социальное законодательство, создать социальный кодекс Российской Федерации. Новой для социальной функции является проблема безработицы. Здесь нужны, во-первых, меры по защите полностью или частично безработных, во-вторых, государственная забота о снижении уровня безработицы.

В условиях рыночной экономики значение основной получает функция по налогообложению  и взиманию налогов, органично связанная  с экономической и социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Отсюда принципиальное значение приобретают государственная политика налогообложения, обязанность государства в интересах социальной справедливости регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем прогрессивного налогообложения.

Закон об основах налоговой системы  в Российской федерации от 27 декабря 1992г. определяет права, обязанности  и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок  установления или отмены налогов  и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов  и контроль за их взиманием на территории Российской Федерации. Однако этот закон перестал соответствовать требованиям сегодняшней жизни. Назрела необходимость обновить и кодифицировать налоговое законодательство. Налоговая система должна поддерживать производителей, работающих на потребительский рынок, стимулировать инвестиции. Налоговое бремя необходимо перенести со сферы производства в сферу торговли и потребления. Как воздух, требуется России прогрессивное законодательство, препятствующее резкому социальному расслоению общества. Нужно создать также организационно-правовые механизмы, обеспечивающие невозможность уклонения от налоговых платежей, ибо это явление носит массовый характер.

Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка - тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции  РФ говорится, что Россия - правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы  конституционные права и свободы  человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными. Пока же страну захлестывает высокий вал преступности, честь  гражданина, неприкосновенность его  личности, жилища и другие права  беззащитны перед преступниками, бюрократами, коррупционерами. Решать проблему безопасности гражданина необходимо с применением  правовых, организационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и развитая и доступная система юридической  помощи населению.

Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное  значение функции охраны природы  и окружающей среды. Экологически агрессивное  промышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по отношению  к человеку, его здоровью, благополучию будущих поколений. Право граждан  на благоприятную окружающую среду  закреплено в Конституции. Поэтому  конституционной является обязанность  всех органов государства обеспечивать условия, способствующие оздоровлению природы.

Главное внимание здесь должно быть уделено обеспечению экологически безопасного устойчивого развития страны в условиях рыночных отношений; охране окружающей среды (в том числе  выводу из кризисной экологической  ситуации крупных городов и промышленных центров, радиационной безопасности населения); оздоровлению и восстановлению нарушенных экосистем России; участию в решении  глобальных (мировых) экологических  проблем. Назрела острая потребность  в научно обоснованной концепции  перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач.

Выход российской экономики из кризиса  немыслим без развития науки и  техники, что и определяет важное значение функции государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства в последние годы к этому жизненно важному направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда мощном научно-техническом потенциале страны. Ежегодно многие тысячи ученых вынуждены искать хлеб насущный либо в коммерции (и тогда прощай, наука), либо за рубежом. В то же время почти приостановился приток в науку свежих молодых сил. Страна постепенно теряет современную техническую инфраструктуру, ценнейшие (прежде всего наукоемкие) производства. Мы уже отстаем не только от мировых достижений, но и от самих себя. Если ситуация не будет изменена, то у России не будет шансов на достойное место среди государств мира в грядущем XXI столетии.

Основная цель всех преобразований в организации науки - создание благоприятных  условий для творческой деятельности первичных научных коллективов. Для этого необходимы бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований, принятие закона о науке и научно-технической политике.

Внешние функции российского государства.

Глубокие преобразования всей системы  общественных отношений внутри страны не могли не отразиться на российской внешней политике. Но за последний  период неузнаваемо изменилась не только Россия. Другим, более сложным и  непредсказуемым стал весь мир.

Основа внешнеполитического курса  Российского государства - общепризнанные принципы и нормы международного права. Россия уважает суверенитет, территориальную целостность и  независимость других государств и  того же требует от них. В рамках этих универсальных принципов наше государство будет защищать свои интересы и, если понадобится, твердо и  жестко. Так делает любое уважающее себя государство, особенно когда речь заходит о защите прав человека, его чести и достоинства.

Насущные проблемы интеграции в  мировую экономику, использования  преимуществ международного разделения труда выдвигают в число важнейших  функцию торгово-экономических, партнерских  связей с мировым сообществом. Реализация ее требует, чтобы меры по либерализации  экспорта сопровождались установлением  строгого государственного контроля над  вывозом из страны стратегически  важных сырьевых и энергетических ресурсов и валютного контроля. Цель такого контроля и всей торгово-экономической  деятельности государства - не допустить  превращение России в сырьевой придаток развитых капиталистических стран. Сегодня жизненно необходимы также  самые жесткие санкции против нарушителей, незаконно укрывающих за границей валютные средства. Рассматриваемая  функция предполагает не только взаимовыгодную торговлю с другими государствами, но и привлечение иностранных  инвестиций в экономику России.

Не теряет актуальности и значения функция поддержания мира, оздоровления международной обстановки. В данном направлении у Российского государства  есть четкие приоритеты в международной  политике. Важнейший из них - недопущение  новой глобальной войны («холодной» или «горячей») Владимиров В А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992. Именно поэтому Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий. Но мы считаем этот принцип обязательным для всех, а не только для России, как полагают некоторые. Российское государство должно положить конец порочной практике односторонних уступок.

Российское государство активно  участвует в международных миротворческих акциях по разрешению международных  и межнациональных конфликтов. Современный  мир нуждается в новом взгляде  на глобальные проблемы и цели XXI в. И Россия способна генерировать здесь крупные оригинальные идеи.

Функция обороны страны также продолжает оставаться в ряду основных, ибо  одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение  военной безопасности Российской Федерации  Морозова Л А. Функции Российского  государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. Вооруженные Силы и другие войска России предназначены: для защиты суверенитета и территориальной целостности, других жизненно важных интересов государства в случаях агрессии против него и его союзников; пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия в пределах России, на ее государственных границах, границах других государств в соответствии с договорными обязательствами; проведения операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или согласно международным обязательствам России.

Растущая взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость  сотрудничества Российского государства  со всеми государствами планеты  в решении мировых, глобальных проблем - борьбы с международной преступностью, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения благоприятного глобального климата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение сделаем общие выводы по проделанной работе.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы  охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной  абстракции и соответствующие ему  понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения  и до настоящих дней задачи государства  не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем будут возникать и  новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые  необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство  является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего  класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

Конституция РФ закрепляет и гарантирует  равенство всех перед законом  и судом, право на жизнь, защиту достоинства  личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, выбора мест пребывания и жительства, свободу совести, мысли и слова, собраний, митингов и демонстраций, право на объединение, участие в управлении делами государства, свободу предпринимательской деятельности, защиту права частной собственности, в том числе на землю. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеет гарантии социального обеспечения, право на жилище, на охрану здоровья, на образование, на свободу творчества, на судебную защиту прав и свобод. Конституция России устанавливает обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом.

Каждая функция государства  имеет определенное содержание, поскольку  предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие  вопросы они решают.

Анализ основных направлений деятельности государства необходим, для того чтобы сначала выделить и описать  основные функции государства, идеалы и образцы, к которым следует  стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а  затем, оценить с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов  построения правового государства  и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю государства  и свободы человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Байтин М.И. Сущность и основные  функции социалистического государства.  Саратов, 1979.

2. Дмитриев Ю.Л. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. №7.

3. Кашанина Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М., 1996. С. 20-25;

Информация о работе Функции государства: понятие и их классификация